Родительское собрание на тему: "Старший дошкольник-будущий первоклассник"
методическая разработка на тему

Дегтярева Татьяна Валентиновна

Данное родительское собрание позволило сформировать компетентность у ордителей в вопосе готовности детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Старший дошкольник -будущий первоклассник»

От того, как прошло детство,

Кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком стане сегодняшний малыш.

(В.А. Сухомлинский)

        

        Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня у нас – родительское собрание на тему: «Старший дошкольник-будущий первоклассник».

Повестка

1. Игра: «Продолжи пословицу, поговорку» (Т.В. Дегтярева, заместитель заведующего по УВР).

2. Сущность понятия готовности старших дошкольников к учебной деятельности (Т.В. Дегтярева, заместитель заведующего по УВР).

3. Мониторинг готовности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 к школьному обучению (Д.Р. Берсенева, педагог-психолог).

4. Рекомендации родителям по формированию у детей психологической готовности к школе.

А начнем мы его с мозгового штурма, с игры: «Продолжи пословицу, поговорку»

Вам будет озвучена первая часть пословицы, поговорки, а вам надо будет найти ее вторую часть - на слайде.

Без муки нет и науки.

Буквы кривые, да смысл прямой.

Век живи — век учись.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

Знанье не водица - в рот само не станет литься.

Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка на всё только рот разевает.

Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Книгу читаешь - на крыльях летаешь.

Красна птица перьями, а человек ученьем.

Лучше не учен, да умен, нежели учен, да глуп.

Мало уметь читать, надо уметь думать.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Мудрым ни кто не родился, а научился.

Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.

Итак, на этой ноте мы продолжим наше собрание.

Как Вам уже известно, сегодня дошкольное образование является первой ступенью системы образования. Дошкольный период является важным периодом в жизни ребенка. Согласно Федерального государственного стандарта дошкольного образования, основной принцип-«сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас….Следовательно, в дошкольном возрасте дошкольное учреждение не ставит цель подготовки детей к школе через обучение чтению и письму. Детский сад учит детей играть и через игру – общаться, ориентироваться в окружающем мире, развивать нравственные качества, проявлять положительные эмоции.

На выходе из дошкольного учреждения ребенок будет обладать целевыми ориентирами, которые сформируют у него готовность к школьному обучению.

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

        Что такое учебная деятельность?  Учебная деятельность-вид познавательной деятельности самого ребенка.

Согласно исследованиям психологов Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского существую виды предпосылок учебной деятельности:

  • Овладение детьми системой научно-теоретических понятий; 
  • Овладение детьми общими способами действий, т.е. такими способами,  которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач,  выделять новые связи и отношения.
  • Самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.

Предпосылки к  учебной деятельности у дошкольников формируются в процессе обучения на непосредственно образовательной деятельности (занятиях), в ходе совместной деятельности воспитателя и ребенка, самостоятельной деятельности дошкольника.

Соотнесение предпосылок учебной деятельности и целевых ориентиров

Предпосылки учебной деятельности

Целевые ориентиры

  • Овладение детьми системой научно-теоретических понятий; 

  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

  • Овладение детьми общими способами действий, т.е. такими способами,  которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач,  выделять новые связи и отношения.

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • Самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Таким образом, мы с вами видим, что у детей старшего дошкольного возраста уже к 6 годам сформированы  предпосылки к учебной деятельности.

Каждого родителя волнует вопрос: готов ли его ребенок к школе? Как это определить?

Готовность к школе можно определить по следующим аспектам:

Физическая готовность-это готовность организма, которая  определяется морфологическим и функциональным развитием. Важными моментами являются:

Уровень здоровья воспитанника (если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости);

Уровень развития мелких групп мышц (для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. У ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др.)

Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально – волевая.

Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Социально-психологическая готовность Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

К концу дошкольного возраста формируется  способ общения ребенка с взрослыми - внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Интеллектуальная готовность. Заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний, в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Л.И. Божович отмечает: «Быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира».

