Игры для сенсорного развития и мелкой моторики рук. Материалы для родителей. 1 младшая группа
консультация (младшая группа) на тему

Чичкова Ольга Милиевна

Игры для сенсорного развития и мелкой моторики рук.

Материалы для родителей.

1 младшая группа

 

Буклет и листовка для инфостенда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_sensorika.docx283.83 КБ
Файл znachenie_razvitiya_melkoy_motoriki_i_igry.docx58.46 КБ

Предварительный просмотр:

Что развивает матрешка?

Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.

Как играть с матрешкой?

  • Маленькая прячется от своих подружек (вкладываем матрешки друг в друга).
  • Матрешки идут на прогулку, в магазин, строятся на зарядку (выстраиваем ряд от большей к меньшей; вначале постройте их сами, «случайно» перепутав одну из них).
  • Матрешки идут домой (коробки разной высоты – домики матрешек; рассуждаем, почему большая матрешка не помещается в маленький домик).
  • Матрешки обедают, ложатся спать (подбираем  матрешкам подходящие по размеру тарелочки, кроватки – прямоугольники из бумаги, соответственно росту).
  • «Дай мне самую большую матрешку, самую маленькую». Усложнение: «дай мне матрешку, большую или меньшую, чем эта».
  • Игры в дочки-матери (матрешка не хочет ложиться спать, кушать; покатайте на машине, покормите).
  • Матрешки разговаривают (большая — низким, маленькая – тонким). 
    Матрешки – герои русской
    народной сказки

Рассказывая ребенку сказку («Репка») и играя с матрешкой, вы тренируете его речь, моторику и логику.

  • Расскажите сказку, показывая матрешек (в дальнейшем делайте паузу пред названиями матрешек, чтобы ребенок сам их назвал).C:\Users\бравый 2\Desktop\Сад\Оформление группы\nabor-gribochki-krasnokamskaya-igrushka-458.jpg
  • Постройте матрешек в ряд. «Кто самый большой? (Ребенок показывает или называет репку.) Кто самый маленький? (Мышка.) Где средняя матрешка?»C:\Users\бравый 2\Desktop\Сад\Оформление группы\бусы.jpg
  • Больше и меньше. «Кто больше Дед или Баба?» (Дед больше Бабы, а Баба меньше Деда.) Постройте всех матрешек в ряд, проговаривайте: «Большая матрешка, меньше, меньше, еще меньше, маленькая», – и обратно. Попросите ребенка повторить.C:\Users\бравый 2\Desktop\Сад\Оформление группы\83344248.jpgC:\Users\бравый 2\Desktop\Сад\Оформление группы\репка.jpg
  • Собираем матрешку (сначала ребенок надевает верхнюю половину, затем собирает сам). Если ребенок пытается сунуть большие матрешки в маленькие, не исправляйте, а подскажите: «ему будет здесь тесновато» или «слишком просторно».
  • Совмещаем детали картинки (игра «Дед заболел»: надо его «вылечить» сделав целым).

Игры для сенсорного развития и мелкой моторики рук


Почему так важно развивать мелкую моторику рук?

Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, развивает мышление.

Игры для развития
сенсорики и мелкой моторики

Сортировать мелкие предметы

Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Так же можно сортировать фасоль, горох, камушки, ракушки и проч. Поначалу не следует предлагать большое количество мелких предметов.

Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

Подберите сосуд с узким горлышком и мелкие предметы — это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. Можно использовать копилку, в которую малыш будет опускать картонные или металлические денежки. Проводить под контролем взрослого.

Отстегивать и пристегивать прищепки

Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него

Нанизывать бусины на шнурок

Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В случае затруднения можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием). Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.



Предварительный просмотр:

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев

У большинства современных детей отмечается слабое развитие моторики рук. Существуют специальные упражнения для развития мелкой моторики пальцев, книги, пособия и игрушки (например, игрушки с застежками на пуговицы, кнопки, молнии, бусы, шнуровки), пластичные материалы.

Почему так важно развивать мелкую моторику рук?

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Исследования физиологов доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, развивает мышление.

Развитие движений рук включает:

развитие хватания: ребенок учится захватывать предмет кулаком, щепотью или указательным и большим пальцами; определяет место предмета в пространстве, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы одной рукой, большие — двумя);

развитие соотносящих действий: ребенок совмещает два предмета или две части одного предмета (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.);

подражание движениям рук взрослого;

развитие движений кистей и пальцев рук.

Игры и упражнения для развития ручной моторики

Разминать тесто, пластилин, глину

Развитие силы рук. Когда малыш разминает тесто, пластилин или глину, происходит самомассаж ладоней и пальцев, развиваются мышцы рук, Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине) надавливая на него прямым указательным пальцем (всеми пальцами одновременно).

Вдавливать детали в пластилин

Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Если делать это в определенном порядке, тогда получится картинка-мозаика.

Мять бумагу

Развитие силы рук. Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу). Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки», сделать аппликацию.

Рвать бумагу

развитие соотносящих движений рук, развитие хватания. Предложите ребенку разорвать на кусочки или полосы листы бумаги или старые газеты (следует объяснить, что рвать можно только ненужную бумагу). Покажите, как следует захватывать пальцами обеих рук бумажный лист, а затем рвать его, потянув руки в разные стороны. Не забудьте все убрать по окончании игры вместе с малышом.

Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень.

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. В начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Можно усложнить задание, подбирая разные игрушки: сначала те, которые состоят из одинаковых элементов (одинаковых фигур равного размера), затем те игрушки, в основе которых лежит сборка разных деталей в определенном порядке.

Сортировать мелкие предметы

Развитие хватательных движенийхватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Ребенку предлагают перемешанные в одной коробке бусины, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Таким же образом ребенок может сортировать по цвету и размеру фасоль, горох, камушки, ракушки и проч. Поначалу не следует предлагать большое количество мелких предметов. В дальнейшем задание можно усложнять, увеличивая объем предлагаемого материала, а также усложняя принцип сортировки — можно сортировать предметы уже не на две, а натри, четыре, пять различных групп.

Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком

В таких играх мы развиваем умение хватать щепотью или двумя пальцами (большим и указательным). Подберите сосуд с узким горлышком и мелкие предметы — это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым. Можно использовать копилку, в которую малыш будет опускать картонные или металлические денежки. Не забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.

Отстегивать и пристегивать прищепки

Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него

Нанизывать бусины на шнурок

Развитие соотносящих движений, использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В случае затруднения можно использовать пластмассовую или деревянную иголку (или палочку с отверстием). Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура — толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста

Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую д...

Дидактическая игра " Остров сокровищ".Развитие мелкой моторики у детей в 1 младшей группе.

Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.  Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памят...

Дидактическая игра «Волшебный ковёр» для сенсорного развития и мелкой моторики рук.

Цель игры: Обучение способу прямого плетения (протаскивания) ленты горизонтально.Ход игры: Воспитатель показывает ковёр, дети рассматривают образец.Затем педагог предлагает сплести ковр...

«Опыт работы с родителями по сенсорному развитию и мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Мелкая моторика рук - волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем....

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

Консультации для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы"

Консультация для родителей по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы"...

Самообразование по теме: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.                ...