Роль и возможности семьи в воспитании ребенка
статья по теме

Степанова Светлана  Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Роль и возможности семьи в воспитании ребенка.

Эффективной деятельность учебного учреждения может быть только при условии тесного контакта с родительской общественностью. Цель работы с родителями – повышение их компетентности.

Ведутся занятия с родителями будущих первоклассников, так как на этом достаточно ответственном этапе развития семьи необходима особая компетентность родителей. Традиционными стали такие формы работы с родителями как проведение родительского–педагогических конференций, переписка родителей с детьми, проведение совместных мероприятий (походы, спортивные соревнования, экологические десанты и т.п.).

Практические занятия с родителями

Роль и возможности семьи

В каждой семье свое представление о воспитании детей. И более удачно развивается та семья, в которой в начале семейных отношений вырабатывается единая семейная воспитательная концепция отца и матери, а затем появляются свои семейные традиции, характерные только для этой семьи. К сожалению, многие молодые родители не всегда умеют договориться друг с другом, а иногда и не хотят. Это сказывается на психическом здоровье их ребенка. Необходимы встречи молодых родителей со специалистами, тем более, что именно молодые родители готовы к восприятию новых подходов в воспитании. Заинтересованные встречи дают возможность своевременно проанализировать семейные отношения, родителям укрепиться в успешных позициях, пересмотреть ошибочные принципы, найти новые, менее травмирующие варианты сотрудничества. Известно, что родительское самочувствие сказывается на отношении к детям. Мы надеемся, что родители могут заниматься сами собой, улучшить свое самочувствие, расширив способы саморегуляции в системе отношений с другими людьми.

Мы предлагаем небольшое практическое занятие для родителей: 
1. Назовите минимум 15 положительных качеств у вашего ребенка. 
2. Что умеет делать Ваш ребенок хорошо? (минимум 5 утверждений) 
3. Чем он отличается он других детей более выгодно? (5 утверждений). 
4. Что Вас в его поведении не устраивает? 
5. На кого больше всего похож Ваш ребенок? 
6. Знает ли Ваш ребенок, Ваши требования на каждый день? 
7. Каким Вы представляете его будущее?

Психологическое просвещение родителей - это знание механизмов психологии человеческих поступков, психологии человеческих взаимоотношений, которые дают возможность родителям в своей семье использовать методы психологического воздействия. Встречи с родителями не должны ограничиваться только лекционным материалом. Практические занятия с родителями дают им самим возможность подлиться собственным успешным опытом воспитания детей, расширить свои знания новыми вариантами взаимодействия других семей, помочь в разрешении жизненных конфликтных ситуаций в семейных отношениях у себя в семье и косвенно в других семьях.

Практическое занятие с родителями по формированию у детей «успешного жизненного сценария»: 
1. Что у Вашего ребенка получается лучше всего? 
2. Какие способности у него проявились? 
3. Какой деятельностью он, Вы думаете, мог бы успешно заниматься, будучи взрослым? 
4. Закрыв глаза, представьте картину, когда вашему сыну или дочери более 20 лет. Подумайте, какая работа ему доставит удовольствие и даст возможность зарабатывать деньги? Посмотрите, как выглядит Ваш ребенок, он доволен? Если нет, то предлагаете ли Вы заниматься ему тем, что Вы считаете нужным? Вновь подумайте, какая деятельность более всего подходит Вашему ребенку, что он делает с большим удовольствием? Представьте его взрослую жизнь с его удовольствием. Посмотрите, какое у Вас лицо, когда вы наблюдаете со стороны за его успехами?

Зная особенности детской психологии представлять ход развития проблемы, которые встают перед каждым ребенком на каждом возрастном этапе, родителям легче помочь самим себе, своему ребенку жить и личностно развиваться. Мы надеемся, что итогом наших занятий явится принятие ответственности родителями за собственный успешный жизненный сценарий, передача ответственности собственным детям, отсюда и возможность продуктивного взаимопонимания.

Сегодняшний ребенок испытывает большие трудности в своем личностном развитии, нежели его родители. Объясняется это, прежде всего, малым жизненным опытом, большим количеством неблагоприятных факторов социальной среды (в семье, в школе), травмирующих ребенка; непоследовательной, иногда противоречивой, не учитывающей индивидуальных особенностей ребенка системой воспитательного воздействия. Современный ребенок подвергается небывалому количеству психотравмирующих ситуаций. Отсутствие информационных запретов на телевидении, чрезмерное смакование сцен насилия по ТВ, изобилие черной информации через средства массовой информации (разделы убийств, насилия и т.п.), разгул пиратской, низкопробной видеопродукции, опять-таки с чрезмерным афишированием жесткого поведения суперсильных героев...

