Артикуляционные упражнения (Л)
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Давыдова Полина Юрьевна

в помощь родителям  предлагаются артикуляционные упражнения для развития мышц языка при выработке сонорных звуков у ребенка в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uklad_organov_artikulyatsii_zvukov_l.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уклад органов артикуляции звуков  Л, ЛЬ

При произнесения звука:     Губы в улыбке; расстояние между верхними и нижними резцами-2—4 мм; кончик языка поднимается и прижимается к основаниям верхних резцов , выдыхаемая струя воздуха слабая.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ

 

  1. «Наказать непослушный язычок»
  2.  «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка» Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопатой»: языку придается плоская широкая форма — так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет до 5—10. Следить,чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то:

а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;

б)  на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);

в)  нараспев тянуть звук и.

  1.  «Пароход»
  2. «Часики». Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
  3. «Покрасим верхнюю губку». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь кончик языка  доводить  до   верхнего   внешнего  края   губы.   Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.
  4. «Орешек 1». Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
  5.  «Покрасим стенки». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
  6. «Посчитаем зубки». Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  7.  «Качели». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять вверх к мягкому нёбу. Следить, чтобы язык все время оставался широким, нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  8. «Качели 1». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны, затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
  9. «Качели 2». Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
  10. «Качели 3». Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.
  11. «Качели 4». Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.
  12.  «Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Следить, чтобы язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и челюсть должны быть неподвижны.
  13.  «Вкусное варенье». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  14. «Язычок шагает 1». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к носу, затем опустить к верхней губе, вставить между верхней губой и зубами, прикоснуться к краю верхних зубов, дотронуться до бугорков за верхними зубами, погладить твердое нёбо, делая движение кзади. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужался.
  15.  «Оближи ложку». Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону ложки всей поверхностью кончика языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.  Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений.
  16. «Поцелуем зубки». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
  17. «Индюшата». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и производить движения вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала нужно производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как индюк «болбочет»). Следить, чтобы язык был широким. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Нижняя челюсть не двигается,
  18.  «Цоканье» (пощелкать кончиком языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком. Сначала упражнение выполняется медленно, потом темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались в «трубочку».  
  19.  «Горка» (Киска сердится). Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, спинка языка выгибается поднимается вверх, касаясь мягкого нёба, то опускается вниз. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были не подвижны..
  20.  «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Выдвижение передней части спинки языка вперед (язык как бы «выкатывается» изо рта), а затем втягивание ее в рот.Следить, чтобы язык не сужался, кончик его от зубов не отрывался, губы и нижняя челюсть не двигались).
  21.  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого лопатообразного языка к нёбу и удержание его в таком положении под счет до 10, а затем отрыв со щелчком. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, боковые края языка были прижаты одинаково плотно (ни одна половина не должна опускаться), кончик касался верхней десны. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
  22. «Гармошка». Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание широкого языка всей плоскостью к нёбу. Не отпуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сторон языка, а кончик языка касался верхней десны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений ...