Консультация для родителей "Психология общения детей со сверстниками"
консультация (средняя группа) по теме
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь малышу увидеть в ровеснике не столько интересный объект для изучения, сколько человека, с которым можно общаться, дружить. Чем раньше дети откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем ярче и интереснее станет их жизнь, тем легче они в дальнейшем будут вливаться в коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_kontaktov_detey_so_sverstnikami.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - Детский сад № 42»
Консультация для родителей
«Психология контактов детей дошкольного возраста со сверстниками»
Воспитатель:
Дрепина Н.В.
2015г.
Психология контактов детей со сверстниками
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь малышу увидеть в ровеснике не столько интересный объект для изучения, сколько человека, с которым можно общаться, дружить. Чем раньше дети откроют для себя новые грани человеческих взаимоотношений, тем ярче и интереснее станет их жизнь, тем легче они в дальнейшем будут вливаться в коллектив.
Опыт первых отношений со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности его самосознания, его отношение к миру и самочувствие среди других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь маленьких детей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создаёт условия для появления творческого, самобытного начала в ребёнке. Кроме того, оно подготавливает к последующему содержательному общению со сверстниками, облегчает привыкание в детском коллективе.
Умение знакомиться – это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Может ли ребенок подойти на детской площадке к незнакомому мальчику или девочке и познакомиться? Есть малыши, которые делают это легко и свободно без всякой помощи со стороны родителей: "Мальчик, тебя как зовут? Сережа? А меня Саша. Это что у тебя, машинка? А у меня смотри, какой трактор есть! Давай поиграем, будем строить для них гараж..." Все, знакомство состоялось, игра завязалась. А есть ребятишки, которые в силу природной застенчивости стесняются подойти к играющим малышам и предложить дружбу. Чаще всего, это связано с особенностями психики того или иного ребенка.
Детей нужно учить дружить. Понятие дружбы очень обширное. Психологами замечено, что социальное, психическое, умственное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка взаимосвязано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей, да и огорчений тоже. Ясно, что без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения.
Особенности общения дошкольников со сверстниками.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемой в потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единых стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнёров по общению.
Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Формирование ребёнка как личности - процесс социальный в самом широком смысле.
С самого рождения ребёнок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача непосильная для ребёнка. Первые шаги в социализации совершаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важная· проблема - проблема общения ребёнка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях.
Исследования М.И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребёнка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения.
Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребёнок-дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определённого, в большинстве случаев близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей).
Развитие совместной деятельности со сверстниками и образование детского общества приводит не только к тому, что один из важнейших мотивов поведения становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий, но и возникновению соревновательных мотивов. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.
Динамика общения. Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения с взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляньями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь с взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответами. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения. На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга, три формы общения со сверстниками.
К 2 годам складывается первая форма коммуникации со сверстниками - эмоционально-практическая. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем» что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.
Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.
У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.
Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.
Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста.
Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).
Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рассмотрим их типичные причины.
В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение играть рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимоотношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хороший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники плохо осознают причины поведения других.
Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интересами и потребностями.
К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит понимание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.
Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.
Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении, как с взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.
Личность ребенка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей.
Успешные в коммуникативном плане дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста депривацию в общении, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкивается с многочисленными психологическими трудностями развития.
Коммуникативную деятельность следует понимать как «общий тип специфической человеческой деятельности, частными проявлениями которой являются все виды взаимодействия человека с другими людьми и предметами окружающей действительности». Коммуникативно-речевая активность рассматривается как деятельностное состояние, свойство человека, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне доступных ему языковых возможностей.
Уже в дошкольном возрасте общение и взаимодействие ребенка со сверстниками нередко преобладает над общением с родителями. Условия «домашней» социализации необходимы, но недостаточны для полноценного личностного развития. Многие коммуникативные навыки и личностные качества, способствующие социализации ребенка, закладываются и формируются в условиях образовательных учреждений, где дети имеют возможность общаться на равных в системе «ребенок – ребенок».
В сферах общения ребенка со сверстниками и с взрослым можно выделить ряд качественных отличий. Контакты со сверстниками отличаются особенно яркой эмоциональной насыщенностью, которая отражает свободу, раскованность, непосредственность, присущую общению детей между собой. В общении со сверстниками нет жестко заданных образцов, норм и правил поведения и высказывания, в отличие от общения с взрослыми, т.е. сверстник обеспечивает условия для творчества, проявления индивидуальности. В процессе общения со сверстниками наблюдается преобладание инициативных высказываний над ответными, при общении с взрослым – наоборот. Функции общения со сверстниками гораздо более обширны, чем функции общения с взрослыми. Взрослый указывает, что хорошо и что плохо, как надо и как не надо поступать, т.е. ребенок получает от него либо оценку своих действий, либо новую информацию. Действия ребенка при общении со сверстниками намного разнообразнее: и управление действиями другого, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов, и совместная игра, и постоянное сравнение с собой.
Таким образом, общение с взрослым и со сверстником способствует развитию личности ребенка с разных сторон. В общении с взрослым ребенок учится говорить и делать в соответствии с общепринятыми нормами, учится слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками решаются другие задачи – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенка ему необходимо общение не только с взрослым, но и с другими детьми.
