Главные вкладки

    Педагогический образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Портрет Дружбы"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Долотова Светлана Романовна

    Проект "Портрет Дружбы" разработан для сплочения группы, для формирования умений детей анализировать и разрешать конфликкты. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогический образовательный проект по нравственному воспитанию

    «Портрет Дружбы»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Актуальность.

    В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Мы, воспитатели, относим их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. Иногда возникающие конфликты мы предотвратить не успеваем, поэтому возникает необходимость их урегулировать и разрешать. Как показывает практика, воспитатели придерживаются авторитарного типа поведения. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость. неумение вести себя на занятиях.

    В ходе реализации проекта взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации.

     Портрет Дружбы

    Вид проекта: познавательно-игровой

    Тип проекта: долгосрочный

    Участники: вся группа, родители, воспитатели.

    Цель: сплочение группы.

    Задачи: Учить детей анализировать свои поступки, находить причины конфликтов, дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Познакомить с конструктивными способами решения конфликтов, способствовать их усвоению и использованию в поведении.

    1 этап.   Игровая мотивация.

                В группу   приходит письмо от старухи Шапокляк.

    «Здравствуйте. Ребята! Я очень несчастна. У меня нет ни одного друга. Никто не хочет со мной дружить. А я не знаю, почему. Помогите мне найти друзей, пожалуйста».

    Воспитатель:

    Ребята, как вы думаете, почему у Шапокляк нет друзей?

    Умеет ли она дружить?

    Как мы можем ей помочь?

    А вы сами дружить умеете? И никогда не ссоритесь?

    Какая в нашей группе Дружба?

    Мы можем ее нарисовать?

    Всем нравится такая  дружба?

    Мы можем все изменить, когда научимся дружить сами.

    2 этап. Подготовительный.

    Чтение художественной литературы: «Поссорились» А. Кузнецова; рассказы Драгунского, Н. Носова, В. Осеевой.

    Слушание и пение песен: «Большой хоровод», «Дружба», «Если с другом вышел в путь», «Мир похож на цветной луг», «Доброта».

    3 этап. Практическая деятельность.

    Коллективные работы детей.

    «Дружат дети всей земли»

    С родителями дома найти пословицы и поговорки о дружбе, считалки, главные слова.

    Настольные игры, в которых по правилам должны участвовать несколько человек.

    Разыгрывание конфликтов и ссор воспитателем с помощью настольного театра. Обсуждение.

    Игры: «Паровозик», Дракон кусает свой хвост» - на сплочение группы.

               «Хороший друг» - развитие навыка налаживать дружеские взаимоотношения.

               «Сладкая проблема» - решение небольших проблем путем переговоров, принятие совместных решений.

               «Черепаха», «Змея», «Большой мешок», «Мы туристы» - желание и умение действовать сообща, сплоченно.

    Традиционное утреннее приветствие.

    Игровые образовательные ситуации:

    «Как научиться дружить или… Секреты дружбы»

    «Дружба начинается с улыбки»

    Игровой сеанс «Дружба – это что?»

    Беседа «Зачем нужен друг?»

    Изготовление «коврика мира» для одноименной игры и для разрешения конфликтов.

    Привлечение родителей.

    4 этап. Подведение итогов. 

    Презентация нового портрета дружбы.

    Приложения.

                                 Приложение 1

    Конспект    игровой образовательной ситуации-   «Дружба начинается с улыбки»

    Программное содержание:

    1. Познакомить детей с правилами дружеских отношений.

    2. Учить понимать и оценивать поступки других.

    3. Совершенствовать умение участвовать в совместной игре.

    4. Повторить пословицы о добре и дружбе.

     

    Методические приёмы:

    Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.

    Наглядный – перевоплощение, показ, видео - слайды.

    Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.

    Игровой - динамическая пауза «Если есть хороший друг», игра с препятствиями «Дружные ребята».

    Материалы и оборудование:

    Музыкальный центр, видеопроектор, остров с пальмами и попугаем, капилочка, ручеёк, муляжи камней, мостик (лавочки), мягкие модули, макет острова, пальмы, картинки – бананов, бескозыкки, подзорная труба, шляпа, костюм Обезьянки.

    Музыкальное сопровождение: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Если добрый ты»; музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского «Улыбка»; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг».

    Мультимедийное сопровождение: записи со звуками моря, птиц; гимнастика для глаз «Дильфины».

     

    Ход образовательной деятельности

    Дети приглашаются в музыкальный зал под музыку.

    (звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»).

    Воспитатель: Ребята, о чем песня?

    Дети: О дружбе.

    Воспитатель:  Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба. (Совместное озвучивание слова).

    Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба?

    Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.

    Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди с которыми нам интересно играть. Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу. Дружба – это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным; разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.

    Ребята, а нам в детский сад для нашей группы пришло письмо с «острова Дружбы». На этом острове живёт Обезьянка, она написала нам письмо. Слушайте внимательно, о чём это письмо.

    Содержание письма.

    Здравствуйте, дети средней группы, детского сада «Колокольчик»! Пишет вам, Обезьянка. Я живу далеко на «Острове Дружба». Хочу вас попросить, чтоб вы приплыли ко мне на остров, рассказали мне, что такое дружба и научили меня дружить. Со мной на острове ни кто не играет и не дружит. Помогите мне!

    Обезьянка.

    Воспитатель: Поможем обезьянке стать доброй и научим её со всеми дружить.

    Дети: Научим!

    Воспитатель: На чём будем добираться до острова? (Версии детей).

    На корабле. Построим корабль из мягких модулей, но строить нужно всем вместе, не ссориться, помогать друг другу, для того чтоб корабль получился крепким и мы смогли на нём доплыть до острова.

    (Дети из мягких модулей строят корабль и звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского «Настоящий друг»)

     

    Воспитатель: Посмотрите, какой корабль получился? (Версии детей).

    А как вы думаете, почему у нас получился красивый и крепкий корабль?

