Главные вкладки

    Консультация для родителей «Упражнения с использованием различных предметов».
    консультация на тему

    Гулакова Ирина Фёдоровна

    Консультация по  развитию мелкой моторики рук.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 218 компенсирующего вида»

                                                                                                        г. Красноярск

    Консультация:

    «Упражнения с использованием различных предметов».

    (для развития мелкой моторики рук)

    Воспитатель: Гулакова Ирина Фёдоровна

    1. Игры с крупами.

    Упражнения с крупами прекрасно развивают не только  мелкую моторику, но и тактильные ощущения. Благодаря специально подобранным стихотворениям ребенок включается в игру и эмоционально.

    «Угадай – ка».

           В затемненные непрозрачные емкости либо в полотняные мешочки насыпаем различные крупы (гречку, горох, фасоль, рис, манную крупу). Ребенок пробует, перебирает пальчиками крупы и описывает содержимое емкостей и свои ощущения.

          Рекомендации: желательно стимулировать ребенка к более подробному и детальному описанию наводящими  вопросами: «Крупа, какая? Сыпучая? Гладкая? Прохладная? Шершавая? Круглая?».

          Усложнение: когда ребенок усвоит названия круп и сможет соотносить форму с содержанием, то можно предложить ему на ощупь распознавать крупы, их названия и описывать их.

    «Переполох».

            Сделайте «сухой бассейн» из гороха. Пусть ребенок перебирает его руками и рассказывает стишок:

                             В ведро насыпали горох

                             И пальцы окунули,

                             Устроили переполох,

                             Чтоб пальцы отдохнули.

    «Бусинки – горошки».

            Дайте ребенку две – три горошинки, чтобы он их покатал между ладошками, проговаривая стихотворение:

                              Я в руках перебираю

                              Бусинки – горошки.

                              Становитесь вы сильней,

                              Пальчики – помощники

    «Птичка кушает».

            Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берет горошины одну за другой и удерживает их в руке (как при сборе ягод), и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук.

            Рекомендации: каждую горошину нужно брать на ударный слог (всего их нужно 16 штук). Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов.

                            Будто клювом птица крошки,

                            С блюдца я беру горошки.

                            Собрала я все горошки,

                            И полны мои ладошки.

    «Искатель».

             Насыпаем в емкость фасоль, На дне спрячьте мелкие игрушки (например, из «Киндер – сюрприза»).

                             В горшок насыпали фасоль,

                             И спрятали игрушек.

                             Теперь мы ручкой достаем

                            Забавненьких зверушек.

    Помогаем маме.

            В небольшую коробку с низким бортиком  насыпьте в равных долях Фасоль и горох (по 7 – 10 шт.). Перемешайте содержимое коробочки. Ребенок одной рукой должен выбирать фасоль, а другой – горох, приговаривая соответственно: «фасоль», «горох»; «фасоль», «горох», и при этом раскладывать бобовые на две кучки.

            Рекомендации: если ребенок пытается считать, то предложите ему посчитать количество горошин и фасоли и сравнить их. При повторной игре можно изменить количество горошин либо фасоли.

            Усложнение: точно также перемешайте в коробочке или чашке рис и гречку и предложите ребенку перебрать, рассортировать их:

                              Я мамуле помогаю,

                              Я крупу перебираю:

                              Гречка – рис,

                              Гречка – рис.

                              Будет мамочке сюрприз.

    «Сеем – веем».

            Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на неё ситечко. Пусть ребенок ложкой  насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка предложите ребенку пересыпать в баночку.

    «Лыжник».

            Сделайте импровизированный «пляж» или «снег». Рассыпьте на столе ровным слоем муку или сахар(можно заменить чем – либо другим, например, манкой, крахмалом). Пусть ребенок на импровизированном «снегу» пальцами рисует узоры, приговаривая четверостишья Г.Сагира:

                               На снегу две полосы,

                               Удивились две лисы.

                               Подошла одна поближе:

                               Здесь бежали чьи – то лыжи.

    Или:

                               Мы едем на лыжах,

                               Мы мчимся с горы.

                               Мы любим забавы

                               Холодной зимы.

    II.Игры с макаронами.

            Макароны можно нанизывать на нитку, сортировать их, запихивать в узкое горлышко бутылки.

