СТАТЬЯ «ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО»
статья на тему

Касаткина Вероника Викторовна

СТАТЬЯ  «ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ  «ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО»

СОСТАВИЛА :КАСАТКИНА В.В.

 

  Для детей среднего дошкольного возраста игры, особенно сюжетно ролевые, могут стать при правильном руководстве одним из средств и источников понимания социальных отношений.
   В игре ребенок осваивает формы поведения и деятельность, еще недоступную ему в действительной жизни. Очень важно при этом побуждать детей выполнять такие роли, которые вызывают лучшие человеческие чувства, вводят детей в мир общественных отношений, основанных на началах дружбы, коллективизма и тем самым способствуют формированию нравственной, общественной направленности личности ребенка.
   Игра является  школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Учитывая это, важно усилить взаимосвязь игры и труда, который на ступени среднего дошкольного возраста качество изменяется. Важно, чтобы игра становилась в возможной мере подготовкой к труду.
   Между тем условные действия в игре часто свернуты (как будто помыли посуду, как будто покормили собачку). В этом случае игра не оказывает положительного влияния на формирование  трудовых навыков. Только в такой игре, где происходит подлинное слияние трудовой направленности ребенка. Поэтому так высоко мы ценим взаимосвязь игры и труда, где игра задает действие, а в процессе труда оно реализуется.
   В игровых действиях  и взаимоотношениях, в обращениях друг к другу, в интонациях, особенно когда дети изображают в игре близких им людей (маму, бабушку, воспитателя) искренне и естественно передаются добрые чувства. Мама ласково разговаривает с детьми, дети предупредительны к взрослым; они вежливо здороваются, приходя с куклами в гости к бабушке, заботливо предлагают место женщине с маленьким ребенком в автобусе. Важно, чтобы словесные выражения этих чувств, мимика, жесты, с которыми дети обращаются к маме, бабушке, другим взрослым, соответствовали их эмоциональному состоянию.
   Осуществляя нравственное воспитание, педагог не должен упускать больших возможностей детской игры. Целесообразно ставить ребенка в определенные условия игровой ситуации. В играх ребенок отражает явления окружающей жизни, взаимоотношения между людьми в быту, в процессе трудовой и общественной деятельности. Игры расширяют кругозор ребенка, влияют на совершенствования его речи, на развитие воображения. В совместных играх крепнет дружба между детьми.
   Содержание игр у детей средней группы разнообразно. Главное, что привлекает детей – это профессиональный труд взрослых, который они наблюдают – шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, музыкального работника, милиционера. Игры обогащаются яркими переживаниями, связанными с общенародными праздниками, радостными событиями в семье. В играх находят отражение и те впечатления, которые дети черпают при чтении им народных сказок, литературных произведений. Взаимоотношения взрослых и детей, их отношение к совей работе, цель труда становятся через игру источником развития моральных представлений ребенка.
   Главным условием, помогающим сделать игры средством  нравственного воспитания, является такое руководство ими, при котором содержание игр увлекает детей и детские взаимоотношения приобретают нравственно направленный характер.
   Кукольный уголок в средней группе должен быть не хранилищем безымянных кукол, а мустом жительства дружной кукольной семьи, в которой каждая кукла имеет свое имя, свой характер. Тогда игры с куклами становятся средством воспитания добрых чувств.
   Целенаправленные действия способствуют формированию привязанностей, заботливости. Воспитатель воздействует на чувства детей, вызывающих стремление подражать конкретному лицу, ставит их перед необходимостью выполнения определенных нравственных норм.
Постепенно, играя, дети усваивают правила дружной совместной игры, начинают понимать, что дружно играть – это значит бережно относиться к постройке  товарищей, заступаться за тех, кого обижают, помогать другу, если у него возникло затруднение; уметь  поддерживать замысел, хорошую инициативу сверстника, уметь уступать, вежливо попросить строительный материал или игрушку, соблюдать очередность. Эти правила взаимоотношений усваиваются в бытовых, строительных и подвижных играх.
   В современных играх  необходимо предупреждать трудности, которые возникают у детей, не умеющих вступать в контакты со сверстниками. Часто бывает так, что необщительный ребенок, остается в игре пассивным и более энергичный отстраняет его от активного участия в стройке, не дает игрушек.
Объединение робких детей с доброжелательными, справедливыми ребятами помогает застенчивым быстрее войти в коллектив, вызывает желание играть вместе с другими детьми.
   Налаживание дружеских взаимоотношений – важное условие, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в группе.
   Ровное положение каждого, в группе играющих, создает благоприятные условия для всестороннего развития ребенка:
   1. Он играет с уважением;
   2. Охотно высказывает свои мысли по поводу развития замысла;
   3. Не боится поспорить с товарищами, умеет отстоять свое мнение, привести доказательства в свою защиту;
   4. При возникающих сомнениях обращается с вопросом к взрослым.
    Если же у ребенка не сложились взаимопонимания с детьми, он все время будет думать о том, почему его не принимают в игру, отклоняют все его предложения, за что его не любят. Нередко при этом у детей возникает желание разрушить постройку, отнять игрушки или каким-то другим способом отомстить обидчикам, причинить им неприятность.
   В играх возможны споры между детьми, которые иногда переходят в конфликты, ведь нравственный опыт детей еще не велик. Надо в этом случае занять правильную позицию. Следует иметь в виду, что основной причиной конфликта, как правило, является затруднение (неумение уступит друг другу). Найти выход из затруднительного положения дети часто сами не могут, поэтому им надо помочь. Но для этого надо знать хорошо своих воспитанников, уметь быстро установить причину конфликта, объективно и убедительно доказать детям справедливость требований одних и несправедливость других.
   Постепенно надо учить детей разрешать самостоятельно возникающие споры. Можно дать совет, предложить понаблюдать.
   Совершенствование умения определять цель общей игры и сотрудничать со сверстниками, тесно связано с расширениями общественных представлений детей. В развитии детских взаимоотношений большое значение имеют подвижные игры, спортивные игры, в которых к детям предъявляются четкие требования, помогающие сдерживать импульсивные побуждения.

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что игра является основным видом деятельности дошкольников. Игра помогает детям духовно обогащаться, расширять знания об окружающем мире, развивать речь, интеллект, развивает трудолюбие, взаимопонимание, учит дружить, делиться, помогать, получать всестороннее развитие личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игра - дело серьезное"

В статье представлены полезные советы, методы, приёмы, которые помогут организовать детскую игру и успешно решать различные вопросы воспитания ребёнка. Статья адресована воспитателям, родителям....

статья " Играя, учим буквы правильно. игры с буквами для дошколят"

В данной статье даны рекомендации для взросллых, занимательные задания и игры для дошколят, которые помугут им изучить буквы и получить первоночальные навыки чтения...

статья "играем в сюжетные игры"

материал по использованию сюжетной игры в образовательном процессе ДОУ...

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения».

Статья: «Играем с детьми дома. Игры для детей с нарушением зрения»....

Статья" Игра-это серьезно"

Статья"Игра-это серьезно"...