План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2020–2021
методическая разработка (старшая группа)

Дубова Анна Сергеевна

План самообразован ия 2020-2021 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx281.69 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2020–2021

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли .

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.

 Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4)Создание картотеки пальчиковой гимнастики по темам недели.

Этапы работы

Сроки

Содержание работы

Сентябрь

Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования.

Октябрь

Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук в соответствии с комплексно-тематическим планированием ООП ДО

Ноябрь

Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Декабрь

Сделать игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)

Январь

Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

Февраль

Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи. Разучивание новых пальчиковых игр.

Март

Изготовление папки-передвижки. «Этот пальчик - я». Индивидуальная работа с детьми 

Апрель

Подготовить стен для родителей. Творческаявыставка «Любимые ладошки». Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Май

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

«Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возраста»

Полезные советы: «Для чего нужна ли пальчиковая гимнастика»

Картотека пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика по темам недели:

«Детский сад – это домик для ребят!»

«У девочек и мальчиков»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

«Детский сад»

В нашей группе все друзья                         дети ритмично стучат кулачками по столу
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша.                                                  разжимают кулачки, начиная с мизинчика

 «Осень разноцветная все разрисовала!»


Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

                 

«Грибы»

   

Раз, два, три, четыре, пять!                    «шагают» пальчиками по столу
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,                     загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел,                       начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

«Я корзинку овощей с огорода принесу!»

                                                          «У Лариски – две редиски!»
У Лариски – две редиски.                                      
по очереди разгибать пальчики
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

 «Купите  лук...»

Купите лук, зеленый лук                               Загибают по одному

Петрушку и морковку!                                          пальчику на обеих руках,

Купите нашу девочку,                                        начиная с мизинца.

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,                                   Разгибают по одному пальчику

 Петрушка и морковка,                                          а обеих руках, начиная с мизинца

Нужна нам только девочка,

 Шалунья и плутовка.

Эта долька – для бобра!

А для волка – кожура!

«Витаминки из корзинки!»

«Будем мы варить компот!»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:            Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок.                   Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ .

 «Апельсин».

Мы делили апельсин.                 Изображают апельсин – пальчики            В  кулаке                                                                                               

Много нас,                                                  руки согнуты в локтях, шевелят

                                                                     пальцами.

А он – один.                                               Пальцы сжаты в кулачки, кроме

                                                                     указательного.                                    

Эта долька – для ежа!                               Загибают по одному пальчику на

Эта долька – для чижа!                             Обеих руках, начиная с мизинцев.                          

Эта долька – для утят !

Эта долька – для котят!

«Что нам осень принесла?»

«Ягоды!»

Раз, два, три, четыре, пять,                    Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.
В лес идем мы погулять.                       Оби руки идут по столу.
За черникой,                                          Загибают пальчики, начиная с большого. 
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. 

«Как здоровье сохранить – научись его ценить!»

«Тише, тише не шумите!»

Этот пальчик хочет спать ,                                                           Загнуть большой палец
Этот пальчик лег в кровать,                                                         Загнуть указательный палец
Этот пальчик чуть вздремнул,                                                    Загнуть средний палец
Этот пальчик уж уснул                                                                Загнуть безымянный палец
Этот крепко-крепко спит                                                             Загнуть мизинец
Тише, тише, не шумите…                                                            Погрозить пальцем
Солнце красное взойдет, 
Утро ясное придет, 
Будут птицы щебетать, 
Будут пальчики вставать!                                                             Разогнуть кулачек.

«ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, (захватить каждый пальчик у основания и

выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

Затем руки я помою,                                                         («моют»)

Пальчик в пальчик я вложу,                                             («замок»)

На замочек их закрою и тепло поберегу…

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики!              (пальцы расцепить и перебирать ими)

«БУРЕНУШКА»

 Дай молочка, Буренушка,                    (Дети показывают, как доят корову.)

Хоть капельку — на донышке.                                      

Ждут меня котятки,                               (Делают «мордочки» из пальчиков.)

Малые ребятки.                                                    

Дай им сливок ложечку,                        (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Творогу немножечко,                                  

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье                                   (Снова «доят».)

Молоко коровье.

«Край родной - навек любимый!»

«Город. Страна»

На поляне дом стоит, «Дом»             изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются  

                                                                                                                                                                                     друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт.                  правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг

                                                                                                                            с другом, большие пальцы — вверх («ворота.
Мы ворота открываем,                           ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем.

