Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?»
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме «Старший дошкольник – какой он?»
Цели: ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей 5-6 лет. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу.
Задачи:
1.Формировать активную педагогическую позицию родителей, правильное отношение к индивидуальным особенностям своего ребёнка.
2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения общаться с ребенком как с самостоятельной личностью.
3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения при этом.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: воспитатели группы, родители.
Материал: презентация «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста», памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5 – 6 лет», бланки теста для родителей «Я и мой ребёнок».
Ход мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании, посвящённом возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Я предлагаю начать наше собрание с игры «Пожелание» или («Комплимент»). Правило простое: нужно представиться и сказать какое-либо пожелание или комплимент рядом сидящему соседу, передавая осенний лист, как символ наступившей осени. Цель игры: установить между родителями контакт, сформировать положительный настрой.
На этой позитивной ноте мы продолжим. Уважаемые родители! Что представляют собой дети в возрасте 5-6 лет? Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все-же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Именно об этом сейчас коротко расскажу вам.
Анатомо-физиологические особенности. Возраст 5-7 лет называют «периодом первого вытяжения». За год ребенок может вырасти на 5-10 см. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106-107 см, масса тела 17-18 кг. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Позвоночный столб ребенка пяти – семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Поэтому необходимо следить за посильностью нагрузок. Следить за осанкой ребенка — обязательное условие его нормального развития! У детей этого возраста наблюдается и незавершенность строения стопы. Необходимо прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии.
Психологический портрет. Дети вступили в старший дошкольный возраст. Они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Это — начало активной подготовки к школе. Это – важнейший период формирования личности. У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Детей волнуют важнейшие вопросы жизни, они умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие темы. Пятилетние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочка – наоборот. Это порождает агрессивные выпады. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет появляется интерес к взаимоотношениям между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравниваются со своими собственными.
Старшие дошкольники обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил её. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться. Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, сверстниками. Широкий кругозор ребёнка положительно влияет на его успешность среди сверстников. Развивается соподчинение мотивов. Например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых. Появляется интерес к математике, чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Может запомнить что-либо целенаправленно. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Кроме коммуникативной функции речи, развивается планирующая функция — ребенок может логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: моральные, интеллектуальные, эстетические. К моральным чувствам можно отнести чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы.
К интеллектуальным чувствам можно отнести любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление. К эстетическим чувствам относится чувство прекрасного, чувство героического.
В этом возрасте у ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила. На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Старший дошкольный возраст, является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. Закладываются многие личностные аспекты, формируются основные черты характера ребёнка. Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. Ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связано с окружающим миром, расширяется кругозор. Лучшим способом получения научной информации является чтение детской энциклопедии. Происходит развитие всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Этот период называется сензитивным — особеннно чувствительным для развития познавательных процессов. Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова). Хорошо развивает логическое мышление конструктор, важным моментом является складывание по схеме-образцу. Кубики, пазлы, различные головоломки, где задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.
Более подробно о возрастных особенностях детей 5-6 лет вы можете узнать из памятки, которую вам предлагаем.
Родителям раздаются памятки «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Для каждого родителя свой ребёнок самый лучший, самый воспитанный, самый, самый. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Игра «Хвастовство». Каждый из родителей должен похвастаться каким-либо качеством или умением своего ребёнка.
Уважаемые родители, вы главные «конструкторы и строители» детской личности. Предлагаю вам тест «Я и мой ребёнок», который дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей.
Наше собрание подошло к концу. Спасибо за внимание! Желаем успехов в воспитании детей!
Тест для родителей "Я и мой ребёнок"
Ключ к тесту
Могу и всегда так поступаю – 3 очка
Могу, но не всегда так поступаю – 2 очка
Не могу – 1 очко
Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советует обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для родителей старших дошкольников на тему: «Подготовка к школе»
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельно...
Родительское собрание на тему: "Старший дошкольник-будущий первоклассник"
Данное родительское собрание позволило сформировать компетентность у ордителей в вопосе готовности детей к школьному обучению....
Родительское собрание на тему: "Старший дошкольник-будущий первоклассник" (презентация)
Данная презентация я вляется неотъемлемой частью к родительскому собранию "Старший дошкольник-будущий первоклассник"....
Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Старший дошкольник - какой он?»
1.Представление воспитателем темы и участников собрания.2.Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)" 3.Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» 4.Ролевое проигрывание семейных ситуаций....
Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»
Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»...
Конспект родительского собрания «Кафе» Тема: Старший дошкольный возраст-какой он?
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагог...
Родительское собрание на тему: «Старший дошкольный возраст, какой он?»
Родителей знакомим с возрастными особенностями детей старшей группы. играем в игру: "Как знаем своего ребёнка", где родители отвечают на вопрос и мнение должно сойтись с мнением ...