Главные вкладки

    План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)
    учебно-методический материал (младшая группа)

    Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».

     

    Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального педагогического мастерства и компетентности по вопросу: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

    Цель нашей работы:

    1. определение своеобразия «пальчиковых» игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста,

    создание условий для развития речи дошкольников через пальчиковые игры;

    Задачи:

    1. Изучить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

    2. Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей.

    2. Способствовать совершенствованию мелкой моторики детей через пальчиковые игры и гимнастики для рук и кистей.

    3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

    4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

     Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

    И так разберемся, что же такое мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, наклеивать, лепить, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохо развитой мелкой моторики пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, трафаретами, и даже пальчиковыми красочками, перебирать мелкие зернышки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

             

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников»  «Детский сад № 195 комбинированного вида»

    г. Кемерово

    План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

    Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

    Педагог: Дульская Оксана Николаевна

    Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)».

    Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального педагогического мастерства и компетентности по вопросу: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

    Цель нашей работы: 

    1. определение своеобразия «пальчиковых» игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста,

    создание условий для развития речи дошкольников через пальчиковые игры;

    Задачи:

    1. Изучить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

    2. Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей.

    2. Способствовать совершенствованию мелкой моторики детей через пальчиковые игры и гимнастики для рук и кистей.

    3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

    4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

     Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

    И так разберемся, что же такое мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, наклеивать, лепить, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохо развитой мелкой моторики пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, трафаретами, и даже пальчиковыми красочками, перебирать мелкие зернышки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     

    Сроки работы

    Формы  работы

    Практические выходы

    Сентябрь

    Создание и подбор картотеки пальчиковых игр, консультаций для родителей, папки передвижки.

    Подбор материала

    Октябрь

    Заучивание пальчиковых игр: ПРО «Осень», «Ежика», «Овощи».

    Дидактические игры настольные, «Бусы» и конструктор.

     Заучивание пальчиковых игр:

    «Компот», «Капуста», «Котик», «За грибами», «Листопад»,

    Оформление папки- передвижки игры с пальчиками. Подбор и разработка дидактических игр.

    Побуждать детей выполнять действия пальчиками.

    Текстовый материал

    Ноябрь

    Дидактическая игра Прищепки, «Дождик тучка», «Солнышко лучик», «Иголочки для ежика», и т.д.

    Дидактические Игры: «Гусеница»

    Развивать координацию движений пальцев рук мелкой моторики.

    Дидактическая игра: «Подбери наряд для куклы» Развитие мелкой моторики и движения пальцев.

    Дидактическая игра: «Шнуровки» Развивать координацию действий обеих рук, чувственное и эмоциональное отношение к результату своей выполненной до конца деятельности.

    Д/и «Найди вторую половинку», домашние животные. Разрезные картинки.

     

    Способствовать формированию детей пользоваться прищепками побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями.

    Формировать умение детей держать прищепки тремя пальцами. Сжимать ее и разжимать.

    Декабрь, течений года

    Консультация для родителей: «Большая польза от мелкой моторики». Создание картотеки игр с массажными мячиками «Су- Джек», и шишками.

    Подбор и разработка дидактических игр.

    1. Д/и: «Массажный мячик», «Веселые упражнения с Султанчиками, бильбоке. Развивать координацию движения, способствовать умению раскатывать султанчики между ладошками.

    2. Д/и с сыпучими материалами и песком (ищем ракушки и пуговицу мелкую, среднюю, большую,

    3) Разучивание пальчиковых игр:

    4) Д/и Помоги Кате разложить вещи по стиральным машинкам и выстирать  одежку на веревку повесить.

    Текстовой материал, консультация для родителей.

    Укрепление мелкой моторики пальцев рук, сенсорное развитие, различие предмета по форме и величине. Воспитывать у ребенка терпеливость в работе и доведение до конечного результата. Снять эмоциональное напряжение в работе.

    Январь, в течений года

    1. Папка передвижка для родителей «Для чего необходимы пальчиковые игры»
    2. Настольные игры на развитие мелкой моторики.» Мозаики с геометрическими фигурами», «Выложи транспорт и морских обитателей из геометрических фигур», Способствовать умению детей выкладывать из геометрических мелких фигур рисунок по образцу.
    3. Заучивание пальчиковых игр: «Зима», «Мишка», «зайчик», «летит муха», «ути- ути полетели», «у жирафа пятна пятнышки везде».  
    4. Нетрадиционная техника рисования.

    Текстовой материал

    Февраль

    1. Пальчиковые игры разучивание:

    «Про весну», «одежда», «С крыши капает капель», «Посадили зернышко» Д/и деревянная доска с резинками,

    1. Коробка с цветными отверстиями, ребенок должен разложить крышки в нужный цвет.
    2. Д/и из счетных палочек выложить, что изображено на картинке.
    3. Папка передвижка «Наши пальчиковые игры».

    Цель пальчиковых игр: формировать у детей положительный настрой на игру, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

    Защита открытого занятия.

    Март- апрель

    Заучивание пальчиковых игр:

    « Летит Муха», «Пчелка», «Уточка», «Масленница».

    Диагностика уровня развития мелкой моторики.

    Проведение диагностики, использовать метод наблюдения и включать  упражнения направленные на мелкую моторику, выявить результат проделанной работы с детьми, проанализировать все недостатки по мелкой моторики.

    Дидактические игры:

    Выставка подделок Бусы, ребенок и мама сделали сами. «Мелкая моторика».

    Текстовый материал

    Систематически

    Участие в конкурсах, конференциях, и т.д.

    Сертификаты, дипломы участника

    В течении года

    Проводить выставки в группе «совместная работа родитель и ребенок».

    Выставки

    Систематически

    Добиваться активного и результативного участия воспитанников в конкурсах

    Май

    Подведение итогов:

    Для достижения хорошего результата были поставлены цели и задачи, дети должны систематически выполнять различные упражнения направленные на мелкую моторику пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи ребенка но и на дальнейшую его жизнь, подготавливает руку к правильному выполнению задания, рисованию и дальнейшему письму.  В кистях рук проявляется хорошая подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.  

    Текстовый материал

     

    Список используемой литературы

    1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
    2. Т.А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва «Издательство Эксмо», 2007 год.
    3. С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»
    4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
    5. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

    6. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи». – АСТ, 2011.- стр 3,4,

    7.  Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь детей»,

    8. Бардышева Т.Ю Пальчиковые игры. –М: «Карапуз», 2007.

    9 . Большакова С.Е Формирование мелкой моторики рук :Игры и упражнения.

    10. Ермакова И.А Развиваем мелкую моторику у малышей, в течении года.

    11. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПб: Изд. Дом «» Литера» 2007.

    12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов- на – дону: «Феникс»,2007

    13. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

    Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов- на –Дону: Владис:М:

    14. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики – Спб: Корона – Век, 2007 год.

         15. Соколова Ю., Игры с пальчиками. – М: «Эксмо», 200 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

    Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражненийЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.Совершенствоват...

    «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

    Презентация на тему: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». В прецентации сообщается о пальчиковых играх и их влияние на развитие....

    План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

    Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

    План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

    План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

    Опыт работы «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

    Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...

    план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

    laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

    «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей средней группы »

    quot;Пальчиковые игры"Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подр...