    Потому что мы свами друг другу помогали, работали сообща, не ссорились. Но корабль не поплывёт без капитана и команды.

    Давайте посчитаемся и выберем капитана, который будет управлять кораблём.

    Считалочка.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Нам друзей не сосчитать,

    А без друга в жизни туго,

    Выходи скорей из круга.

    Воспитатель: Капитана выбрали, а остальные ребята будут помощники - матросы.

    (Дети надевают костюмы).

     

    Дружно садимся в корабль и отправляемся в морское путешествие к «острову Дружбы». Ребята мы уже плывём, послушайте шум моря и внимательно смотрите вдаль, не поворачивая голову в стороны, а если нам повезёт, то мы с вами увидим дельфинов, наблюдать за ними нужно глазками.

    Звучит мелодия шум моря, видео - клип «Дельфины».

    Воспитатель: Вот мы и приплыли на остров. Посмотрите как красиво на острове. Выйдем из корабля и вдохнём аромат моря. Что вы видите?

    Дети: пальмы, песок, папугай, бананы на пальме.

     

    Появляется сказочный герой.

    Обезьянка: А вы кто такие? И откуда? (ходит рассматривает детей. Одного ребёнка дёргает за косичку, у другого забирает бескозырку).

    Дети: Мы дети из детского сада «Колокольчик».

    Воспитатель: Ребята, а когда гости приходят, что нужно сказать?

    Дети: Здравствуйте!

    Воспитатель: А Обезьянка поздоровалась?

    Дети: Нет!

    Воспитатель: Она хорошо поступила?

    Дети: Нет!

    Воспитатель: Давай те скажем, зачем мы приплыли на остров?

    Дети: Учить тебя добрым делам и научить дружить со всеми.

    Обезьянка: Меня! Добрым делам!

    Дети: Да, тебя!

    Воспитатель: Ребята научим Обезьянку здороваться? Что нужно сказать при встрече, какие волшебные слова? (Ответы детей.)

    Воспитатель:  Поиграем в игру «Поздоровайся без слов».

     

    Игра «Поздоровайся без слов»

    Дети демонстрируют способы приветствия мимикой и жестами (помахать рукой, кивнуть головой, пружинка - приседание).

    Чтобы я могла видеть ваши глазки, давайте присядем, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. (Дети выполняют задание).

    Воспитатель: Чудесно! 

    Замечательно!

    Вот мы и поздоровались!

    Обращается к Обезьянке:

    «Обезьянка, ты поняла,

    как нужно здороваться?»

    Обезьянка: Поняла!

    Воспитатель: Ребята, встаём в круг.

    Научим обезьянку ещё одной

    игре «Шире круг».

    Под музыку выполняем движения.

    Обезьянка: Вижу, вы дружные ребята и подарили мне хорошее настроение.

    Воспитатель: Мы сейчас покажем, какая крепкая у нас дружба, а поможет нам в этом игра “Дружные ребята”.

    Дети, повернувшись, лицом друг к другу, берутся за руки и преодолевают препятствия (перешагивают через кочки, проходят в обруч, прыгают через ручеёк т.д.).

     

    Обезьянка: Какие вы молодцы!

    Воспитатель: Ребята знают стихи и пословицы о дружбе и могут тебя научить.

    (Дети рассказывают).

    1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

    2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    3. Один за всех, и все за одного.

    4. Человек без друзей, что дерево без корней.

    5. Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

    6. Дружба – самое, дорогое сокровище.
    7. Дружба, дороже денег.
    8. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

    9. Худо тому, кто добра не делает никому.

    10. Плох человек, коли добра не помнит.

    11. Доброе слово дороже богатства.

    12. Доброму слову – добрый ответ.

    Воспитатель: Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, научить других детей и нашу Обезьянку. 

    А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание, какой надо быть, Обезьянке, чтобы появились друзья, и бросит его в копилочку.

    (Дети выполняют).

    Воспитатель: Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,

    Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,

    А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,

    Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.

    - Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.

    Обезьянка: Ну, спасибо научили меня дружить! Ну, спасибо, теперь я знаю пословицы о дружбе, и могу научить своих друзей! А вот вам от меня подарок, сундучок. Как в детский сад приплывёте откроете.

    А теперь прощайте, я пойду мериться со своими друзьями.

    Обезьянка уходит.

    Воспитатель:  Отправляемся обратно в детский сад. Садимся аккуратно в корабль и плывём.

    (Звучит мелодия шум моря). 

    Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Понравилось ли вам ребята на нашем «Острове Дружбы?»

    Сюрпризный момент открываем сундучок (играет мелодия Барбарики «Друзья»). Детям предлагаются воздушные шары (которые лежат в сундучке).

    Воспитатель: Ребята, вам понравились подарки от Обезьянки. Возьмём сундучок с шариками, пойдём в группу их там надуем и поиграем с ними.

     

    Приложение 2

    Игровой сеанс для детей старшей группы «Дружба — что это?»

     

    Тема: «Дружба – что это? »

    Программное содержание:

    1. Развитие коммуникативных навыков

    2. Сплочение детей, улучшение взаимоотношений в группе

    3. Задачи:

    4. Создать благоприятный психологический климат в группе

    5. Учить детей прислушиваться к мнению других

    6. Формировать умение уверенно делиться своими мыслями и выражать собственную точку зрения

    7. Формировать умение строить предположения на основе увиденного материала

    8. Развивать мелкую моторику

    9. Развивать творческое мышление, воображение, талант каждого ребёнка.

    Количество детей в группе: вся группа

    Продолжительность игрового сеанса: 25- 30 минут

    Материал и оборудование: картинка любой тематики, разрезанная на части, фломастеры, кружки разного цвета по количеству детей, запись мультфильма

    «Маша и медведь» - серия «Ловись рыбка», компьютер, записи песен о дружбе.

    Ход игрового сеанса:

    Организационный момент: Звучит песня о дружбе, воспитатель приглашает детей послушать песню, после чего просим детей встать в круг.

    Воспитатель

    Собрались все дети в круг.

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    Вот и мы ребята давайте встанем в круг и пожмём, друг другу руки и поздороваемся друг с другом.

    Ребята с помощью рукопожатия мы передаём свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение. Моё хорошее настроение идёт от меня к Милене, от Миланы к Макару, от Макара к Полине и. т. д. по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты и дружбы.

    Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

    Ребята, а какие слова приветствия вы знаете?

    Ответы детей (здравствуйте, добрый день, добрый вечер.)

    А вы знаете, когда мы здороваемся, мы желаем человеку здоровья.

    Введение в тему игрового сеанса

    Воспитатель приглашают всех детей сесть на пол.

    Воспитатель :

    «Добрый день»-тебе сказали

    «Добрый день»-ответил ты

    Как две ниточки связали

    Теплоты и доброты

    Сегодня мы будем рассуждать о том, что такое дружба.

    Скажите, а у вас есть друзья?

    Расскажите кто они, какие?

    Скажите, а для чего нужны друзья?

    Что с ними надо делать?

    Может быть их едят?

    Или с ними играют?

    Ох, совсем я запуталась, помогите мне ребята?

    Ответы детей.

    Из ваших ответов, я поняла, для чего нужны друзья.

    Воспитатель приглашает детей за столы.

    Упражнение-разминка «Собери картинку»

    Цель: Формировать умения взаимодействовать в группе

    Детям раздаются части разрезанной картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их и понять, что изображено. После чего дети вместе собирают картинку.

    Воспитатель: ребята, посмотрите какие вы молодцы! Как настоящие друзья помогли друг другу в этом нелёгком задании, вот мы с вами и узнали, для чего нужны друзья – они всегда помогут в трудную минуту и поддержат. Давайте поблагодарим друг друга за помощь.

    Примечание. В процессе работы необходимо делать акцент на то, что только дружные ребята, способны помогать друг другу и задание обязательно получится.

    А какие ещё вежливые слова вы знаете?

    Ответы детей.

    Ребята послушайте стихотворение про одного мальчика, который не хотел говорить вежливые слова, и что из этого вышло.

    Физкультминутка под музыку.

    Воспитатель вместе с детьми выполняют весёлую физкульт минутку

    Воспитатель : А сейчас мы отправимся в страну Мульти-пульти, которая поможет нам найти ответы на наш главный вопрос – что такое дружба. Все вместе смотрят мультфильм «Маша и медведь» серия «Ловись рыбка»

    После просмотра мультфильма идёт обсуждение:

    Маша и медведь друзья?

    Как помогла Маша медведю?

    Как помог медведь Маше?

    Вам понравился мультфильм?

    Что такое дружба?

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что о дружбе есть много пословиц. «Не имей сто рублей а имей сто друзей», «Друг познаётся в беде», одну из них я предлагаю, вам выучит прямо сейчас «Друга ищи, а нашел, береги».А ещё о дружбе написано много стихов. Сейчас нам ребята прочитают их.

    Варя и Никита О. прочтут стихи о дружбе.

    Рисование по теме игрового сеанса.

    Детям предлагается нарисовать то, как они видят дружбу.

    Например нарисовать улыбающиеся смайлики.

    После рисования смайлики вывешиваются на доску.

    Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Ответили на сложные вопросы, и какие замечательные смайлики вы нарисовали.

    Эти смайлики вы можете подарить своим друзьям.

    Воспитатель  приглашает ребят снова встать в круг, положить руки на плечи ребятам стоящим с одной и другой стороны и произнести слова «раз, два, три, четыре, пять, снова встретимся опять» - на последнем слове дети поднимают руки вверх круг распадается.

    Под весёлую песню о дружбе дети танцуют.

    Приложение 3

    Беседа: «Зачем нужен друг?»

    Цель: формировать понятия «друг», «дружба».

    Задачи:

    • учить детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу;
    • развивать выразительность речи, пантомимики;
    • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

    Интеграция образовательных областей:

    «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

    Планируемые результаты:

    может поддерживать беседу о дружбе и о вежливом обращении, высказывать свою точку зрения, давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).

    Используемые материалы:

    - шапочки петушка и птички (для инсценировки);

    - конверт с фотографией друга, открытки, карандаши.

    Словарная работа: конверт, дружба.

    Методы и приёмы:

    - вопросы;

    - «педагогическая поддержка»;

    - проблемная ситуация;

    - наблюдение за детьми.

    Предварительная работа:

    - разучивание слов Петушка (мальчик) и Птички (девочка);

    - решение проблемных ситуаций.

    Ход беседы.

    1. Вводная часть.

    Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.

    Об этих ребятах не зря говорят:

    «Они друг за дружку горою стоят».

    Их двое, а кажется –  топает взвод,

    Когда подготовка к сраженью идёт.

    Жуков изучают, сидят у реки,

    и очень охотно едят пирожки.

    Один завздыхает, вздохнёт и другой.

    Один зачихает, чихнёт и другой.

    Они не дерутся почти никогда,

    Ведь драка – не спорт,

    Борьба – это да.

    Где первый, там, стало быть, будет второй!

    Стоят друг за дружку ребята горой!

    (Ответы детей.)

    1. Основная часть.

    Воспитатель: - Верно. Это стихотворение о друзьях. Давайте уточним: кто такой друг? Что значит дружить? (Ответы детей.) Действительно, настоящие друзья те, кто заботится о своём друге  или друзьях, помогают  им во всём. Давайте вспомним о муравье, который попал в беду.

    Физкультурная пауза «Друзья помогли».

    От друзей муравьишка отстал.            Дети приставляют ладони к щекам,

    Ой-ой-ой, ой-ой-ой.                             Ритмично покачивают головой.

    Ножку тонкую он поломал.                  Ритмично сгибают и разгибают ноги.

    Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

    Травкой быстро её обмотал,                 Ритмично бегут на месте.

    В муравейник скорей побежал.

    Ну, а солнце за лес уж зашло.

    Ох-ох-ох!                                               Делают ритмичную пружинку.

    Стало сразу так страшно, темно.         Ритмично закрывают глаза ладонями.

    Хорошо, что друзья помогли,              Соединяют ладошки.

    Муравьишку  домой принесли.

    МО – ЛОД – ЦЫ!                                   Делают ритмичные хлопки.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку сказки «Петушок и птичка».

    Воспитатель: -  Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!

    Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.

    Петушок. А зачем отвечать? Я тебя вчера видел.

    Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».

    Петушок. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.

    Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

    Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!

    Воспитатель. А что же ты для неё «Здравствуй» пожалел? Ведь «Здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!

    Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»

    Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать.

    Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться.

    Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой.

    Воспитатель. - Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Ребята, пришло время вспомнить о нашем друге, который давно не приходил в детский сад. Кто это?(Ответы детей.) Правильно, это Настя Ф. Она находится дома, потому что  она заболела. Не разрешает доктор пока приходить Насте  в детский сад. Настя очень скучает, поэтому я предлагаю сделать для нашего друга, для Настеньки сюрприз. Вы согласны? (Ответы детей.) Вот конверт. В него можно положить письмо и открытку, в которых мы пожелаем Насте быстрее поправиться и прийти к нам в детский сад. Затем мы этот конверт заклеим и передадим  Насте.  В письме я напишу такие слова: «Хорошо, когда с тобою рядом друг! Настя,  мы  любим твою улыбку и тепло твоих рук. Ты всегда с нами играешь, понимаешь и прощаешь. Без тебя мы так скучаем! Выздоравливай, друг!» А вы, ребята, на открытках изобразите своё теплое отношение к Насте.

    1. Заключительная часть.

    Звучит фонограмма «Настоящий друг». Дети рисуют открытки, вкладывают в конверт.

    Воспитатель: -  Вы – настоящие друзья. Я думаю,  Настя будет рада получить от нас сюрприз. Именно для этого и нужен друг!

    Приложение 3

    Рисование по памяти и представлению «Дружат дети всей Земли»

    Тема: Дружат дети всей Земли.

    Программное содержание:

    1) Продолжать учить детей рисовать человека, добиваясь точности при передаче формы, пропорций, деталей и цвета. Закрепить умения создавать набросок простым карандашом, располагать изображение человека на весь лист. Совершенствовать навыки рисования красками: хорошо насыщать кисть, умения составлять цвет и оттенки на палитре, пользоваться приёмом примакивания всем ворсом и концом кисти; развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров, на одежде ритмично располагать круги, точки, волнистые, зигзагообразные линии, завитки и т. д.

    2) Развивать самостоятельность, творческую активность в поиске способов изображения человека разных национальностей; развивать интерес к общему результату изобразительной деятельности.

    3) Воспитать чувство дружбы к людям других национальностей.

    Материал: плакат, карта мира.

    I часть. Эмоциональный настрой:

    Выходить из спальни и стать перед гостями.

    - Здравствуйте, дорогие гости!

    - Ребята, помните я рассказывала вам, как живут дети в разных странах: какие у них игры, какая национальная одежда, как они дружат?

    - Как вы думаете, что такое дружба, что значит дружить? (Дружба – это когда люди доверяют друг другу. Это когда помогают в беде. Это когда радуются за успехи друга. Это когда в трудную минуту с другом.

    - А какие пословицы о дружбе вы знаете) .

    Обобщение: Правильно, молодцы. Да, ребята, дружить это значит играть вместе, делиться любимой игрушкой, делать приятные подарки, в трудную минуту прийти на помощь.

    (Стук в дверь). Принесли письмо из Белоруссии.

    «Здравствуйте, ребята! Шлём привет из далёкой Белоруссии. Мы ходим в детский сад «Зоренька» - что в переводе означает солнышко, в старшую группу. Мы все вместе играем, поём, ходим на экскурсии. У нас много детей из Китая, Японии, Германии, Англии, Америки и мы все дружим. Очень хотели бы узнать о том, как дружат и живут дети в России. Ждём ответа! »

    - Хорошо, мы обязательно ответим на это письмо.

    Обобщение: Белоруссия, как и Россия многонациональная страна.

    В ней живут дети разных национальностей. Как и вы, они любят играть и рисовать. У них разный цвет рожи и форма глаз, они по-разному одеваются, говорят на разных языках, не похожий на наш. И все. Все дети на Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно, мирно и дружно!

    - Давайте вспомним какие ещё есть национальности.

    - А вы, хотели бы дружить с детьми из других стран?

    - А С кем бы вы хотели дружить? С ребятами из каких стран?

    - А каким ты, Витя, представляешь своего друга? А ты Люда? (2-3 ребёнка) .

    - Садитесь на свои места.

    Объявление темы: (показать на карте) .

    - Тема нашего занятия: «Дружат дети всей Земли»

    - А сейчас, давайте нарисуем, своего друга. Таким, каким вы его представляете.

    - А сейчас послушаем стихотворение «Альбом для рисования», которое подготовила Оля Г.

    Аутотренинг:

    - Чтобы нарисовать своего друга, закройте глаза и ещё раз представьте своего друга. (2-3 сек) .

    - Я напомню, чтобы рисунок получился, надо вначале сделать набросок основной формы простым карандашом, мысленно разделить лист бумаги на три части: голову туловище и ноги.

    II часть. Установка: (10-15 мин) .

    Каждый нарисует себе друга из любой страны мира: из России – русского, из Украины – украинского, из Японии – японского, из Индии – индийского. Из Африки – африканского, из стран Севера – ненца, чукчу и т. д.

    - Вы должны очень постараться! Ваши рисунки мы пошлём на память детям из других стран.

    Пальчиковая гимнастика «Дружба»

    - А сейчас давайте поиграем с пальчиками!

    Дружат в нашей группе (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

    Девочки и мальчики.

    Мы свами подружимся

    Маленькие пальчики, (ритмичное качание мизинцев)

    1, 2, 3, 4, 5.

