"Гиперактивность - что это? Рекомендации для родителей".
консультация на тему

 Данилова Любовь Андреевна

Материал в рамках педагогического просвещения родителей. Консультация для родителей имеющих детей с СДВГ, основные понятия и рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_giperaktivnost.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог

Смирнова Любовь Андреевна

 МБДОУ №9 «Колобок»

Консультация для родителей «Гиперактивность – что это? Рекомендации родителям».

        Нередко родители задаются вопросом «Почему мой ребенок часто отвлекается? Слишком шумный и неуправляемый? Почему моему ребенку трудно высидеть на месте 10 минут?» и т.д. В таком случае родители зачастую сами, а иногда и при помощи воспитателей детских садов «ставят» ребенку диагноз «гиперактивность».

        Но что же на самом деле подразумевается под гиперактивностью? Как ее распознать и как помочь малышу?

         Необычное поведения детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. По сути, ребёнок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справиться с ними без помощи окружающих взрослых, особенно его родителей. Часто отношения между ними омрачаются разочарованием и раздражением последних. Основой для этого в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения ребёнка.

Особенности поведения при СДВГ характеризуются основными тремя категориями:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои игрушки, учебные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. На занятиях они стремятся сорваться с места в неподходящее время.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры.

Программа коррекции СДВГ должна включать как работу с основными его признаками (гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания), так и вторичными. Гиперактивность зачастую осложняет усвоение знаний и представлений ребенком, что приводит к задержке психического развития (ЗПР). Так же при СДВГ бывают сопутствующие нарушения: тики, эмоциональны расстройства (страхи, агрессия и пр.), ЗРР (задержка развития речи), дисграфия, дискалькулия, дислексия.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью».  (Психологический словарь, 1997, с. 72).

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий.

В работе с такими детьми реализуется коррекционная программа в условиях семьи и детского сада. Семейная программа коррекции в большей степени затрагивает поведение и личность ребёнка. Психологу и педагогам важно помочь родителям осознать необходимость принятия ребёнка, его особенностей. Часто в семьях, в которых растёт гиперактивный ребёнок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент также должен делаться на развитие эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания, в которой должны преобладать методы поддержки и вознаграждения. Кроме того, в семье должен поддерживаться чёткий режим жизни ребёнка.

Первыми и наиболее важным достижением в работе с родителями гиперактивного ребёнка должно стать осознание того факта, что нетипичность его поведения является следствием нарушения деятельности нервной системы. Именно это будет отправной точкой для дальнейшей коррекции. В противном случае все попытки изменить поведение ребёнка, повлиять на его личностные особенности не возымеют результата.

Схема психологической коррекции СДВГ (по работам И. П. Брязгунова, Е. В. Касатиковой, Е. К. Лютовой)

Обобщённая система работы может включать следующие аспекты:

-  Консультация врача - невропатолога или психоневролога.

- Физическая реабилитация.

- Обучение ребенка навыкам саморегуляции.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Коррекция негативных эмоций.

- Развитие дефицитных функций в системе синдрома.

Поскольку нетипичность поведения детей с СДВГ является следствием нарушения деятельности нервной системы, становится понятной необходимость консультации с врачом-невропатологом или психоневрологом. Иначе все попытки изменить поведение ребёнка, повлиять на его личностные особенности будут безрезультатны.

Некоторые рекомендации для родителей детей с СДГВ:

1. В работе со взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребёнку, стиль взаимодействия с ним. Родители должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивногоребёнка неэффективны. Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории к его успехам и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, т. к. такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

2. Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), т. к. ребёнок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

3. Система ограничений и запретов должна быть чёткой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума. Совместно с ними должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

4. Важно, чтобы родители обращали внимание на построение фраз в общении с ребёнком с СДВГ. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но ещё более эффективно включиться в игру ребёнка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, прогулки, бег, плавание, гимнастика. Но в тоже время оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Помните, что всё хорошо в меру!

5. Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к чёткому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. Помните, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом.

6. Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей, т. к. они могут оказывать чрезмерное стимулирующее действие на вашего гиперактивного малыша.

Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер. Работа с такими детьми должна быть кропотливой и долгой, т. к. только выработка единой системы требований ДОУ и семьи может помочь адаптироваться таким детям в жизни и быть успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение семьи. «Родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка» (рекомендации для родителей).

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко  организуется преемственность в работе  логопеда и родителей. Работа самого лучшего логопеда не даст хороших р...

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей.

quot;Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей."В этой статье собран материал, который может быть полезен, как родителям, имеющим детей с...

Консультация для родителей "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....