«Город!»

Город – это улицы, проспекты и дома,                               Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные

                                                                                                                   постукивания пальцами по столу.
Площади, музеи и  парков тишина,               Ладонь левой руки лежит на столе; производить                              поочередные постукивания пальцами по столу.                                             

 Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин,                                                     Разводить пальцы в стороны и соединять.                                                      

  Быстрое движенье                                     Круговые движения руками, согнутыми в локтях.
Прохожих и машин.                                     Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.

«Летят пернатые друзья!»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.                    «зовущие» движения пальцев 4 раза,«режущие» движения одной ладони по другой
Приготовлю крошки, хлебушка немножко.                  пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!                        тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд, «катая из хлеба макароны»


                                                          

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей, прилетело?   Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Мы расскажем.                                                         Загибание пальчиков, начиная с большего.

Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                                    Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

«А кто живет на ферме?»

«Я в деревне отдыхаю…»


Я в деревне отдыхаю, Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.
Всех зверей домашних знаю: Разводить и соединять пальцы левой руки.
Кролик, лошадь и коза, Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.
Кот, корова и свинья. Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.
А еще баран с овцой,
Да верный пес - Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.
Помощник мой. Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»

«Пятачок!»

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок!
(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх - потягиваемся)
Встал на ножки,
Потянулся!
(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)
А потом присел,
Нагнулся!
(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)
И немножко поскакал,
И на месте пошагал.
(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)
А потом опять прилёг, -
Но уже на левый бок!

«Животный мир дикой природы!»

«На водопой!»


Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.

«Дикие животные.»


На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.

« Белка!»

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

«На свете так много деревьев различных!»

«Клён!»


За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки(. «Рвать» клочки,)
Разжимает, разжимает( разжимать кулачки,)
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. (ладони вместе прижать к щеке)
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку (протянуть ладошки вперед,)
Клён протянет раньше всех. (сжимать и разжимать кулачки)


«Иголки!»


У сосны, пихты и ёлки (дети перекатывают в руках, массируя ладони
Очень колкие иголки, массажный мячик)
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник! (подбрасывают мячик)

«Яблонька»


У дороги яблонька стоит, (Руки сплести над головой, пальцы разжаты.)
На ветке яблочко висит. (Сложить запястья вместе).
Сильно ветку я потряс, (Руки над головой, движения вперед-назад.)
Вот и яблочко у нас. (Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко).
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус.( Соединить запястья, ладони развести.)


«Яблочко» (русская народная потешка).


Катилось яблочко по огороду  (Сложите руку в кулак и покрутите кулаком.)
И упало прямо в воду – 
Бульк!( Уроните руку вниз)

«Есть у меня работники, во всем помочь охотники!»

«Магнитофон.»


Магнитофон! Магнитофон!
Что слышит, то и пишет он.( Сжимаем – разжимаем кулачки обеих рук.)
Пищат мышата из норы,
Пищат над ухом комары.
Кузнечики и птицы
Поют без репетиций. (Загибаем по одному пальчику на обеих руках).
Ну а потом – среди зимы( Распрямляем по одному пальчику на обеих руках)
Всех в лето приглашаем мы( Соединяем одноименные пальчики обеих рук, начиная с больших.)
Услышать каждый хочет,
Как летний гром грохочет.( Ладони от себя, разводим и соединяем пальчики.)


«Пылесос.»


Пылесос, пылесос,( Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд))
Ты куда суёшь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу.)
Я жужжу, я жужжу,( Соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу. 

«Много мебели в квартире!»

«Мебель.»


Раз, два, три, четыре,( Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Много мебели в квартире.( Сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,( Загибают пальчики, начиная с большого.)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы скотом 
Посидели за столом,( Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.


«Мебель (2)»


В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику) 


«Мебель (3)»


Мебель я начну считать( Показывают ладошки обеих рук.)
Кресло, стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.)
Полка, тумбочка, буфет, 
Шкаф, комод и табурет. 
Много мебели назвали,( Разжимают кулачки и показывают ладошки.)
Десять пальчиков зажали!( Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

«Волшебная зимняя сказка!»

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять,                                          загибать пальчики по одному
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили
.                                                 имитировать лепку комков
Птичек крошками кормили,                                        
крошить хлебушек всеми пальчиками
С горки мы потом катались.                                       
вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись
.                                             класть ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли,                                       отряхивать ладошки
Съели суп и спать легли.                           
производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку

«Снеговик!»

Давай, дружок, смелей, дружок!                дети лепят воображаемый ком и катят его от себя
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.                  рисуют в воздухе круг
И станет ком снеговиком.                           рисуют три разные по величине круга снизу вверх
Его улыбка так светла!                              прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла...                показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой                 

                                                    руки – нос и воображаемую метлу 

Но солнце припечёт слегка –                  поднимают руки вверх
Увы! И нет снеговика!                            поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки,       закрывая голову руками.

«Мороз!»


Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).


«Зима!»


Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз.( пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима,( трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа) 
Снег,( плавные движения ладонями)
Сугробы, кулаки (стучат по коленям попеременно)
Гололед.( ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)


«Мороз!»


Ой, сердит мороз (качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос. (Хватают себя за нос)
Щиплет до слез (Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются (Грозят пальчиком)
И на лыжах («Едут на лыжах»)
И на саночках катаются («Едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в ладоши)


«Зима!»


Наши ручки замерзают.( Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко( Разжать кулачки, хлопать в ладони).
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,( Прижать ладони друг к другу, тереть) 
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями,)
Их сжимаем – разжимаем!( сжимаем и разжимаем кулачки.)

«Соберу на стол посуду!»

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,                                           удар кулачками друг о друга
Мы посуду перемыли:                                        одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.                               загибают пальчики по одному, начиная с большого
Мы посуду перемыли,                                        одна ладонь скользит по другой по кругу
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали,                      загибают пальчики по одному, начиная с большого
Так мы маме помогали!                               удар кулачками друг о друга

«Посуда»

Раз, два, три, четыре, (хлопок, кулачок)
Мы посуду перемыли:
Чашку, чайник, ковшик, ложку,
И большую поварёшку. 
(загибают поочерёдно пальцы)
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть – чуть сломали –
Так мы маме помогали. 
(загибают поочерёдно пальчики)

«Мы одежду выбирали!»

«Варежка!»


Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».                                    Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла:                                          Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла!                                  Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь ,                              Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
                                                                       

                                                                         

«Шапочки!»

В шапочках желтых мы стали цыплята,               Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.        
В шапочках белых мы стали зайчата,                       Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки,               Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках,               Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали,                    Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали.                               Прыгает вперед на двух ногах.

«Обувь!»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.                  попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки, 
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.                            на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого

«Новый Год шагает по планете!»

«Подарки!»


Дед мороз принес подарки: («Шагают» пальчиками по столу).
Буквари, альбомы, марки, (На каждое название загибают)
Кукол мишек и машины,( по одному пальчику, сначала на)
Попугая и пингвина, (правой, потом на левой руке.)
Шоколадок пол мешка( Делают из пальчиков правой руки )
И пушистого щенка! (мордочку щенка, согнуты)
Гав! Гав! (средний и указательный пальчики – «ушки»)

«Наряжаем ёлку!»


Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Будем ёлку наряжать (Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики, (Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики, (Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)
Весёлого Петрушку, (Показывают длинный нос)
И разные игрушки (Вытягивают ладони вперёд)
И мишку – шалунишку( Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку – трусишку (Прикладывают раскрытые ладони к голове)


«Новый год!»


Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

«Каникулы, каникулы – веселая пора!»

«Зимние забавы!»

        

Лепим мы из снега ком,                        дети сжимают и разжимают кисти рук
Из комочков слепим дом.                     соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны
Звери будут в доме жить,                      хлопают в ладоши
Веселиться и дружить, 
Вместе домик сторожить .                     соединяют руки в «замок» 

«Снежок!»

Раз, два, три, четыре, пять,                         загибают пальчики. 
Мы с тобой снежок слепили.                    "лепят". 
Круглый, крепкий, очень гладкий              показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий.                      грозят пальчиком. 
Раз — подбросим,                                       "подбрасывают". 
Два — поймаем,                                           "ловят". 
Три — уроним                                              "роняют". 
И... сломаем.                                                  Хлопают по столу.

«Тайна подводного царства!»

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

«Рыбки!»

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.       

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)
А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

«Медузы!»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)
Две огромные медузы
Прилепились пузом к пузу.
(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)
Выгнем щупальца сильнее-
Вот как гнуться мы умеем!

«Они живут в холодных, вечных льдах!»