    Начинаем рисовать! (поочерёдное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев)

    - Приступайте к работе! Рисуйте аккуратно! Не забывайте, что краску накладывать одну на другую нужно по мере высыхания! (Сказать о палитре) .

    Раскрашивайте карандашами, если получается лучше! (Нарисовать основу и выйти на физминутку «Если весело живётся… » (После этого начать прорисовывать детали.) .

    - А теперь тихонько садитесь и продолжайте выполнять свои работы!

    Установка на завершении (за 5 мин до конца) .

    - Завершаем работу! Кто закончил поднимите руку! Приведите своё рабочее место в порядок.

    Используемая литература:

    1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.

    2.Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников : учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп.  / под ред. Т.М. Бабуновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2005.

    3.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.

    Педагогический образовательный проект «Защитники Отечества»

    Для старшего дошкольного возраста

     

    Аннотация: Проект «Защитники Отечества» направлен на духовно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы по реализации задач патриотического воспитания через открытие детьми дошкольного возраста истории России, героизма ее предков, активизацию участия родителей в жизнедеятельности ДОУ. 

    Данный материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проектного метода и системного подхода в воспитании и обучении дошкольников.

    Ключевые слова: проект, духовно-патриотическое воспитание

     Духовно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

    Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

    Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются, лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей-дошкольников с наиболее значимыми событиями истории государства. А в полной мере понять, осмыслить, запомнить факты, имена очень сложно. Поэтому необходимы дополнительные интересные виды деятельности. Были определены задачи  духовно-патриотического воспитания дошкольников:

    1. Формировать элементы исторического мышления, активно развивая познавательные способности, интересы;

    2. Познакомить с историческими фактами;

    3. Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине;

    4. Воспитывать гордость за Землю Русскую, уважение и любовь к нашим предкам;

    5. Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

    6. Формировать грамотную, правильную речь, уважение к слову; расширять и обогащать словарный запас; учить активно использовать в речи сравнения, метафоры.

    Для выполнения поставленных задач был разработан план мероприятий реализации проекта

    В этом направлении была проведена такая работа:

    Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Кто такие славяне», «Александр Невский»

    Оформление альбомов «Чтобы помнили», «Защитники Отечества» Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

    Оформление картотеки игр.  

    Выставка «Ура! Победа» (совместно с родителями)

    Экскурсия к памятнику.

    Разучивание стихов, песен о войне.

    Рассматривание картин, репродукций по теме.

    Слушание музыкальных произведений русских и советских  композиторов.

    Конкурс рисунков на асфальте «Хотим под мирным небом жить»

    Изготовление гирлянды совместно с родителями

    Открытое занятие «Нам 41-й не забыть, нам 45-й славить»  

    Оценка этапов реализации проекта детьми.

    Выставка продуктов детской деятельности.

    Приложения:

    Приложение 1

    Тема

    Задачи

    Материал

    Формы работы

    Богатыри Руси – верные защитники Отечества

    Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси, о Владимире Красно Солнышко, о герое-богатыре Илье Муромце.

    Формировать и воспитывать историческую память.

    Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Отчизне,  семье.

    Иллюстрации с изображением русских богатырей, их доспехов, оружия.

    Рассматривание

    картины В.Васнецова «Богатыри». Чтение

    былины  об Илье

    Муромце. Слушание отрывков из

    «Богатырской

    симфонии» А.

    Бородина.

    Герои-освободители Руси.

    Александр Невский

    Дмитрий Донской

    «Куликовская битва»

    Михаил Кутузов «Бородино»

    Формировать опору личности - духовную стойкость. Воспитывать любовь к Отечеству, семье, родителям, окружающему миру.

    Закладывать духовно-нравственные основы, стремление развивать физическую силу.

    Вызвать стремление быть похожими на наших великих героических предков.

    Формировать уважение к слову, расширять, обогащать словарный запас.

    Репродукции:

    «Александр Невский»

    М. Авилов «Поединок на Куликовом поле»

    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

    Музыкальная

    композиция с

    элементами изодеятельности.

    Досуг с подвижными русскими народными

    играми.

    «И снова  - победа!»-

    рассказ воспитателя

    на основе наглядного материала.

    Священная

    Война.

    Нападение.

    Герои войны. Взрослые          и дети.

    Георгий Жуков-величайший полководец.

    Герои Кубани.

    Учить   проявлять   нетерпимость   к насилию, войнам, врагам Родины. Выражать               интерес               к эмоциональному      состоянию      и чувствам людей.

    Воспитывать у детей потребность защищать свою Родину, семью. Дать   представление   о   мудрости, высокой чести, морали, храбрости и героизме    советского    народа    во время войны.

    Формировать      грамотную     речь, обогащать и расширять словарный запас.

    Иллюстрирование

    Плакаты

    Портреты знаменитых военачальников. Книги о войне. Портреты сыновей Степановых.

    Музыкально-

    литературная

    композиция «Вставай,  страна огромная»

    Рассказы воспитателя      на основе наглядного материала. Чтение     В.     Китаев     «Сын полка»,           С.  Маршак

    «Пограничники»,           «Герои Кубани» «Слава  пионерам», А. Жариков «Смелые ребята»

    Приложение 2

    Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему " Русь, Россия, Родина моя "

    старшая группа

    Программные задачи:

    - закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

    - продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

    - систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

    - учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

    - воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

    Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

    Предварительная работа:

    - разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

    - чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;

    - рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района,

    - прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

    Ход игры – занятия:

    Присутствуют гости.

    (звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

    Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

    Дети:(о родном месте, о нашей Родине, )

    Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

    Дети: ( это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна, )

    Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

    Дети:(дети читают полюбившиеся стихи)

    Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

    Как велика моя земля

    Как широки просторы!

    Озёра, реки и поля,

    Леса и степь, и горы

    Раскинулась моя страна

    От севера до юга.

    Живём мы в радостном краю

    И знать его должны мы.

    Страну Российскую свою.

    Свой светлый край любимый.

    А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

    Дети:(делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Славяне»)

    Воспитатель: - Наша игра будет состоять из 5 этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на географической карте Краснодарского края показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

    Дети:(выполняют задание)

    Воспитатель: - Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

    Дети:(дети выполняют задания)

    Воспитатель: - У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется .

    Дети:(Россия, Российская Федерация)

    Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

    Дети:(размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом, )

    Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.

    Дети:(гимн, флаг, герб)

    Воспитатель: - гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

    (звучит отрывок гимна России все встают)

    Дети:(все встают)

    Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

    Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

    Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Е ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

    Воспитатель : - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

    Воспитатель : - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

    Дети: Родина – это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

    Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

    Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

    Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

    Родич – родственник, член рода, одной крови.

    Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

    Родословная – перечень поколений одного рода.

    Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

    Дети:(исполняют танец листочков или цветов, по выбору)

    Воспитатель: 

    Назовите рода войск Российской армии.

    Чем отличаются рода войск друг от друга?

    Назовите военную технику.

    Почему Краснодарский край называют пограничным краем?

    Кто знает, в каких войсках служили ваши папы?

    А вы знаете, кто из ваших родственников воевал?

    В каких войсках хотели бы служить мальчики?

     Да вы просто удалые молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы!

    Воспитатель: - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

    Дети:(исполняют изученные песни)

    Подведение итогов: выступление гостей, вручение сувениров.

    Ребёнок: Берегите Россию,

    Без неё нам не жить.

    Берегите её,

    Чтобы вечно ей быть.

    Нашей правдой и силой.

    Всею нашей судьбой.

    Берегите Россию -

    Нет России другой.

    Приложение 3

    «День Защитника Отечества»

    Программные задачи:

    Образовательные задачи:  Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск,  об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия и т.д.).

    Развивающие задачи:  Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей.

    Воспитательные задачи: Воспитывать чувство гордости за свою армию;  вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

    Используемый материал: Иллюстрации и картинки с изображением различных родов войск,

    Словарная работа: долг, защитник, служба,  Отечество,  армия, граница,  летчики, моряки, артиллеристы, пехотинцы, ракетчики, подводники, военная техника.

    Ход занятия

    Воспитатель привлекает внимание детей, включает магнитофон с записью песни “Славься”.

    Воспитатель:

    -Ребята, какой праздник будет в феврале?  День защитников Отечества

     -Что означает слово «Отечество»?

     (Это наша Родина, Россия.)

     Воспитатель:

     -Кто такие «защитники Отечества»?

      Дети: Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов.

     Воспитатель:

    -Правильно,  Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

    В настоящее время Вооруженные Силы России можно разделить на три главные группы - это

    Сухопутные войска .  Сухопутные войска действуют на суше.

    В сухопутных войсках служат пехотинцы, артиллеристы, ракетчики, танкисты. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами.  Ещё в сухопутных войсках служат связисты, минёры, военные строители.

    Военно-воздушные силы .Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Лётчики – члены экипажа самолёта или вертолёта – должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя

    Военно-Морской Флот. Морские просторы нашей Родины защищают военные корабли. Там служат моряки, среди них есть и капитаны. Это командиры корабля, они в ответе за весь корабль. Большие надводные корабли оснащены пушками, зенитками, ракетами, бомбами. Они могут защищать нашу Родину на воде.

    Воспитатель: А зачем нужно столько много родов войск?

    Если в армии есть различные рода войск – такая армия сильная: она может защищать свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

     Игра с мячом

     Кто границу охраняет.  пограничник

     Кто в разведку ходит .разведчик

     Кто ходит на подводной лодке в плаванье . подводник

     Кто прыгает с парашютом.  парашютист.

     Кто обеспечивает связь. связист

    Кто управляет танком. танкист.

    Воспитатель:

    - А какую боевую технику вы знаете?

    Дети:

    - Танки, военные корабли, пулемёты, ракетные установки “Катюша”, подводные лодки, вертолёты, миноносцы, боевые самолёты.

     Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю представить , что мы солдаты и идём на парад.

     Физкультминутка.

    Раз, два, дружно в ногу,

    Три, четыре, твёрже шаг.

    На парад идут солдаты

    И чеканят дружно шаг.

    Воспитатель: Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время? (Предположения детей).

    Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов.

    Что же делают солдаты в армии в мирное время?  (Предположения детей)

    Правильно, солдаты тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы победить врага, солдаты и офицеры должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими. А чтобы стать такими, конечно, нужно тренироваться.

     Упражнение  «Образуй новое слово»

    Если у солдата много силы, он какой?— сильный.

    храбрость—...(храбрый),

     смелость — ...(смелый),

    быстрота — ...(быстрый),

    ловкость — ...(ловкий),

    находчивость — ...(находчивый),

    ум — ...(умный).

    Храброго солдата назовем (как?) храбрец.

    удалого— удалец,

    умелого—умелец.

    Быстрый солдат сражается (как?) быстро.

     смелый — смело,

    храбрый — храбро,

    отважный —отважно.

    Воспитатель: У вас у многих папы служили в Армии , защищали нашу Родину.  На прошлых занятиях мы уже начали делать подарок для папы, сегодня продолжим его делать.

     Делают открытку

     Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник?  (Дети: 23 февраля, День Защитника Отечества).  Кому посвящен этот праздник?  (Дети: военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам …)  Что нужно делать, чтобы стать похожими на них?   (Дети: служить в армии, много тренироваться, быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими, бесстрашными).

    Наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию и станут настоящими защитниками Отечества. Девочки нашей группы приготовили подарки для наших будущих защитников.

    Приложение 4

     « Наша родная армия»

                    (беседа)

    Цель. Формировать представление детей о российской  армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины.

    Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, беседы о воинах, заучивание загадок, стихов.

    Словарь. Защитник, Отечество, армия, праздник, летчики, моряки, артиллеристы.