    III. Игры с различными предметами.

    «Мешочек с сюрпризами».

            В тряпичный мешочек складываем предметы (игрушки, геометрические фигурки, фломастеры, ластик), разные по форме и фактуре. Затем предлагаем ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь угадать как можно больше предметов и описать их как можно подробнее. После каждой попытки предмет достаем из мешка, и сверяем с тем, что сказал ребенок. Во время игры в качестве присловья используйте следующее стихотворение:

                               Оля с куколкой играла,

                               Отгадать ей предлагала:

                               - Что в мешочке? Назови.

                               И тогда себе бери.

    «Каталог».

            Нашейте на плотный материал 16 пуговиц (по восемь в два ряда). Ребенок ходит по пуговицам указательным и средним пальцами рук.

                                Ходит аист в камышах.

                                Кочка – шаг,

                                Кочка – шаг.

    «Поможем Золушке».

               Берем бусинки (маленькие круглые пуговицы или пульки от детского пистолета) по четыре штуки каждого цвета. Цветов достаточно трех – четырех. Смешиваем их в какой либо миске. Предлагаем ребенку выбрать бусинки одного цвета и разложить их по цветам. На каждую строчку одна бусина.

                                Одну бусинку беру,

                                На вторую смотрю,

                                Третью примечаю,

                                А четвертая мерещится.

    «Каталог».

            Делаем каталог тканей. Ткани должны быть различными по составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шелк, марлевка, букле и т.д.). Предлагаем ребенку ощупать каждый образец ткани. Ребенок рассказывает о своих ощущениях и о свойствах ткани. Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами: «Ткань какая?» Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?».

           Усложнение: в дальнейшем ребенок может распознавать образцы тканей с закрытыми глазами.

    «Бусинки».

            Суть задания состоит в том, что ребенок должен нанизывать бусинки на леску или толстую нитку.

                                Сыночек маме угодил,

                                Он ей бусы подарил.

                                Сыночек бусинки собрал

                                И их  на нитку нанизал.

    «Кошка с собакой».

                  Нам понадобятся бусы из 23 бусин. Центральная бусина – большого размера или другого цвета. Пусть ребенок берет за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги.

                         Кошка с собакой навстречу друг другу

                         Шли по дорогам, по люкам, по трубам.

                         Вдруг повстречались –

                         и разбежались, (центральная бусина)

                         Так как друг друга они испугались.

                         Быстро бежали – поди, догони!

                         Вот ведь трусишки, какие они.

    «Овощи».

            Возьмите четки, сделанные из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не так, как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1 – й, 2 –й и 3 –й пальцы, а затем 4 –й и 5 –й держат четки.

                           Хозяйка однажды с базара пришла,

                           Хозяйка с базара домой принесла:

                           Картошку, капусту, морковку, горох,

                           Петрушку и свеклу. Ох!.

                           Вот овощи спор завели на столе

                          - Что лучше, вкусней и нужней на земле:

                          Картошка, капуста, морковка, горох,

                          Петрушка иль свекла? Ох!...

    Другая рука:

                           Хозяйка тем временем ножик взяла

                           И ножиком этим крошить начала:

                           Картошку, капусту, морковку, горох,

                           Петрушку и свеклу. Ох!...

                           Накрытые крышкою, в душном горшке

                           Кипели, кипели в крутом кипятке

                           Картошка, капуста, морковка, горох,

                           Петрушка и свеклу. Ох!..

                           И суп овощной

                           Оказался не плох!

                                                                       /Ю. Тувим/

    «Мишутка».

             Нажимайте, поочередно меняя пальцы, на любую кнопку или предмет, имитирующий ее (пуговица, шашка). Нажми на каждый ударный слог стиха. После двустишия смените руки.

    2 – 3 – 4 – 5

    Шел Мишутка – топ да топ –

    5 – 4 – 3 – 2

    Вдоль звериных, тайных троп,

    Другая рука:

    2 – 3 – 4 – 5

    Но устал и сел на пень,

    5 – 4 – 3 – 2

    И подняться ему лень.

    «Башмачки».

            Берем    пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.

                                Катя  туфли потеряла,

                                Долго плакала, искала.

    Другая рука:

                                В крышки пальчики обула,

                                Смело в них вперед шагнула.

    Другая рука:

                                Пошла Катя на прогулку

                                По кривому переулку.

    Другая рука:

                                Пальцы словно ножки,

                                Обуты в босоножки.

    Другая рука:

                                Каждый пальчик будто ножка,

                                Только шаркает немножко.

    «Зоопарк».

               Возьмите решетку для мойки. Чаще всего она состоит из квадратных ячеек. Ребенок пальчиками «заходит» в каждую клеточку, проговаривая следующее стихотворение:

                                Мы гуляли в зоосаде,

                                К каждой клетке подошли.

                               Нам понравились зверята,

                               Ночь пришла, и мы ушли.

    «Мячик».

              Разминочные упражнения соответствуют тексту:

                                Мячик я рукой катаю,

                               По столу его гоняю.

                               Им поглажу по ладошке,

                               Будто бы сметаю крошки.

                               Я сожму его слегка.

                               Тренируется рука.

                               Каждым пальцем мяч давлю,

                              Затем руку заменяю.

                              Мяч летает между рук.

                              Это был последний трюк.

    IV. Упражнения со счетными палочками.

            Нехитрые задания помогут ребенку развивать внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятиями о симметрии. Начинать советуем  с простых геометрических фигур.

    «Подъемный кран».

             Берем счетные палочки и раскладываем их на столе перед ребенком. Он берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Каждая пара берет одну палочку. На каждую строчку – по одной палочке:

                          Кран подъемный на работе (указательный)

                           И на стройке, и на флоте (средний)

                         Поднимает, опускает, (безымянный)

                         Ничего он не теряет. (мизинец)

    «Силач».

            Дайте ребенку десять палочек (счетных палочек, зубочисток или спичек), предложите ему высыпать их и снова взять в руку захватывающим движением.

                               Палочки бросаю,

                               Снова собираю,

                               Силу набираю,

                               Быстро вырастаю.

    Выполнение фигурок из палочек.

          Квадрат. 

    Четыре палочки сложил                              

    И вот квадратик получил.

          Треугольник.

    У треугольника три стороны,

    И они могут быть разной длины.

           Кубик.

    У кубика много равных сторон.

    Можно построить из

    Кубиков дом.

          Трапеция.

    Трапеция больше на

    Крышку похожа.

    Юбку рисуют трапецией  тоже.

    Взять треугольник и верх удалить –

    Трапецию можно так получить.

            Очки.

    Очки пропали у Гали.

    Весь день мы их  дружно искали,

    А они на носу очень тихо

    Смеялись над нашей шумихой.

    Ты, Галя, должна обязательно

    Стать хоть чуть – чуть внимательней.

            Грибок.

    Гриб, седая борода,

    Плюшевая голова,

    У тебя одна нога,

    Да и та – без сапога!

            Елочка.

    Стоит в лесу красавица,

    Стройна и зелена.

    И ветки, как мизинчики,

    Отставила она.

            Ежик.

    Пыхтя, тащил домой грибок

    Проворный маленький зверек.

    Ни головы, ни ножек, -

    Конечно, это ёжик.

            Цветы.

    Возле речки, на пруду,

    На поляне и в саду, -

    Всюду выросли цветы

    Небывалой красоты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Массаж и кистей и пальцев рук с использованием различных предметов.

    Массаж и  кистей и пальцев рук с использованием различных предметов.ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ, НАПОЛНЕННЫЕ СОЛЬЮ, КРУПОЙ, МЕЛКИМИ КАМУШКАМИ...

    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

    Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук с использованием различных предметов...

    Упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных предметов.

    Пальчиковые игры представлены как информационный материал на стенд для родителей с использованием ярких иллюстраций и подробным описанием выполняемых упражнений....

    Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, с использованием различных предметов.

    Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания, с использованием различных предметов.Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей реч...

    Практический материал по массажу и самомассажу кистей и пальцев рук с использованием различных предметов

    материал будет полезен для педагогов, работающих с дошкольниками и учениками начальных классов. Упражнения просты, понятны и интересны детям, не требуют особой подготовки....

    Игры на развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на основе нетрадиционного использования различных предметов

    В материале представлены игры для развития мелкой моторики у дошкольников. Игры основаны на нетрадиционном использовании различных предметом в сочетании со стихотворным сопровождением или без него....