консультация для родителей "Обучение детей связной речи"
консультация на тему

Ефанова Светлана Юрьевна

"Обучение детей связной речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ"

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений:

Для развития связной речи можно использовать следующие игры:

  • "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы).
  • "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый).
  • "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная)
  • "Что летает, ползает, идет, едет?"
  • Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек).
  • "Кто где живет?"
  • "Чьи детки?"
  • "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая).
  • .  "Назови 4-5 картинок на определенную тему" (мебель, посуда).
  • «Что из чего»  (суп из фасоли какой? фасолевый).
  • "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий).

         

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение. В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность.

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.

Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями:

  • "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге).
  • "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...)
  • "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке).
  • "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных).
  • "Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы).  
  • Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы).

Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях:  Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за).

Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями.

Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ:

  • "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка).
  • "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?).
  •  «Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ».
  • «Убери лишнюю картинку, назови рассказ».
  • Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану.
  • "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет.  
  • Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?").  

Полезны игры, развивающие описательную речь:

  • "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье).
  • "Угадай-ка" узнай предмет по описанию.
  • "Небылицы".
  • "Мое любимое животное".
  • "Наши хорошие и плохие дела".
  • "Как передвигаются животные?".

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие связной речи у детей с ОНР»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие связной речи у детей с ОНР»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемос...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие связной речи у детей с ОНР»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемос...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»

Консультация для родителей  «Развитие связной речи у детей. Творческие задания по развитию речи»...