Часто инициаторами эмоционального давления на психику своего ребенка оказываются сами родители, постоянно выражая вслух свой страх перед жизненными трудностями (отсутствие денег, безработица и т.п.).

Практическое занятие: 
1. Какие позитивные картинки Вы представляете своему ребенку о его будущем? 
2. Какие кинофильмы Вы любите смотреть вместе с детьми? 
3. Какой отдых Вы умеете организовать вместе с детьми? 
4. Какое у Вас убеждение по поводу сна, еды, отдыха Вашей семьи? 
5. Ваш ребенок дружен с Вами? 
6.Что я умею делать такого, что мой ребенок не доверяет мне?

Отдельно останавливаемся на проблеме проживания ребенком кризисных периодов. А в жизни ребенка их немало. Первый кризис новорожденности - от рождения до 1 месяца опасен для ребенка тем, что многие мамы из–за небрежного отношения к собственному здоровью, неподготовленности к родам (токсикоз беременности, родовая травма, сотрясение мозга и т.д.) подвергают ребенка возможности раннего ограниченного поражения головного мозга.

Кризис трех лет имеет свои особенности. Навыки самообслуживания, развитие речи все это - признаки самостоятельности поведения ребенка. Важно учитывать в ребенке его личностные особенности (темперамент, характерологические особенности, способности), что позволит развить эмоционально волевую активность, потребность в совместной деятельности. Именно в этом возрасте уже принято говорить о появлении невротических отклонений, трудностях характера, которые зависят только от непосредственного взаимоотношения членов семьи.

Практическое занятие для молодых родителей: 
1. Как развиты руки у Вашего ребенка? 
2. С удовольствием ли он ходит в детский сад, школу? 
3. Владеет ли он навыками самообслуживания? 
4. Усвоил ли правила хорошего поведения? 
5. Как быстро устает Ваш ребенок? 
6. Обратитесь к «Колесу жизни», уточните, как проходила его раннее детство, в чем нуждается Ваш ребенок от Вас?

Благоприятность прохождения этого периода сказывается на прохождении, на эффективности подготовки ребенка к обучению в школе. Следующий кризис - кризис семи лет - это готовность ребенка к обучению в школе, готовность сотрудничать с новым взрослым: педагогом, новыми друзьями, одноклассниками. Многие младшие школьники испытывают настоящий шок, потрясение от авторитарного отношения педагога к детям. Отмечается проблема адаптации детей к условиям школы как болезненная и длительная по времени. И не всегда родители могут, умеют помочь ребенку в условиях нового социального круга - школе.

Практическое занятие: 
1. Выразите свое недовольство, свою радость от дел и поступков Вашего ребенка от первого лица – «Я-сообщение». (15утверждений). 
2. Сформулируйте свои желания для ребенка. 
3. Проведите ревизию своих требований и критики по отношению к своему ребенку.

Кризис подростка - этот период для самого ребенка совсем непрост, не говоря уже о родителях. Самоутверждение требует особого отношения взрослых, понимания, тактичности близких. Этот период особенно непрост для мальчика, подростка, юноши. Связан период с проблемой профессионального самоопределения, веры в собственные возможности. В этот период общество теряет молодых людей как пассивных самоубийц, через их наркозависимость, алкогольную привязанность, правонарушения.

Практическое занятие: 
1. Вы приняли решение, какая деятельность больше всего подходит Вашему ребенку? 
2. Какие знания и оценки получит Ваш ребенок после окончания школы? 
3. Будет ли ему достаточно этих знаний для получения профессии, с которой он сможет справляться? 
4. Вас устраивает его здоровье? 
5. Вы верите в успешную семейную жизнь Вашего ребенка? Достаточно ли часто слышит он об этом от Вас?

Судьба ребенка в руках его родителей. Любя своих детей, родители развивают у своего ребенка умственный и социальный интеллект, понимание самого себя, понимание других людей, дает способ успешного взаимодействия и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.

В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...

Роль семьи в воспитании ребенка

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...

Роль семьи в воспитании ребенка

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....

Роль семьи в воспитании ребенка

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...

Консультация «Роль и функции семьи в воспитании ребенка»

Семья - это первый и самый главный социальный институт, который выполняет важную роль в формировании личности....

Консультация с родителями на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Консультация с родителями на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Роль отца в семье и воспитание ребенка

Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета....