Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре"
консультация (старшая группа) на тему

Бричик Наталья Евгеньевна

 

   Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

   Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать  богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

    Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего их делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодеятельной игрушки. С 5-6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Наиболее распространенно игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ в. Была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах их было до сотни.

     Куклы в разных странах делаются по-разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные - таинственность.

     Самобытна русская кукла: оберегашка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия… В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

     Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

      Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам из разных школ и детских садов. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!» Сердца наших детей покорила кукла Барби. Началось ее победное  наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки: «Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».

       Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIX в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказались именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», - писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. Думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.        

         Плохо, если нет кукол, сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети». Мы убеждены, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре и своей земле.

                                   Рекомендуемая литература

  1. Липинская В. А. Русское население Алтайского края / Отв. ред. В. А. Александров. М.: Наука, 1987.
  2. Флерина Е. А. Игра и игрушка: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Д. В. Менджерицкой. М.: Просвещение, 1973.
  3. Домашний очаг. 2002 №1.
  4. Народное творчество. 2000. №4; 2001. №2; 2002. №2 и 6; 2003. №2,3 и 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре »

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка....

Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"

Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....

«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка  к народной культуре»...

Консультация "Народная кукла как средство приобщения ребенка к национальной культуре"

Народная  кукла как средство приобщения ребенка к национальнорй культуре"...

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей.  Считалось, что детские игры могут спос...