"Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре".
консультация на тему

Романенко Татьяна Ивановна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_kukla_konsultatsiya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация :  «Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре».

   Вот уже более 100 лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.

  Всем известен народный обычай  дарить детям куклы. В давние времена чаще всего  их делали сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться сделать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5-6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали их листьев. Цветов, даже пряли  нитки из крапивы на кукольное приданное. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материалы  в рукотворное изделие. Наиболее распространенной игрушкой в России  еще  в первые десятилетия 20 века была тряпичная кукла. Ею играли в каждой семье, особенно деревенской; в иных избах Их было до сотни.

Тряпичная кукла – это кукла, при изготовлении которой используют старинные техники и технологии. По назначению  делятся на три группы: куклы-обереги, куклы – игровые, куклы – обрядовые.

Куклы – обереги.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле, как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег это как волшебное заклинание, спасающее человека от  опасностей. За 2 недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Кукольное платье шили не просто, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считалось. Что он обладал охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор был не случайным. Каждый его элемент имел магическое заклинание, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. Как правило такие куклы были небольших размеров и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклы-обереги вешали над изголовьем кровати.

Игровые куклы.

Предназначались они для детских забав.

  Куклы в разных странах делаются  по - разному. Они выражают особенность своей эпохи и страны, где появились. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочки привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Наиболее древней среди традиционных свернутых кукол России было кукла – полено.

Обрядовые куклы. Их почитали и ставили в избе в красный угол. Они имели ритуальное значение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

  Самобытна русская кукла: оберегашка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, талия… В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем,  что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка. Ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.

  Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку  из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутков ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.

   Делают ли кукол в современное время? Такой вопрос был задан детям. Ответы были такими: « А зачем?  В магазинах их полно!  Они очень красивые, делают их на фабрике.» Сердце наших детей покорила кукла Барби. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей, для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой. Ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Необходимо  возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Кукла будет безопасным в экологическом отношении, Но, главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.

   Плохо, если нет кукол, сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь казачка!» замечательной русской актрисы Ноны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети», В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду, уважение к родной культуре и своей земле.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре »

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка....

"Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре"

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей в России, отводилась большая роль в воспитании и обучении дете...

«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка  к народной культуре»...

Консультация "Народная кукла как средство приобщения ребенка к национальной культуре"

Народная  кукла как средство приобщения ребенка к национальнорй культуре"...

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании я обучения детей.  Считалось, что детские игры могут спос...