«Личность. Отношение к себе, к взрослому, к сверстникам»
консультация (старшая группа) на тему

Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Личность. Отношение к себе, к взрослому, к сверстникам»

Консультация для родителей

(Старшая группа)

Отношение к себе. Одним из важнейших изменений в личности ребёнка являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я.Пятилетний возраст — возраст идентификации ребёнком себя со взрослыми тогоже пола. Девочки относят себя к женщинам, мальчики — к мужчинам.

Если до сих пор ребёнка интересовал преимущественно окружающий мир, то в5 лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношениялюдей. Пятилетние дети обладают прекрасным «чутьём» на реальное отношение ксебе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверятьчеловеку, который однажды проявил её. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать.

В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть фильмы для взрослых, дети активно строят образ себя в будущеми своей взрослой жизни.

Уже начиная с 3 лет у ребёнка появляются некоторые представления о себе. Ребёнок знает, мальчик он или девочка, какие у него глаза, волосы, что он умеет, что любит.Однако примерно до 5 лет в образе Я ребёнка присутствуют только наличествующиекачества, т. е. только те особенности, которые, по мнению малыша, у него имеются.

После 5 лет у детей начинают появляться представления не только о том, какие ониесть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Инымисловами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В психологии это называется расслоением образа Я на Я-реальное, т. е. те качества, по поводу которых ребёнок считает, чтоони у него имеются, и Я-потенциальное, куда входят как положительные черты, которые ребёнку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые он бы не хотелиметь. Разумеется, этот процесс находится ещё как бы в зародыше и имеет несколько

специфические формы. Так, ребёнок шестого года жизни не говорит и не думает, чтоон хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками.

У дошкольника это обычно приобретает форму желания быть похожим на персонажсказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребёнок может воображать себя этим персонажем, подчёркиваем — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

В Я-реальное входят как положительные качества, так и те особенности, которыеребёнка огорчают. Например, я уже умею читать, но я плохо бегаю. Следует подчеркнуть, что образ Я — это не только знания о том, какие особенности присущи ребёнку.Это ещё и отношение к этим особенностям. Например, девочка видит и знает, что у неёкороткие волосы, но ей это очень не нравится и она мечтает о длинной косе. Или ребёнок знает, что умеет считать до 1000, и очень гордится этим.Однако в отличие от хорошего счёта и плохого бега, которые мирно уживаются вЯ-реальном, противоположные характеристики Я-потенциального резко противостоятдруг другу, олицетворены в разных образах, и поэтому Я-потенциальное целесообразно как бы разделить на две противостоящие друг другу части: Я-потенциальное плюс иЯ-потенциальное минус. В результате образ Я ребёнка приобретает к 6 годам сложноестроение. Эти изменения в образе Я имеют огромное практическое значение. Содержание этих трёх разных частей образа Я определяет в первую очередь соблюдениеребёнком норм морали и существенно влияет на все стороны его поведения.В Я-реальное у разных детей входит разное содержание. Разные дети знают о себе

разные вещи и относятся к ним по-разному. Так, один знает, какого цвета у него глаза,но никогда не задумывается о длине рук. Другой вполне осведомлён об этом. Девочки,как правило, больше знают о своей внешности, чем мальчики, и не только знают, нои испытывают по данному поводу гордость или огорчение. Это же относится к знаниями умениям, предпочтениям и качествам личности.

Весьма большие индивидуальные различия обнаруживаются и в общем отношениидетей к себе. Так, некоторые дети убеждены, что они не просто «хорошие» или «оченьхорошие» (такое отношение свойственно данному возрасту и является нормальным),но «самые лучшие в мире», т. е. обнаруживают полное отсутствие какой-либо самокритичности. Другую крайность представляют дети, считающие себя «плохими». Такоенесвойственное возрасту отношение к себе лишает их уверенности в своих возможностях или вызывает озлобление.

Источником отношения ребёнка к себе являются оценки и отношение к нему окружающих взрослых. «Лучшие в мире» полагают, что все близкие оценивают их подобнымобразом. «Плохие», наоборот, убеждены, что кто-то из самых близких людей ценит ихне очень высоко.

Изучение большого числа детей показало, что они имеют совершенно определённоемнение о том, как к ним относятся окружающие. Вопрос, насколько это понимание является верным, в данном случае не имеет значения. Важно, как сам ребёнок воспринимаетэто отношение, ибо ведёт он себя в соответствии с тем, как оно видится ему. В большинстве случаев дети считают, что лучше всех к ним относятся бабушки, затем мамы, папы.

Отношение к взрослому. До сих пор взрослый был для ребёнка безоговорочными непререкаемым авторитетом. В 5 лет появляется критичность в оценке взрослого, унекоторых детей проявляется уже и независимость собственных суждений от оценокавторитета.

Отношение к сверстникам. На шестом году жизни ребёнка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появлениянового типа его взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи,которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребёнок стремится осмыслить иупорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяют самостоятельно,

без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.

Интерес ребёнка к себе и своим качествам, получающий дополнительный стимулблагодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников. Происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихсясимпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих наэтом фоне интереса для остальных.

Это разделение порождает поистине драматические коллизии, а иногда весьма неприятные типы взаимоотношений. Не секрет, что некоторые «популярные» дети «берутвзятки» (игрушки, сладости) за то, чтобы принять в свою игру «рядового» ребёнка. Возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко переживаются детьми. Так,длительные и сильные огорчения ребёнку начинает доставлять нежелание привлекательного в его глазах сверстника играть и общаться с ним. Что касается усложнениясамих взаимоотношений, то среди них появляются такие сложные формы, как обман имелкий шантаж. Наряду с объективным расширением и усложнением взаимоотношений идёт обдумывание, обсуждение и осознание как самих взаимоотношений, так ипоступков и качеств сверстника.

Новыми сторонами, определяющими отношение детей друг к другу и чрезвычайно занимающими их, являются их личные качества и характер взаимоотношений.38

Диапазон личностных качеств, фиксируемых ребёнком у сверстника, достаточно велик («Честная девочка», «Она врунья», «Она ябеда», «Маша умная и добрая», «Всегдавоображает и хвастается», «Он самый сильный, но никого не бьёт», «Любит командовать другими», «Он хоть и маленький, но очень умный» и т. п.). Взаимоотношения также эосознаются и фиксируются («Я с девчонками не вожусь», «Мы все подружки» и т. п.).

        Голос! Приглашаю на консультацию для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

Воспитание положительного отношения детей к труду через пример взрослых и сверстников

На примере взрослых и сверстников у детей появляется мотивация к разным видам труда: самообслуживание, труд взрослых, труд в природе, ручной труд....

Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...

Педагог – психолог по теме «Агрессивность и что делать» Практические рекомендации педагогам и родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтны...

Практические рекомендации педагогам «Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»

Практические рекомендации педагогам«Как правильно вести себя с детьми,проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»...