«Белые медведи.»


Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.0
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.)
Не страшны им в Арктике 
Клыкастые моржи,( Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого.)
На рыбу и тюленей охотятся они.( Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.)


«Тюлени.»


Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы,

 (Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
Это ласты, а не лапы. 
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.

«Надо знать про животных жарких стран!»

Если в жаркую страну
Я случайно попаду,( Сжимать – разжимать пальцы в кулаки.)
То увижу там шакала,( Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам.)
Кенгуру, гиппопотама, (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.)
Обезьяну, тигра, льва, (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки).
Крокодила и слона. (Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки).
Хорошо живется им –( Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки).
Не бывает снежных зим.( Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны).


«Слон.»


В зоопарке стоит слон,
Уши, хобот – всё при нём.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает

.( Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.


«Мартышки и книжки.»


Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полизать
И как будто почитать. (Выполнять движения, соответствующие тексту)
Ловко принялись за дело
И очки они надели. (Показать руками «очки»)
К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели
Ничего в очках не видно. (Ладошки отдалить от лица)
И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)

«С книгой можно подружиться!»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f07/0005eeee-4fce07ba/img2.jpg

«Все профессии важны!»

«Повар»

Повар готовил обед,                              ребром ладони дети стучат по столу
А тут отключили свет.
Повар леща берет                                  загибают большие пальцы
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,                                                                                                                                               В печку кладет варенье                    загибают средние пальцы   

 Угли бьет поварёшкой.                         загибают безымянные пальцы
Сахар сыплет в бульон.                        загибают мизинцы
И очень доволен он.                              разводят руками

                                                            «Много есть профессий знатных!»

Много есть профессий знатных,                соединять пальцы правой руки с большим.
И полезных, и приятных.                            соединять пальцы левой руки с большим.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…                 последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.
Сразу всех не называю,                              сжимать и разжимать кулачки.
Вам продолжить предлагаю.                     вытянуть руки вперёд ладонями вверх

«Маляры!»


Маляры известку носят,( Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте).
Стены кистью купоросят. (Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз).
Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.)
Я бы тоже так сумел. («Красят»)


«Кузнец!»


Идет кузнец из кузнецы, (Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз,) 
Несет кузнец два молота. (пальцы приподняты, слегка согнуты.)
Тук, тук, тук, тук, (Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами.)
Да ударил разом вдруг. (Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.)


«Почтальон!»


Что принес нам почтальон?( Сжимать и разжимать кулаки.)
С толстой сумкой ходит он. (Шагать пальчиками по столу.)
Перевод, журнал, газету, (Загибать пальцы, начиная с большого.)
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.


«Пекарь!»


Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.( Выполняем круговые движения ладонями)
Две сушки — Ванюшке,( Имитируем скатывание колобка).
Две баранки – Танюшке, (Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами)
Два бублика – Мишке,

Два калача – Маришке. – упражнение «колечки».

«Наша Армия – сильна!»

                                                                        « Солдаты!»

Аты — баты, аты — баты!                  ( поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) 
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы, 
А потом пехота –                                

 Рота за ротой. 

«Смелый капитан»

На корабле из дальних стран   (Показать «корабль».)

Плывет отважный капитан.       (Показать капитана.)

Из тесной рубки у штурвала,      (Крутят штурвал.)

В бинокль видел он немало.      (Смотрят в «бинокль».)

«Бойцы!»


Пальцы эти – все бойцы.( Растопырить пальцы на обеих руках,) 
Удалые молодцы. (сжать их в кулак.) 
Два больших и крепких малых (Приподнять два больших пальца,) 
И солдат в боях бывалых.( другие крепко прижать к столу).
Два гвардейца – храбреца! (Приподнять указательные пальцы,)
Два сметливых молодца! (другие крепко прижать к столу).
Два героя безымянных, (Приподнять средние пальцы), 
Но в работе очень рьяных!( другие крепко прижать к столу.)
Два мизинца – коротышки( Приподнять безымянные пальцы),
– Очень славные мальчишки! (Хлопнуть в ладоши.)


«Солдаты!»


Для солдата строго норма: (Показать два пальца в "рогатке")
Всегда выглаженная форма. (Сжать руки в кулак оттопырив большой палец "класс")
В руки взял Арсений пультик, "(Прошагать" пальцами по коленям)
Посмотреть хотел он мультик (Хлопнуть в ладоши)
У пограничников есть пост, (Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам)
Под охраной у них мост. (Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост)


«В весенний день, когда звенит капель!»

«Солнышко-вёдрышко !»


Солнышко-вёдрышко!                                    развести руки в стороны и раздвинуть пальцы
Взойди поскорей,                                            поднять руки вверх 
Освети, обогрей                                               сделать «фонарики» перед собой 
Телят да ягнят,                                               показать « рожки» на голове 
Еще маленьких                                               не до конца соединить, указательный палец и

большой                                                                                                       ребят                                                              приложить ладони к груди.

                 

«Весна»

Иди, весна, иди, красна,                                            «шагают» пальчиками обеих рук по столу
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.                                 загибают по одному пальчику с мизинца

«Кап, кап, кап!»

Кап, кап, кап – звенит капель.                 Ритмично, на каждый слог стучат по столу
Приближается апрель.                             подушечками пальцев, начиная с большого

Снова солнце в небе улыбается,                          Соединять пальцы правой руки с большим.
Снег растаял, ручейки звенят.                             Соединять пальцы левой руки с большим.
И подснежник первый распускается,       Ладони вверх, пальцы сложены лодочкой, запястья рук прижаты  

                              друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга.
С юга птицы с песнями летят.           Ладони повернуты к себе, большие пальцы переплетены, остальными

                                             пальцами совершать колебательные движения – «птичка». 

«Весна!»


Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе).
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает.( Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)


«Подснежник!»


К нам Весна лишь заглянула –( Протягивают руки вперед)
В снег ладошку окунула( Руки внизу, перпендикулярно корпусу)
И расцвел там нежный,( Руки соединяют в бутон на уровне глаз)
Маленький подснежник (Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

«Солнышко весеннее светит для тебя!»

                                                   «Дружно маме помогаем!»

Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем.                               Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом – 
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, 
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.                

«Много мам на белом свете!»

Много мам на белом свете,                      разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер,            поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,                 затем на другой руке .
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель –                            сжимают обе ладошки в «замочек»
Мамы разные нужны, Мамы разные важны!         разводят руки, поднимают ладошками вверх

«Добрым быть совсем не просто!»

«Дружба»

Дружат в нашей группе,                            пальцы рук соединяют в замок несколько раз
Девочки и мальчики. 
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять                           пальцы с мизинчика поочередно 
Начинаем мы считать.                                 соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.                            руки вниз, встряхивают кистями.

 

                                                              «В гости к пальчику большому.»

В гости к пальчику большому,            самомассаж подушечек пальцев поочерёдно .               
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, 
Безымянный и последний. 
Сам мизинчик-малышок, 
Постучался на порог. 
Вместе пальчики-друзья, 
Друг без друга им нельзя.

«Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                                     пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит.                         трясем кистями
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем.                        «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем,                 поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.                       гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.                  скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                        каждый палец зажимаем в кулачке.

«Как здорово, если родные с тобой!»

«Семья»

Как у нас семья 
Большая Да веселая                хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно
Два у лавки стоят,                                        загибают большие пальцы
Два учиться хотят.                                       загибают указательные пальцы
Два Степана сметаны объедаются.           загибают средние пальцы
Две Дашки у кашки питаются.                 загибают безымянные пальцы
Две Ульки в люльке качаются.                 загибают мизинцы

                                                                      «Моя семья»

Знаю я, что у меня                                    поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья:                                и в соответствии с текстом,
Это – мама,                                         в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я,                                            сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя,                                      средний и большой.
Это – папа,
Это – дед. 

 И у нас разлада нет.

«Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

«Семья.»


Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!


«Кто приехал?»


Кто приехал?( Пальцы обеих рук сложены вместе.)
Мы, мы, мы! (Быстро хлопают кончики больших пальцев.)
Мама, мама, это ты? (Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Папа, папа, это ты?( Хлопают кончики указательных.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Братец, братец, это ты? (Хлопают кончики средних пальцев).
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Ах, сестричка, это ты?( Хлопают кончики безымянных.)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев.)
Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.)

«Театр – ты прекрасен!»

«Приглашение в театр!»

Дом с трубой,

 С высокой крышей,

 Человек из дома вышел,

 Он ворота открывает,

 Всех нас в гости приглашает.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Наша Родина – Россия!»

«Моя страна!»


