Консультация для родителей: «Роль игры при подготовке детей к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Даны рекомендаци для родителей перед поступлением детейв школу. Описываются  требования предъявляемые школой  к ребенку . Выделяются причины школьной дезадаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ГБОУ СОШ п.г.т. Петра дубрава Самарской области

Муниципального района Волжский

С.П. «Детский сад» «Созвездие»

Консультация для родителей:

«Роль игры при подготовке детей к школе»

Подготовила: педагог-психолог

Макарова А.В.

2016 год

Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека.   Это время, когда, развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться.  Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, пении, танцах. Игровая деятельность- ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жить. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие думают, что чем раньше ребенок начнет читать и писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо - это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе - это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от бесконечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.

 Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, - пишет Б.В.Никитин. - Чтобы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представленьям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее не заменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности - оказывают неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно - ролевые игры оказывают более широкое общеобразовательное влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание с ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько условий:

  1. Четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры.
  2. Занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, проявлять интерес к действиям ребенка.
  3. Во время игры давать ребенку возможность быть в роли как участника, так и ведущего.
  4. Варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания.
  5. Обязательно поощрять победителя игры.

Какие требования предъявляет школа к ребенку?

  • Личностное взросление

Школа – это социальный институт, который существует и живет по определенным правилам. Они весьма условны, но ребенок должен быть готов «играть» по ним, понимать и принимать условность ситуации, в которую он попадает.

Ребенок «играет» роль ученика. Задача дошкольных учреждений: подготовить ребенка к освоению нового социального статуса. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Усвоить роль учителя и ученика ребенок может, играя в школу. Если ребенок посещает детский сад, где проводятся специальные занятия, много играет, общается с большим количеством сверстников, то он имеет хороший шанс подготовиться к школе в плане усвоения её социальных норм и требований. Занятия воскресной школы также способствуют успешной адаптации к школе.

В другом варианте в школе у ребенка могут возникнуть следующие трудности:

  • не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив;
  • неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо;
  • чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость.

Причины:

  • избалованность;
  • «негативная демонстрация»;
  • двигательная расторможенность.

Действия родителя:

  • установить тесный контакт с учителем;
  • уделять ребенку больше внимания;
  • замечания свести к минимуму;
  • лучше таких детей занять в театральных кружках;
  • использовать спокойный стиль взаимоотношений;
  • консультация у специалистов (психиатра).

Важнейшим критерием готовности ребенка к школе является желание учиться в ней. Причины здесь могут быть самые важные: стремление поскорей стать большим, и сравняться в правах с другими членами семьи, интерес ко всему новому, желание пробрести новых друзей.

Мотивация:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Для формирования внутренней мотивации необходимо проявлять живой интерес к тому, что сделал ребенок, что запомнил, что понял, интересоваться не оценками и похвалой учителя, а именно содержанием занятий. Если ребенок научиться объяснять маме, как он решил задачу, почему слово пишется так, а не иначе, все это будет оказывать положительное влияние на развитие у него учебной мотивации.

Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически относиться к своим способностям, знаниям, действиям, объективно себя оценивать. Если ребенок не твердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, значит, потребности читать, у него еще нет. Если же ребенок говорит: «Я хорошо считаю до 10», это значит, что он не только умеет считать, но адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а значит, у него может возникнуть желание и потребность изучать математику.

Вероятные трудности в обучении детей с неадекватной самооценкой:

  • не выполняет самостоятельно задания или делает их намного хуже;
  • безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу;
  • отвечает неуверенно.

Рекомендации родителям:

  • поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности;
  • поддерживать доброжелательные взаимоотношения;
  • найти и обеспечить сферу успеха.

Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является то, что психологи называют произвольностью поведения. Произвольность поведения характеризуется умением ребенка управлять своим поведением, организовывать работу. В детском саду произвольность формируется через игру, коллективные занятия, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий. Развитию произвольности способствует самостоятельность. Например, если у ребенка 6-ти лет есть свои маленькие обязанности, пусть очень простые, то такой ребенок оказывается лучше готовым к школе, чем тот, за которого все делают родители.

  • Интеллектуальная готовность.