Особенности психологии детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст очень ответственный, особенно для родителей ребенка. В этом возрасте формируются основы личности ребенка, появляются взаимоотношения со своими сверстниками, которые оказывают влияние на развитие личности. Возраст от четырех до семи лет относительно спокойный в плане физического развития ребенка. Он уже сам кушает, хорошо разговаривает, ходит и бегает, у него устоявшийся режим дня. Особенностью детей этого возраста является то, что он во всем подражает взрослым: манере разговаривать, поведению, жестам, интонациям в голосе. Поэтому родителям, как никогда, нужно следить за своим поведением, стать примером для своего ребенка. В общении со сверстниками у детей дошкольного возраста еще очень развит эгоизм. У них еще не развита взаимопомощь и взаимовыручка. Отобрав игрушку, ребенок будет радоваться, что игрушка в его руках, и даже не обратит внимания на слезы обиженного ребенка. Таковы особенности психологии детей этого возраста. В это период как раз и начинает закладываться коллективистская психология, гуманизм. Особенности воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание ребенка должно учитывать, что их психология имеет свои особенности. Именно в этом возрасте нужно учить ребенка считаться с потребностями и нуждами других людей. Очень важно обучать ребенка навыкам коллективного общения. Спокойно объясняйте ребенку, почему нельзя забирать все игрушки, как дождаться очереди в играх. В этом возрасте важно воспитывать в ребенке нравственные качества. Читая книги или смотря кино, обсуждайте с ребенком поступки героев. Почему так делать хорошо, а так - плохо. Особое внимание стоит уделить воспитанию гуманного отношения к людям, животным, окружающей природе. Интерес к окружающему миру безграничен у детей дошкольного возраста. Терпеливо отвечайте на все вопросы ребенка в доступной и понятной для него форме.
Детская дружба.
Детская дружба разделена психологами по разным возрастам, потому что в дружбе у детей в разный возраст преобладают различные факторы. Но также следует учитывать, что психоэмоциональное развитие детей одного возраста может сильно различаться.
Многие родители с самого рождения ребенка задают себе вопрос: как понять ребенка. Психология воспитания детей является отдельным направлением психологии, но самый главный совет - любите своих детей и поймите, что это отдельная от вас личность. Возрастная психология детей делится по возрастам: психология детей 2-3 лет, психология детей 5-6 лет. Если ребенку 10 лет, то психология выделяет этот возраст в отдельный вид - подростковая психология детей.
Психология дружбы детей 2-3 лет
Потребность в контактах с ровесниками в это время минимальна. Очень тесна связь с мамой, и в других детях малыши видят конкурентов. Дети в этом возрасте часто испытывают беспокойство, что другой ребенок завладеет игрушкой или вниманием мамы. Дети в этом возрасте играют рядом, но не вместе. Но контакты уже возникают. Малыш может просить обменять игрушку у соседа по песочнице. Эгоцентризм свойственен детям этого возраста.
Психология детей 4-5-6-7 лет
В это время начинаются настоящие дружеские отношения между детьми. В детском коллективе они завязываются достаточно быстро и интенсивно. Младшие дошкольники чаще готовы назвать другом того, кто сделал им что-то хорошее – угостил сладостями, дал свою игрушку. Пяти-шестилетние дети обращают много внимания на совместную игру. После совместной игры такие новые друзья в этом возрасте легко забываются, если жизнь не сталкивает с ними снова. Настоящими друзьями становятся те, кто часто встречаются – ходят в один детский сад, в одну спортивную секцию, живут рядом и часто гуляют в одном дворе.
Психология детей 7-10 лет
Дети уже могут анализировать поступки сверстников и взрослых, что-то принимая, а что-то отвергая. Как правило, друзей они ищут среди детей со схожими интересами. Ребятам не только интересно вместе играть, они ходят в один и тот же кружок, делятся друг с другом интересными новостями, где-то соперничают в достижениях. Дети этого возраста еще на многие вещи смотрят сквозь призму собственной личности. Поэтому в выборе друзей имеются эгоистические мотивы. Дети объединяются по принципу доброжелательного отношения.
Важная задача родителей понять особенности своего малыша, помочь ему понять смысл дружбы, научить разбираться в людях, их мотивах, самостоятельно отличать искреннюю дружбу от потребительского общения. Очень хорошо, если ребенок слышит рассказы родителей о верных друзьях вашего детства. Способность к дружбе лучше всего воспитывается на личном примере
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Психология общения детей со сверстниками"
Интерес детей друг к другу возникает уже в первый год жизни. И вы, наверное, не раз замечали, как малыши с первых шагов проявляют неподдельный интерес к своим ровесникам. Задача воспитателя – помочь м...
Консультация для родителей "Общение ребенка со сверстниками".
Консультация для родителей о общении ребенка со сверстниками, о проблемных детях и о рекомендациях родителям....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Проблемы общения детей со сверстниками».
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка с дедушкой, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления ваше...
13.03.2019 Консультация для воспитателей «Общение детей со сверстниками в дошкольном возрасте».
В детском саду, дети общаясь друг с другом, усваивают определенные нормы взаимоотношений, у них складываются те или иные способы поведения, постепенно закрепляющие как более или менее устойчивые нравс...
Консультация для родителей "Важность общения детей со сверстниками"
В этой консультации рассказывается почему недостаточно общения внутри семьи, чем отличается общение детей со взрослыми от общения со сверстниками...
Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша в...
Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками.»
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...