Эмоциональная готовностьПредполагает:

  • радостное ожидание начала обучения в школе,
  • достаточно тонко развитые высшие чувства,
  • сформированные эмоциональные свойства личности (сопереживание, сочувствие).

Волевая готовность. Заключается в способности ребенка учиться, соблюдать режим школьной жизни, управлять своим поведением, умственной деятельностью, контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.

Таким образом, при поступлении ребенка в школу меняется социальная позиция дошкольника, которой будут присущи обязанности и права, позволяющие занять иное место ребенку в обществе.

2. Мониторинг готовности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ №90 к школьному обучению.

3. Рекомендации родителям по формированию у детей психологической готовности к школе.

Большая роль в готовности детей к школе отводится семье. Немаловажно, какая установка идет из семьи. Позвольте дать некоторые советы, которые позволят вам сформировать психологическую готовность ребенка к школе.

1. Говорите о школе только хорошее. Обсуждайте с ребенком все то приятное и интересное, что происходит в школе. Рассказывайте ему о том, как интересно было учиться вам самим.

2. Начните говорить о школе как можно раньше. Установите ожидание, согласно которому ваш ребенок получит хорошее образование. Говорите о перспективе пойти в школу (или вернуться к занятиям после каникул) как о чем-то увлекательном и приятном.

3. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок обязательно подвергнется какому-либо стрессу, связанному со школой, контрольными, друзьями или учителями. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок расскажет вам о своем разочаровании. Если стресс, связанный со школой, очень силен или принимает хронический характер, обязательно обратитесь за помощью к профессионалам.

4. Прислушивайтесь к тому, что ребенок рассказывает о школе. Иногда ребенку просто нужно поговорить о том, что происходит в его жизни. Будьте внимательны к ребенку, проявите сочувствие, окажите поддержку. Постарайтесь не сердиться и не осуждать ребенка, что бы он не рассказывал.

5. Посещайте школу, где учится ваш ребенок. Разузнайте все о распорядке школьного дня, о директоре и завуче и, естественно. Об учителях, которые учат вашего ребенка. Обязательно поддерживайте переписку с учителями, посещайте родительские собрания.

6. Хвалите ребенка за его достижения, а особенно – за попытки вести себя лучше и принимать верные решения. Отличный момент для того, чтоб отметить эти успехи, - семейный совет.

7. Безусловно, принимать ребенка.

8. Активно слушать его переживания и потребности.

9. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

10. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

11. Помогать, когда просит.

12. Поддерживать успехи.

13. Делиться своими чувствами (значит доверять).

14. Конструктивно разрешать конфликты.

15. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты Я по тебе соскучилась. Ты, конечно, справишься. Ты мой хороший.

16. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

17. Уделять больше времени тому, чтобы хвалить и поощрять детей за хорошее и не сосредотачиваться исключительно на плохом.

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Старший дошкольник-будущий первоклассник" (презентация)

Данная презентация я вляется неотъемлемой частью к родительскому собранию "Старший дошкольник-будущий первоклассник"....

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."

    Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»

Родительское собрание на тему «СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: КАКОЙ ОН?»...

Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущих первоклассников».

Родительское собрание «Тренинг-занятие для родителей будущихпервоклассников».Разработала: Латыпова А.Мвоспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 31»Задачи:Развитие коммуникативных умений родителей.Выработ...

Конспект родительского собрания «Кафе» Тема: Старший дошкольный возраст-какой он?

Цели: расширение  контакта  между  педагогами  и  родителями;моделирование  перспектив  взаимодействия  на  новый  учебный  год;повышение педагог...

Родительское собрание на тему: «Старший дошкольный возраст, какой он?»

Родителей знакомим  с возрастными особенностями детей старшей группы.  играем в игру: "Как знаем своего ребёнка", где родители отвечают на вопрос и мнение должно сойтись с мнением ...