Первоклассник должен быть способен выполнять разнообразные интеллектуальные действия: уметь выделять характерные признаки, делать простые умозаключения, сравнивать и обобщать, классифицировать, находить общее и различия.

Показатели интеллектуального развития:

  • развитие пространственных представлений и образного мышления (этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания);
  • умение ориентироваться на систему признаков (этот показатель позволяет выявить, сколько признаков одновременно может учитывать ребенок при выполнении того или иного задания);
  • развитие знаково-символической функции (этот показатель необходим для усвоения понятий числа, звукобуквенных связей, любого абстрактного содержания).

С интеллектом тесно связано развитие речи ребенка. Ребенок 6-ти лет должен уметь формулировать смысл различных грамматических конструкций, с помощью которых формулируются объяснения  на уроке, иметь богатый словарный запас.

При низкой интеллектуальной готовности могут возникнуть трудности с освоением школьной программы.

Причины школьной дезадаптации:

  • наследственный фактор (индивидуальные различия, касающиеся интеллекта, особенностей темперамента, предрасположенности к неврозам и другим личностным особенностям);
  • остаточные явления повреждения мозга (нарушения в период внутриутробного развития);
  • большое значение имеет и общее состояние организма;
  • важную роль в развитии ребенка играет социальная среда, которая его окружает (редкое общение с ребенком в период становления речи; недостаточные условия для двигательного развития; повышенная опека);
  • определенную роль в формировании школьных трудностей играют половые различия в созревании мальчиков и девочек, которые обычно не учитываются.

Из выше сказанного можно сделать несколько важных выводов:

  • чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа, как детского сада, так и родителей;
  • если своевременно проконсультироваться со специалистами, оценить сильные и слабые стороны психологической готовности ребенка к школе, получить рекомендации, то у родителей возникнет реальная возможность подготовить своего ребенка к школе таким образом, чтобы он ходил туда с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.

Совместная деятельность ОУ, семьи и школы по формированию готовности к школе и благоприятной адаптации к школьному обучению.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

         Основными причинами, снижающими воспитательный потенциал семьи на сегодняшний день, стали высокая степень занятости родителейнеблагоприятная психологическая обстановка в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Ведь и дети, и родители нуждаются во взаимной любви и взаимопонимании. И тем, и другим важно чувствовать, что их ценят, любят, признают, уважают. В своей семье человек должен приобрести уверенность в себе, чувство безопасности при взаимодействии с внешним миром. Не научившись любить, ценить своих близких, ребёнок никогда не научится понимать и принимать окружающих.

Адаптация детей начинается в дошкольном возрасте и определяется термином «введение ребёнка в школьную жизнь». Каждому ребёнку необходимо посещать ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). Именно детском саду дети приобретают опыт общения, навыки собственной инициативной деятельности, приобщаются к культурным ценностям. Дошкольное образование  обеспечивает создание фундамента развития ребёнка, что позволит ему в дальнейшем овладеть разными областями знаний.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Что же такое «школьная зрелость» или психологическая готовность к школе?

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

  1. Интеллектуальная:
  • умение выделить фигуру из фона;
  • способность концентрировать внимание;
  • устанавливать связи между явлениями и событиями;
  • возможность логического запоминания;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки и их координации.
  1. Эмоциональная:
  • ослабление импульсивных реакций;
  • умение длительно выполнять не очень привлекательную работу;
  • развитие произвольности поведения.
  1. Социальная:
  • общение со сверстниками;
  • умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  • способность принимать роль ученика;
  • умение слушать;
  • умение выполнять указания учителя.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

За основу готовности к школе, т.о., принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того, чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаю вам короткий тест:

«Готов ли ребенок к школе?» (тест для родителей).

Готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнить с любым членом семьи.

  1. Для развития интеллектуальной сферы очень полезно будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Восприятие (отражение объекта в целом, слуховое и зрительное):

  • складывание разрезных картинок;
  • узнай предмет по контуру;
  • составление узоров из геометрических фигур.

Память (запечатление, сохранение, воспроизведение информации):

  • разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки;
  • просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами;        запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение;
  • обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки;
  • запоминание последовательности цифр (номер телефона).