    Оборудование. Иллюстрации с изображением военных, парада на Красной площади.

    Ход занятия.

    Воспитатель показывает иллюстрации.

    Воспитатель. Скоро большой праздник. Кто знает, что это за праздник?

    (День Победы.)                        

    День победы – это праздник всех людей, а особенно военных. Кто такие    военные? (Военные – это моряки, летчики, пограничники, танкисты,  артиллеристы и т.д.)

    У разных военных разная форма: у летчиков - одна, у пограничников – другая. Что за военные нарисованы на этой картинке? (Показывает иллюстрацию – моряки на палубе корабля.) Как вы догадались, что это моряки? (У моряков черная форма, у матросов бескозырки с ленточками, матросские воротнички.)

    Аналогично рассматриваются другие иллюстрации.

      Воспитатель. Чем отличается форма летчика и пограничника? (Летчик одет в комбинезон и шлем, а пограничник – в зеленый костюм и фуражку.)Каких военных вы еще знаете? (Танкисты, артиллеристы, пехота, десантники и т.д.) Мальчики, кто из вас хочет стать военным? (Ответы детей.)

    Воспитатель. Моряки, летчики, пограничники охраняют нашу Родину. Зачем они это делают?(Чтобы не было войны, был мир, мы росли и учились.)

    Морякам, артиллеристам,

    Пограничникам, связистам –

    Всем, кто мир наш бережет

    И границы стережет,

    За великие дела

    Слав, слава и хвала!

            

    Наши воины сильные, ловкие, быстрые и смелые. Ими гордится наша Родина, наш российский народ. Поздравляя летчиков, пограничников, моряков и других военных с Днем Победы, мы скажем: «Слава армии родной!»

    Воспитатель демонстрирует плакаты, посвященные армии, вместе с детьми рассматривает их.    

    Воспитатель. Почему говорят - армия родная? (Рассуждения детей.)

    Вот и девочка Лена из рассказа, который я хочу прочитать вам, так же как и вы, задумалась над тем, почему мы называем армию родной.

    Чтение рассказа А. Миняева «Почему армия родная?»

    Девочка Лена  научилась читать.

    На стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать: «Да здравствует родная российская армия!»

    «Армия называется российской, потому что она в нашей стране, - думает Лена. – А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка».

            Шел домой мальчик Коля. Он был соседом Лены, и Лена его спросила:

            - Коля! Скажи, тебе армия родная?

            - Мне? Конечно, родная, - ответил Коля. – Мой брат уже полгода служит в армии. Брат мне родной. Значит, и армия родная.

            Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице.

            Вышла из подъезда соседка тетя Маша.

            Лена и ее спрашивает:

            - Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?

            - Нет, отвечает тетя Маша. – Не служат. Все дома.

            - Значит вам армия не родная?

            - Как же это не родная? – удивилась тетя Маша. – Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был бой, и пришли наши.

    Мы бежали им навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».

            - Армия всем родная, - закончила тетя Маша. – И меня, старую, и тебя такую маленькую, она никому в обиду не даст.

            Повеселела девочка. Побежала домой.

            Когда пришел домой с работы папа, она рассказала ему, как сама прочитала надпись на плакате и что ей сказали Коля и тетя Маша.

            - Все же Коле армия роднее! – пожаловалась Лена.

            - Ну это как сказать! – ответил папа. – принеси-ка шкатулку с документами.

            Папа достал из шкатулки красную книжечку – военный билет, - где было написано: «Сорокин Иван Сергеевич. Танкист. Сержант запаса».

            - Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запас»?

            - Это значит, - сказал папа дочке, - что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.

            - А другие папы?

            - И другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса.

            На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно, дул ветер, падал снег. А она не уходила домой, ждала, когда из школы придет Коля, хотела сказать ему про своего папу-танкиста.

            Воспитатель. Почему армия каждому из вас родная? (В армии служат наши родные. И наши мальчики, когда станут взрослыми, пойдут служить в армию.)

                                                «Познаем, исследуем, творим».

                         

    Педагогический образовательный проект  «Страна Сообразилия»

    Для детей старшего дошкольного возрастаПояснительная записка.

    Актуальность проекта.  

    Сегодня, а тем более,  завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Идея воспитания поколения, с ранних лет психологически подготовленного к применению новых информационных технологий, является важной  и перспективной для развития общества, его промышленности, науки и культуры. В силу этих и многих других причин очевидно, что грамотное развитие математических представлений человека, начиная с ранних лет его жизни, целесообразно и необходимо.

        В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

    Необходимость создания и реализации проекта определяется рядом причин:

    1. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

    2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

    3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

     

    Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

                                                                                                                       

    Цель: создать каждому ребенку возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования, творческой самореализации.

    Задачи:

    - развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

     - формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и   математические представления;

    - развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

    - развивать самостоятельность, коммуникативные способности детей.

    Содержание проекта.

    Этапы проекта.

      Первый этап - подготовительный.

    1.Мотивация. Воспитатель предлагает детям медиаписьмо, в котором сообразильцы рассказывают о своей стране Сообразилии. Они говорят, что в их стране живут умные и сообразительные  люди, а все потому, что очень любят математику. Жители необыкновенной страны приглашают детей в гости, но только тогда, когда ребята выполнят все их задания, станут такими же сообразительными, и полюбят математику.

    2.Мониторинг уровня развития элементарных математических представлений у детей.                                

    3. Подбор литературы по данной теме.        

    4. Составление     перспективного плана развивающих игр в средней группе.

    5. Разработка сюжетных щитов и мотиваций для игрового тренинга.

    6.Организация  предметно – пространственной развивающей среды для развития математических представлений. Для реализации поставленных задач в группе создается предметно-игровое пространство, где воспитатель является частью этого пространства. Среда - одно из основных средств развития личности ребенка. Она является источником индивидуальных знаний детей, их социального опыта. Предметно- пространственная развивающая среда обеспечивает совместную и самостоятельную деятельность детей, их самообразование. Поэтому при проектировании предметной среды, обеспечивающей разнообразную игровую деятельность детей, я учитывала следующее:

    • индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;
    • зону актуального развития;
    • интересы, склонности, предпочтения, потребности.

    7. Работа с родителями: анкетирование, посещение игровых образовательных ситуаций, презентация:        «Математика – это интересно», консультация: «Математика может быть легкой», подборка игр для родителей.

            

     Второй этап - практический.

    1.Так как внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво, то для  прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. В средней группе целесообразно проводить словесные дидактические игры с большим набором наглядностей. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».  Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать сказки, где бы присутствовала цифра, («Два жадных медвежонка», «Три медведя» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает  фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», « Мои первые цифры».

    С целью развития у детей мышления, я использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», «Поиск девятого» и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.  Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.

    Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.

    2.Игровой тренинг. Использование развивающих игр Б. Никитина «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Точечки», «Дроби»; А.Зака «Как насекомые в гости ходили», «Найди ход»; игровые задания Узоровой и Нефедовой; игры А. Столяра, О. Дьяченко; игры: «Найди пару», «Зайка спрятался», «Найди соседей числа», «Коврики» помогает поддерживать устойчивый интерес к проекту. Он может использоваться, как в специально организованной, так и во время самостоятельной познавательной деятельности. Длительность  его проведения – по желанию детей, не ограничена. Роль воспитателя опосредована, косвенна, главный здесь – ребенок. Главная задача воспитателя – создать условия для организации игр детей, проверять выполнение задания, оказывать индивидуальную помощь.

    В игровом тренинге я использую многоуровневые игры: математические и на развитие логического мышления.

    Обязательные условия игрового тренинга (ИТ) – это:

    фиксация успешности ребенка на каждом задании;

    атмосфера свободного  и радостного труда, сотрудничество.

           Принципы многоуровневых развивающих игр:

    - совмещение игры и обучения, развития и воспитания;

    - активизация умственной деятельности детей с помощью зрительных образов;

    - дифференциация заданий с учетом уровней сложности;

    - эмоциональная насыщенность деятельности успешностью обучения;

    - свобода ребенка в выборе деятельности.

            Оборудование игрового тренинга:

    - Игровой сюжетный щит с дорожками для продвижения «Кто быстрее к волшебному цветку», «Долетим, доплывем, домчимся», «Чей черепашенок окажется первым».

    - Перфокарты или карточки с многоуровневыми играми и игровыми упражнениями.

    - Чистые листы бумаги, карандаши, цветные ручки, фломастеры.

    - Коробки для заданий.

    - Призы.

       Игровые действия детей – практические с фишками, силуэтами, карточками, перфокартами.

        Варианты усложнения заданий:

    - изменяется количество;

    - изменяется цвет;

    - изменяется размер;

    - изменяется ширина разреза в перфокарте;

    - изменяется конфигурация соединительных линий;

    - изменяется цвет соединительных линий.

     Организация детей.

    Всем детям предлагается какой-то определенный сюжет, ориентированный на разные виды игр.

    Дети сами решают: принять участие в этой игре или нет. Они выбирают задание - участок своей деятельности (берется первый уровень сложности данного задания). После окончания выполнения своего задания, ребенок подходит к воспитателю для проверки и при правильно выполненном задании ставит свою перфокарту или карточку на место, а на игровом щите передвигает свою фишку на достигнутый уровень сложности. По мере выполнения заданий ребенок берет в конце дорожки на игровом щите приз или лотерею.

    3.  «Посещение» игротеки.

    Здесь я использую развивающие игры Р.Гибсона : «Паучки возвращаются домой», «Заячьи хвостики», «Подарок для друга», «Выиграй приз», «Пауки и трубы», «Автомобили».

    4. «Шахматная школа»- игры: «Шахматный колобок», «Шахматный теремок», «Чудесный мешочек», «Угадайка», «Удивительные клетки».

    5. Развлечения «В гости к нам пришел Незнайка», «В гостях у жителей Цветочного города», «Путешествие в страну Сообразилию».

    Третий этап.

    Заключительный.

    1.Мониторинг математического развития дошкольников на конец года, сравнительный анализ.

    2.Подведение итогов. Работа над проектом показала, что использование современных технологий благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

    3.Презентация проекта перед педагогами ДОУ.

    4.Рефлексия.

    Ожидаемые и полученные результаты.

         Системное использование дидактических и развивающих игр, активное участие родителей в ходе реализации проекта способствует развитию логического мышления у дошкольников, формированию математических представлений, умению использовать знания и умения в повседневной жизни.

         В октябре проведён мониторинг образовательной области «Познавательное развитие». Дети показали следующие результаты: низкий уровень составил 26%,  средний – 65%, высокий – 9%.   После реализации проекта, в мае, низкий уровень составил 9%, средний – 69%, высокий – 22%.  Как мы видим из данных мониторинга,  элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком.

        Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

        Благодаря проекту мне удалось сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекли только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробудился интерес и к самому предмету обучения. В ходе работы в системе у ребенка формируется произвольность поведения.   Известно также, что трансформация непроизвольных функций и процессов в произвольные оказывается главной линией в психологическом механизме развития личности ребенка.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация образовательного проекта для детей старшего дошкольного возраста "Дорожная азбука для велосипедиста"

    В презентации раскрывается система работы в ДОУ со старшимим дошкольниками по предупреждению ДТП с участием велосипедистов....

    Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

    АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

    Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

    АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

    Социально-педагогический творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. «В гостях у Логосказки. Сказки о буквах».

    Описывается применение проектной  технологии, способствующей активизации познавательной поисковой деятельности дошкольников в образовательной области " Речевое развитие",...

    Педагогическая программа-проект «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов, проживающих в Югре».

    Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России.  Задача  современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его с...

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

    Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

    Проект для детей старшего дошкольного возраста "Дружба народов"

    Проект по патриотическому воспитанию детей старшего возраста...