«Ребёнок и игра. Играем вместе с детьми»
статья по теме
Предварительный просмотр:
«Ребёнок и игра. Играем вместе с детьми»
Подготовила Романенко Ю.Н.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок проходит процесс социализации, учится общаться со сверстниками, двигаться, манипулировать предметами и др. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Мы выделим лишь наиболее распространенные детские игры.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию. Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома? От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого. Сколько времени нужно уделять игре? Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра, и тогда нет смысла продолжать её дальше. Обычно, с детьми 3-4 лет игра проходит около 15-20 минут. Роль родителей в игре. Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая. Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр: 1. Игра не должна строиться на принуждении. 2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки. 3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие. Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию. Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/09/picture-239078-1376043596.jpg)
Консультация для родителей "Играйте дома вместе с детьми упражнение «КОШЕЧКА».
Это упражнение хорошо развивает воображение, концентрирует внутренние резервы организма....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-612332-1428390753.jpg)
Дидактические игры делаем вместе с детьми
Хочу поделиться идеей изготовления дидактической игры с участием детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-504100-1634053202.jpg)
Играем дома вместе с детьми.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-199770-1702223074.jpg)
Играем дома вместе с детьми (часть 2)
В данной статье продолжение темы об играх дома с ребенком. Игры на развитие фонематического восприятия: "Назови первый звук", "Определи первый гласный звук", "Зоркий глаз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/22/picture-241786-1382469325.jpg)
«Играем дома вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1065211-1538584603.jpg)
Консультация для родителей: «Играем дома вместе с детьми»
Представлены интересные и занимательные игры, в которые можно поиграть вместе с детьми дома....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/15/picture-1328897-1639586658.jpg)
Детская игра. Играть ли вместе?
Ребёнку важно ощущать вашу радость от совместности и разделённости, именно тогда у него создаётся и крепнет ощущение «я — хороший», «другим людям со мной хорошо». Это ста...