План по самообразованию «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
материал по развитию речи (младшая группа)

Толстова Ирина Евгениевна

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Звёздочка»

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Толстова Ирина Евгениевна

Ф.И.О. педагога

воспитатель

должность

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном ДОУ

Квалификационная категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

30

30

30

I

2017

2022

 

  1.          ТЕМА:  «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

 

                               

2020 - 2021

учебный год

2 – 3 года

  1. Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
  2. Задачи:
  3. 1. Разработать и подобрать правильные пальчиковые игры, а также и дидактические игры на улучшение мелкой моторики, координации движения кистей, разработать пальчики;
  4. 2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  5. 3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  6. 4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
  7. Актуальность
  8. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
  9. И так разберемся, что же такое мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.  От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека. Дети с плохо развитой мелкой моторики пальчиков, неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
  10. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Также развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
  11. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Сроки

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Построим дом», «Пароход», «Семья», «Чайки».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка», игра со шнурками.

Подбор материала, ознакомление, этот пальчик - я».

Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Октябрь

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень».

Пластилинография

Игровое упражнение: «Покатаем машинки. Подержим предметы нетрадиционные в руках спортивные».

Игровой  материал

Ноябрь

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Составление картотеки пальчиковых иг.р

Текстовый материал. Привлечение родителей к работе оформлению уголков в группе.

Декабрь, в течение всего года

1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование, кончиками пальцев, использование дополнительных предметов.

2) Разучивание пальчиковых игр

3) Советы родителям «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Консультации для родителей

Январь, в течение всего года

Учить детей играм с мелкой моторикой  (сортировка различных круп, мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, игра с резиночками, шнуровка, застёгивание молний, игра с пластмассовыми яичками из киндер-сюрприза, игры с карандашами, работа с пластилином, кинетическим песком).

Игровой материал.

 

Февраль

Разучивание пальчиковых игр: «большая стирка», «помошники».

Цель пальчиковых игр: формировать у детей положительный настрой на игру, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: деревянные игрушки со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, резинок.

Текстовый материал

Март - апрель

Научить детей пользоваться пальчиковым театром, зверюшками с дырочками.

Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика.  

Цель: разучивать с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Молоточек», «тук -тук -тук»)

Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Систематически

Участие в конкурсах, конференциях, и т.д. Добиваться активного и результативного участия воспитанников в конкурсах.

Сертификаты, дипломы участника.

Май

Провести игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

Конструирование: «Паровозик из ракушек и пуговиц», «Машинка из пуговиц и ракушек», различных животных, рыбок.

Текстовый материал

  1. Список используемой литературы
  2. 1. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  3. 2. Т.А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва «Издательство Эксмо», 2007 год.
  4. 3. С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»
  5. 4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
  6. 5. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражненийЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.Совершенствоват...

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Презентация на тему: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников». В прецентации сообщается о пальчиковых играх и их влияние на развитие....

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...