Консультация для родителей по теме «Роль детской журналистики в развитии личности дошкольника».
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Молчанова Ирина Леонидовна

На основе создания пресс-центра в группе был организован кружок «Юные журналисты». В его  основе лежит игра как преемственная форма обучения. Игровая мотивация является определяющей, но не единственной. Именно в ней зреет другая форма – учебная. За счет игровой мотивации развивается познавательная мотивация: чтобы играть, надо много знать. 

Целью работы кружка является развитие компетентностей ребенка через создание игровой ситуации. Задача кружка – развитие успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие социально необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detskoy_zhurnalistiki_v_razvitii_lichnosti_rebenka.docx106.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                                         «Детский сад общеразвивающего вида № 105»                                                                                              муниципального образования города Братска

Консультация

для родителей

по теме

«Роль детской журналистики

в развитии личности

дошкольника»

Составила:                                            

Молчанова И.Л.

воспитатель

1 кв. категории

г. Братск

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и незнакомыми. Его успехи, а так же душевное благополучие во многом зависит от того, насколько обширным был его круг общения в детстве. У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, автономность определяют развитие личности ребенка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции: «Я в обществе» (приобщения себя к миру людей), «Я и общество» (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение). 

Исходя из этого, на основе создания пресс-центра в группе был организован кружок «Юные журналисты». В его  основе лежит игра как преемственная форма обучения. Игровая мотивация является определяющей, но не единственной. Именно в ней зреет другая форма – учебная. За счет игровой мотивации развивается познавательная мотивация: чтобы играть, надо много знать. 

Целью работы кружка является развитие компетентностей ребенка через создание игровой ситуации. Задача кружка – развитие успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; развитие социально необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение. 

В содержание кружка включены различные виды деятельности: 
- познавательно-речевая: беседы на темы, возникающие в написании статей, творческие командировки, викторины, дидактические игры;

- игровая: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;

- продуктивная: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликации, создание коллажей.

Основными критериями являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для воспитанников работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используют такие методы:

-беседа с воспитателями, родителями;

- направленное наблюдение за ребенком, его общением со взрослыми и
сверстниками, выполнение им различных видов деятельности.

На первом занятии перед детьми ставится проблемная ситуация: «Мы хотим, чтоб о событиях детского сада знали все. Как быть?». Дети предлагают разные варианты обмена информацией, с которыми сталкиваются ежедневно: устраивать телепередачи, собирать родителей и рассказывать им, издавать и распространять газету. Обсуждая каждый вариант методом мозгового штурма, мы находим положительное и отрицательное, удобное и неудобное в каждом варианте. И постепенно дети приходят к необходимости издания в группе журнала.

Затем дети изучают газеты и журналы, их внешний облик, внутреннее содержание. Также предлагается просмотреть журналы прошлых лет. Они читают рубрики «Спортивная колонка», «Новости детского сада», «Гости детского сада», «Творческие командировки» и многие другие, предлагают свои варианты. Целью таких занятий является расширение представлений детей.

На последующих занятиях возникает потребность узнать, кто издает газеты. Руководитель кружка подробно знакомит с профессиями – журналист, фотограф, редактор, а также с их орудиями труда. Занятия состоят из таких заданий, чтобы дети почувствовали, какие навыки и умения нужны людям этих профессий. Они отмечают, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью. Для закрепления знаний о деятельности журналиста мы составляем модель деятельности юного журналиста:

-дети посещают интересные мероприятия в ДОУ;

-обрабатывают письма, пришедшие в редакцию;

-берут интервью, сочиняют свои статьи;

-печатают вместе с редактором обработанную информацию;

-художественно оформляют газету;

-делают верстку газету.

После того как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступаем собственно к самой игре: распределяем роли, берем интервью, ходим в творческие командировки, которые могут быть организованы как в ДОУ (посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада), так и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).

До начала интервью проводится предварительная работа, состоящая из обучения вести интервью. В этом детям помогают опорные карточки – схемы, картинки – символы. Они демонстрируют схему ведения диалога в виде опорного рисунка. Каждый рисунок заключает в себе тему речевого высказывания и варианты речевых обращений. Например, рисунок «Солнышко» - это приветствие, вход в диалог, речевые приветствия: «Здравствуйте!», «Добрый день!». Структура диалога: приветствие, цель, рассказ интервьюированного, отношение к этому, прощание, выражение благодарности за интервью. Если дети берут интервью у взрослого, они спрашивают об инструментах, которые помогают в работе, об обучении и об отношении к данной профессии. После того как дети составили статьи, редактор (руководитель кружка) оформляем их должным образом. Следующий этап – монтаж и дизайн журнала: изготовление иллюстраций, печать фотографий.

Большое значение мы придаем развитию эмоционально-волевой сферы детей. Полноценный диалог немыслим без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений. Такие отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками, что невозможно без освоения средств невербальной коммуникации, а также умения чувствовать партнера, его состояние. Занятия с элементами тренинга направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы. Они содержат игры и упражнения на представление о языке эмоций, как знаках подаваемых человеком о себе.  Знания о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.

Родители не остаются в стороне. Анкетирование родителей воспитанников, которые посещают кружок, показало, что они хотят принимать участие в издании журнала и отметили наиболее удобную для себя роль внештатных корреспондентов.

Кружок «Юные журналисты» формирует социально-коммуникативную  компетентность, дети в ходе издания журналов высказывают свое мнение, учитывают пожелания других, подстраивают ситуацию. Развивается креативность – дети получают удовольствие творческой реализации поставленных задач. Причастность к общему делу развивает инициативность. В процессе подготовки газеты дети приобретают способность ставить совместные цели, планировать работу, согласовывать мнения и действия. А самое главное, развивается ответственность – дети видят уважение со стороны взрослого и на этой основе формируется самопознание, «Я - концепция».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»

Консультация для родителей на тему:«Роль компьютерных игр в развитии дошкольника»...

Консультации для родителей по теме: "Роль детской книги в речевом развитии детей"

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт  И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Су...

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет»

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет огромную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личнос...

Консультация для родителей по теме «Роль детской журналистики в развитии личности дошкольника»

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и незнакомыми. Его успехи, а так же душевное благополучие во многом зависит от того, насколько обширным был его круг общения в дет...

Консультация для родителей по теме «Роль детской журналистики в развитии личности дошкольника»

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалогическую речь и коммуникативные навыки посредством детской журналистики....