Внимание (невнимание есть рассеянность, 7+/-2 объекта):

  • в статье газеты вычеркивать, подчеркивать определенные буквы в течении 2-х минут, главное без ошибок;
  • запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их;
  • игры-лабиринты (проследить дорожку).

Мышление:

  • сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия);
  • «четвертый лишний» (слова, картинки);
  • «Чего не хватает?»

Тонкая моторика рук:

  • лепка, рисование, игры с конструктором LEGO;
  • разминать пальцами тесто, глину, мять паралоновые шарики, губку;
  • катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
  • хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
  • нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
  • завязывать узлы на толстой и тонкой веревках;
  • штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой (важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет);
  • делать пальчиковую гимнастику;
  • рисовать узоры по клеточкам в тетради;
  • рассортировать крупу (горох, рис, гречка).

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракуль, лепка и многое другое поможет ребенку научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Навык правильно держать пишущий предмет формируется к 4-м годам, а далее он закрепляется или переучивается, хотя это очень трудно (в день не более 20 минут держание ручки).

Вас должно насторожить, если ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

  1. Уже говорили, что важная составляющая школьной зрелости – произвольность поведения. Что означает это понятие?

Это умение ребенка заставить себя делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что от него требуют. Именно это умение в первую очередь понадобится первокласснику в школе. И если ребенок «домашний», зачастую избалованный, не понимает слово НАДО, то ему очень трудно будет на первых порах привыкать к школьным требованиям. Произвольность нужно развивать и воспитывать в дошкольном возрасте. Этому помогают сюжетно-ролевые игры — обязательный аспект программы детского сада, различные игры на правила с требованием четкого выполнения инструкций. Дома чаще играйте с детьми в «Дочки-матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

Итак, формулируем произвольность – умение детей:

  • сознательно подчинять свои действия правилу;
  • ориентироваться на заданную систему требований;
  • внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу доводить дело до конца.
  1. Социальная сфера. Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:
  • «для себя» - отстаивание правил;
  • «для других» - выполнение обязанностей.

Сила той и другой потребности контролируется нормой поведения в данном обществе.

И нам в этом помогут игры, где ребенок будет принимать роль игрока, ведущего, учиться слушать и выполнять условия игры, выражать свои мысли.

В заключении хочется сказать: как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесьсоздавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый! Но необходимо смотреть и воспринимать свое чадо не слепо, а реально.

1 класс и адаптация к школе

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода.

При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе.

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации.

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнокжалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Мамы и папы будущих первоклассников!

В эти игры вы можете играть с детьми дома:

  • Назови одним словом

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например,

  1. лиса, заяц, волк, медведь – животные;
  2. кровать, стул, диван, кресло; - мебель;
  3. сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.
  • Назови три предмета

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

  • Задание на внимание

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

  • Что изменилось?

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

  • Четвертый лишний

Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:

  1. с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки
  2. с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.
  3. со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.
  • Графический диктант

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:

Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.

Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее, например, две клетки вверх, одна влево и т.д.

  • Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы

Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

  • Волшебный мешочек

В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достает предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нем: на какую фигуру он похож.

Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребенок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.

  • Штриховка

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по-диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

  • Последовательность событий

Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями.

Если дома нет таких картинок, можно поговорить с ребенком о том, как прошел его день в детском саду, что было утром, днем и вечером, чем они с ребятами занимались, что ели, что нового и интересного он узнал в детском саду за этот день.

Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.

Пожелания родителям

  1. Занимайтесь с ребенком систематически - (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
  1. Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
  1. Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
  1. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
  1. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
  1. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
  1. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
  1. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
  1. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в подготовке детей к школе".

Данная консультация предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы.Помимо основного материала,представлены игры ,упражнения,задания для подготовки детей к школе дома....

Консультация для родителей: «Словесные игры для подготовке детей к школе"

Чтобы ребенок хотел учиться в школе, необходимо развивать у него познвательную активность....

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке детей к школе»

Практика нашей работы ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Я уверена, что в преддверии шк...

Консультация для родителей: "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Консультация для родителей: "Роль семьи в подготовке детей к школе"...

Консультация для родителей "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Консультация для родителей "Роль семьи в подготовке детей к школе"...

Консультация для родителей «Роль семьи в подготовке детей к школе»

Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития...