Можно ли наказывать ребёнка
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей о том, можно ли наказывать ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_3.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Можно ли наказывать ребёнка»

Ребёнок этого возраста оказывается чрезвычайно чувствительным к воспитательным воздействиям взрослого. Поэтому к вопросам поощрения и наказания стоит подходить очень ответственно. Наказывая ребёнка стоит помнить: наказание должно быть адекватно поступку и возрасте (возможностям) ребенка и следовать сразу же за провинность; наказание не должно низводить или унижать личность малыша, ограничивать его потребности (в любви, игре, общении); должна соблюдаться тайна проступка ребёнка (не должно быть семейного, общественного обсуждения проступка).

Не допускаются физические наказания. Они вызывают у ребёнка чувство бессилия: дошкольник оказывается в ситуации, из которой он хочет выйти, но физически этого сделать не может. Поскольку ситуацию физического наказания ребёнок разрушить не может (по той причине, что он слабее взрослого), он начинает разрушать другие доступные ему ситуации. Тем самым происходит развитие агрессивных форм поведения, которые в дальнейшем будут провялятся в общении как со взрослым, так и со сверстником. Помимо этого, в подобной ситуации у ребёнка может возникать чувство страха, поскольку взрослый ассоциируется у него не только с удовольствием, но и с угрозой.

Ребёнок может одновременно и боятся взрослого,  и любить его. Сложность такого отношения заключается в том, что дошкольнику трудно понять, когда следует боятся взрослого, а когда любить. Такая неопределённость будет затруднять реальное поведение ребёнка, что отрицательно скажется не развитии его личности. Следствием физического наказания может стать так же отрицательное отношение ребёнка к образу самого себя. Главная проблема, которая возникает в связи с этим, состоит в том, что если ребёнок оценивает себя отрицательно, то он становится пассивным, неуверенным. Особенно ярко это проявляется, когда дошкольник оказывается в новой ситуации или незнакомой обстановке. В этом случае новое будет восприниматься им не как возможность тех или иных потребностей, а как источник опасности. Кроме того, у ребёнка появится необходимость повысить самооценку, а наиболее доступным способом в этом случае становится опять же агрессивное поведение по отношению к другим, более слабым детям.

Нежелательным является не только само физическое наказание, но и его угроза. Когда взрослый, который во много раз сильнее ребёнка, произносит: «Я тебя выпорю!», - у ребёнка рождается чувство унижения, бессилия, безысходности, неотвратимости угрозы. Особенно опасна угроза физического наказания, исходящая от матери. Поскольку ребёнок очень сильно привязан к матери и рассматривает её как условие эмоционального благополучия, он воспринимает любое наказание как результат собственной вины перед ней. Сложность этого чувства заключается в том, что относит наказание  к особенностям своей личности, а не к поведению. Для того чтобы сохранить чувство любви к матери, он признаёт перед ней свою вину. Тем самым кардинально меняется его поведение – он уже боится проявлять инициативу, поскольку его активность может вызывать негативную реакцию со стороны матери, что приводит, в свою очередь, накоплению отрицательных переживаний по разным поводам: в любой складывающейся ситуации ребёнок мог бы действовать, но, поскольку чувствует себя виноватым, он сам себя наказывает, ограничивая собственные желания.

Угроза наказания со стороны матери может развивать обманное поведение ребёнка, суть которого состоит в том, что дошкольник начинает стремится угодить взрослому и выставить себя в как можно более благоприятном свете. При этом ребёнок как бы изменяет ситуацию, всячески стараясь подчеркнуть, какой он хороший. Ребёнок меняет интерпретацию происходящего даже в тех случаях, когда в этом нет никакой необходимости. Стремление показать себя в выгодном свете, таким образом, становится неотъемлемой частью личности дошкольника. В дальнейшем это может быть источником трудностей в социальном взаимодействии. Такой человек не может отказать кому-либо в просьбе, поскольку тем самым он поставит под сомнение положительность собственного образа или будет браться за решение сложных, практически невыполнимых задач.

Так же негативно влияет не детское развитие повторяющаяся вербальная агрессия, которая проявляется в различных грубых выражениях или постоянном ворчании взрослого на ребёнка. В этом случае у дошкольника развивается неуверенность, отрицательная самооценка; он начинает избегать взрослого, становится скрытым. Крайне нежелательны сильные эффективные воздействия, такие как крик, гнев, ярость. Они вызывают тревогу у ребёнка, страх, разрушают возможность отождествления со взрослым, препятствуют развитию сопереживания.

Отрицательно сказывается на детском развитии и такая форма наказания, лишение ребёнка за плохое поведение обвешанного ранее.  В этом случае у него возникает длительное, устойчивое отрицательное переживание, которое заслоняет собой сам проступок.

Недопустимо так же длительно ограничивать активность ребёнка (ставить в угол, запирать в комнате). Это вызывает у дошкольника чувство несправедливости, снижает авторитет взрослого в его лазах; увеличивает дистанцию между взрослым и ребёнком, что может привести к желанию уйти из дома.

Нельзя вызывать у ребёнка чувство вины. Обычно это происходит в случаях, когда взрослые требуют от него попросить прощения, пообещать, что больше он так не будет делать, и т.д. Если ребёнок совершает проступок, важно акцентировать внимание на том, что он сделал (а значит, какой он плохой), а на тех последствиях, которые его действия могут иметь для других людей. Важно что бы ребёнок переживал не за себя, а за других.

Нельзя так же насильственно принуждать ребёнка выполнять какое-либо действие, нужное взрослому. Такое насилие вызовет у него чувство бессилия, страха, тревоги, отрицательного отношения ко взрослому и ситуации в целом, устойчивое нежелание выполнять это действие в дальнейшем. При этом ребёнок становится безынициативным и зависимым от взрослого. В дальнейшем эта зависимость переходит в зависимость от какого-либо другого человека. Такой ребёнок будет искать того, кто будет указывать ему, как и что делать.

Физические наказания могут приводить  к проявлению жестокости со стороны детей. Однако к жестокому поведению так же ведёт и отвержение ребёнка значимым взрослым. По мнению психологов, отношение взрослого влияет не только на проявление жестокости, но и на переживания детей. Всем известны случаю, когда ребёнок падает и не плачет, а ждёт реакции со стороны взрослого, то есть реакция ребёнка представляет собой лишь ответ на реакцию взрослого.

Так же было установлено, что сильное наказание (которое непосредственно угрожает ребёнку или затрагивает его интересы) не предотвращает нежелательную форму поведения. Если же наказание оказывается не очень сильным и больше связанно с интересами другого человека («Я расстроюсь и уйду»), то оно способно прекратить нежелательное поведение.

К позитивным формам наказания относится запрет нежелательного действия. Однако это не должен быть прямой запрет. Так же недостаточно добиться понимания ребёнком того, почему то или иное действие недопустимо. Важно найти замену запрещаемого действия на действие разрешаемое.

Кроме того, продуктивным методом наказания является самостоятельное исправление ребёнком последствий проступка. В этом случае ребёнок без принуждения и какого-либо стимулирования проходит к исправлению ситуации, что позволяет ему избежать чувства вины.

Необходимо так же помнить о том, что откладывать наказание бессмысленно. В этом случае воспитательный эффект такого воздействия будет отрицательным, поскольку ситуация, в которой оказывается ребёнок, уже изменилась и всякое наказание воспринимается им как несправедливое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно ли наказывать ребёнка.

Поговорим о роли наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что – нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале...

Информационный материал для родителей Можно ли наказывать детей?

Материал  для  родителей о правах ребёнка...

Консультация для родителей "Наказание и поощрение. Можно ли наказывать ребёнка?"

В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходится. Но чем реже вы это будете делать, тем эффективнее результат. Чтобы ребёнок не оказывался слишком часто в положении провинившегося, надо предъявлять ему ...

Консультация "Можно ли наказывать ребёнка"

Консультация "Можно ли наказывать ребёнка"...

Воспитание без наказаний. Только с любовью: 10 правил, как наказывать ребенка. Можно ли наказывать ребёнка?

Многие согласятся с тем, что одним из наиболее интересующих вопросов родителей является вопрос по поводу наказания детей: можно ли это делать, и если да, то как правильно и т.п. Конечно, детки взросле...