Посмотрю на карту я (вытягивают вперед прямые ладони )
Вот российская земля. (поочереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера, 
Горы, реки и моря. 
Я люблю тебя, Россия,( крепко сжимают в «замок» )
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

«Стартуют в космос корабли!»

                                                                           «Космос»

Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки – 
Значит можно начинать.                                             Выполнять движения по тексту.
Раз, два, три, четыре, пять -                            По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд.                        Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит        Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».
Что он видит впереди? 
Солнце, планеты, спутники, кометы,                  Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну. 
В космосе сквозь толщу лет,                                   Сжимают и разжимают пальцы рук. 
Ледяной летит объект.              
         Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево. 
Хвост его-полоска света,     К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост» 
А зовут объект комета.                                        Сжимают и разжимают пальцы рук.


«Русь мастеровая!»

«Народная игрушка, Фольклор»

У Матрешкиной сестрицы                  Ритмичные удары пальцами правой рукиначиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц                        Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке,                          На каждое название животного загибают
В теплом полушубке,                         пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка — в жилете, 

Петушок — в берете, 
Коза — в сарафане, 
Заинька — в кафтане, 
А всех их пригоже                              Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже.                                            удары кулачками.

Наши алые цветы
Распускают лепестки,( Плавно разжимают кулаки.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Машут перед собой руками).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,( Плавно сжимают руки в кулаки.)
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку)
Головой качают.( Качают головой).

«Путешествие по стране!»

«Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – 
О них ты на улице не забывай.                              соединение пальцев по очереди с большим
В морях – корабли, ледоколы, суда,                             то же пальцами другой руки
Они очень редко заходят сюда.


Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)



Все машины по порядку
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

«Постовой»


Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи! («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди! («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)


«Дорожных правил очень много.»


Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

«День Победы – праздник всей страны!»

«Вечная память героям Великой Отечественной войны!»

                                                             «День Победы»

Я плыву на лодке белой             концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной.                                  друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан,                                проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган.                   качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся,                                        сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся.                                     стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик                                   ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб.                                                           пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны,                                            выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны,                                        прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой,                                            плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой.                                         как рыбы плывут в воде

«На параде.»


Как солдаты на параде, (Сжимаем, разжимаем кулачки.)
Мы шагаем ряд за рядом, 
Левой — раз, левой — раз, (Хлопки в ладоши. )
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки 
Громче и быстрей!


«Наша армия.»


Аты - баты, аты - баты!

( Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. )
На парад идут солдаты! 
Вот идут танкисты, 
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой. 


«Пограничник.»


Пограничником я буду,( Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.)
Чтоб границы защищать, (Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.)
И страна могла спокойно (Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.)
Крепким сном ночами спать. (Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.)

«Сегодня праздник всех отцов!»


Сегодня праздник всех отцов,( Сжимают и разжимают пальцы)
Всех сыновей, всех кто готов,( Хлопают в ладоши)
Свой дом и маму защитить,( Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)
Всех нас от бед отгородить! (Сжимают и разжимают пальцы)

«О, спорт – ты мир!»

«Спортсмены!»


Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.) 
Надо спортом занимать( Сжимаем и разжимаем кулаки).
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.


«Лыжники!»


Мы бежим с тобой на лыжах

(Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет

(“Скользят”, делая поочередно движения пальцами )
А потом – на коньках, (“бегут” на коньках) 
Но упали мы. Ах! 
А потом снежки лепили,( Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая) 
А потом снежки катили,( Катят воображаемый комок)
А потом без сил упали( "Кидают друг в друга")
И домой побежали 

«Лютики, цветочки у меня в садочке!»

«Цветок.»


Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

«Ах, лето!»

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера                                          машут ладошками
Полосатая пчела.                                                 на каждое название насекомого,
А за нею шмель-шмелек                                    загибают пальчик. 
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.                                        Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали,                                      подносят к глазам.
От усталости упали.                                        роняют ладони на стол.

«Я рисую лето».

Я рисую лето:                                  (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской –                          (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы,                             (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо                     (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей.                             (на столе рисуют пальцем «ручей»)

«Паучок!»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Цель работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражненийЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.Совершенствоват...

План самообразования на тему: "Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников"

Данный материал- план самообразования по теме "Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников". Цель данной работы: повышение своего теоретического уровня и профессиональной ко...

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018...

Опыт работы «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

План по самообразованию «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях....