Главные вкладки

    Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»
    проект (старшая группа) на тему

     

    АКТУАЛЬНОСТЬ

     Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.  Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gotovyy_proekt.docx73.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 53»

    Асбестовского городского округа

    Свердловской области

     

     

    Педагогический краткосрочный проект

     Для детей старшего дошкольного возраста

    по теме «Космос»

                                                                                                       Разработчик:

                                       

    Ежова Евгения Юрьевна, воспитатель I КК

    Коровина Анастасия Сергеевна, воспитатель I КК

     

    2015г.

    Оглавление

    Актуальность3

    Теоретическая часть4

    Проектная часть8

    Заключение 19

    Список литературы20

    Приложения21

    Приложения  в Microsoft PowerPoint…………………………………..……............прилагаются

    АКТУАЛЬНОСТЬ

     Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.  Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

    ПРОБЛЕМА

    Между потребностями детей и созданными условиями  для  развития познавательных способностей детей старшего  дошкольного возраста по теме «Космос

    Педагогический проект разработан  в соответствии со следующими нормативными документами:

    • Федеральным законом  от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
    • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);
    • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
    • С учетом Основной образовательной программы МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» АГО.
    • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

     учетом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Москва, «Мозаика – Синтез» 2010 год); 

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

     Теоретические основы развития и использования метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста, особенности проявления познавательной потребности у детей, возрастную специфику проявления детской любознательности, процесс появления и развития детских вопросов. В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Современный проект старшего дошкольника - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников. 4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов; 5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом. 6. Структурирование содержательной части проекта. 7. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы. Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
    Цель проекта: развитие  познавательной  инициативы  детей, через проектную деятельность.

    Объект проекта: проектная  деятельность.

    Предмет проекта:  познавательно инициатива    детей.

    Гипотеза: процесс развития познавательной деятельности  детей дошкольного возраста, которая способствует развитию познавательной инициативы дошкольников будет эффективным, если:

    -обеспечивается готовность педагога регулярно в рамках НОД (программы) организовывать познавательной деятельность дошкольников с использованием разнообразных методов, приемов;

    - используется потенциал содержания НОД для развития познавательного  умения  дошкольников;

    - организуются различные виды деятельности  как детьми самостоятельно, так и совместно с родителями.

    В соответствии с целью, предполагаемой гипотезой поставлены следующие задачи:

    1. Анализ литературы по теме;
    2. Раскрыть характеристику понятия «познавательной деятельности, инициативы детей»
    3. Выбор путей, способов решения поставленной цели
    4. Обобщение, систематизация полученной информации

    ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

    Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Но дошкольник не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители. 

    Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи.  Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

    Тип проекта: групповой, краткосрочный.

    Срок реализации:  с 21.09.2015г. по 30.09.2015г.

    Задачи:   

    Познавательное развитие

     Формировать  у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства;

    Обобщить и систематизировать представление детей о космосе. Расширить представления о строение солнечной системы, через познавательную деятельность.

    Речевое развитие

    Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин на тему «Солнечная система».

    Социально - коммуникативное развитие;

    Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

    Художественно эстетическое развитие;        

    Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты космического пространства, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.

    Научить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту; научить образовывать новые однокоренные слова и отвечать на вопросы простыми, распространёнными предложениями.

    Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость

    Физическое развитие;

    Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.

    Виды детской деятельности:

    Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая. 

    Планируемый результат:

    - создать базу по наглядному, дидактическому материалу по теме космос;

    - приобрести  опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

    - повысить познавательную активность;

    - закрепить знания по теме «Космос»;

    - заинтересовать родителей в сотрудничестве как участников педагогического процесса.

    Участники проекта: педагоги,  логопед,  дошкольники 5 – 6 лет  и их родители.

    Условия проведения:

    Место реализации проекта: АМБДОУ д/с  комбинированного вида № 53,  Асбестовского городского округа старшая группа № 12

    ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    1 этап (подготовительный)

    • Выявление первоначальных знаний детей о космосе
    • Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
    • Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
    • Составление конспектов, картотек игр, пособий
    • Определение тем консультаций и мероприятий для родителей

    2 этап (практическая часть)

    Формы работы по проекту «Космос»

    Образовательная деятельность в режимные моменты

    Непосредственно-образовательная деятельность

    21.10.2015 г.

    (понедельник)

    Беседа: «Наша солнечная система»

    Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций книги Левитана; энциклопедий: «Чудесна планета земля»,  «Окружающий мир»,

    1. Познавательно - исследовательская деятельность

    Тема: Презентация  «Что мы знаем о космосе?»

    Цель: Закрепить у детей понятия «космос», «космическое пространство, «звезды», «планеты

    2.Физическая культура Подвижные игры: «Мы космонавты»».

    Задачи: развить двигательную активность.

    Дидактические игры: «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?»

     

    Оформление космической стены

     Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях.

    08.12.2015 г.

    (вторник)

    Инд беседа: «А ты бы хотел слетать на Луну, на Солнце

    Просмотр мультфильма «Лунтик»

    Отгадывание загадок

    1. Познавательно - исследовательская деятельность

    Тема: «Строительство космической станции»

    Цель: расширять и закреплять представление детей о космосе, космонавтах; упражнять в составлении небольших описательных рассказов по картинке, расширить словарь по данной теме. 

    Музыка

    Разучивание песни

    «Астронавт»

    Сюжетно-ролевая  творческая игра

    «Приготовление космического обеда»

    «Центр управления космическим полетом»

    Создание   «Солнечной системы» (работа пластилином на  потолочной плитке)

    09.12.2015 г.

    (среда)

    Инд. рисование карты солнечной системы для  последующих сюжетно-ролевых игр.

    Чтение с детьми произведений о космосе:

    Т.А.Шорыгина «Маленькие путешествен

    ницы»

    Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине»

    1.Познавательно - исследовательская деятельность(ФЕМП)

    Тема: «Путешествие в космос»

    Цель: закрепить знания геометрических фигур; упражнять в прямом счете до 10;

    закреплять знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику.

    Продуктивная деятельность 

    Рисование

    Тема: «Этот удивительный космос»

    Цель: учить создаватьмногоплановую сюжетную композицию,выделять главное размером и цветом. Развивать воображение детей.

    Конструирование

    Тема: « Быстрые ракеты»

    Цель: закреплять умение работать с бумагой, ножнецами.

    Совместное  прослушивание

    «Космические мелодии или песни про космос»

    Настольные игры

    «Покоряем пространство»

    «12 месяцев»

    «Расставь планеты по порядку»

    10.12.2015 г.

    (четверг)

    1. Музыка

    Прослушивание музыкальных записей: «На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина)

    Познавательно - исследовательская деятельность

     Коммуникативная деятельность

    Лепка

    Тема: «Космонавты»

    Цель: учить детей лепить фигурки космонавтов конструктивным способом. Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.

    Складываний созвездий из мозаики.

    11.12.2015 г. (пятница)

    28.09.2015г.

    (понедельник)

    29.09.2015г.

    (вторник)

    Физкультминутка: «Земля и ее спутники» (дети бегают вокруг «земли», не убегая в сторону, держа расстояние»

    Просмотр иллюстраций

    «Звезды и созвездия»

    Чтение с детьми произведений о космосе:

    К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе»

    Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»

    Инд беседа: «Кто первый в космос слетал?

    Просмотр мультфильма «Тайна картонной коробки»

    Подбор картинок-иллюстраций для игры «Подбери правильную одежду для космонавтов

    Беседа: «Наша солнечная система»

            

    1.Продуктивная деятельность (аппликация)

    Тема: «Планеты»

    Цель: учить детей анализировать аппликативный образ: из каких форм и как он составлен. Формировать умение создавать изображение из деталей разной величины, дополняя его более мелкими деталями другого цвета.

    2. Физкультура

    тема: «Мы в космос полетим»

    цель: закреплять двигательные умения, развивать ловкость, быстроту, координацию движений.

    1.Познавательно - исследовательская деятельность

    Тема: «Все о космосе»

    Цель:Закрепить полученные знания по данной теме

    Совместная деятельность с родителями с использованием нетрадиционных техник изо творчества  «Солнечная система»

    Дидактические   игры

    «Космос»

    «Разрезные  картинки»

     

    Режиссерская игра

    «Космическое путешествие»

    Выставка поделок «Мир космоса»

    Конструктивные игры:

    - из пластмассового конструктора «Космический корабль»

    Поделка на основе гофрировки бумаги « Солнышко и месяц»

    Выставка совместных работ родить-елей и детей «Планеты солнечной системы»

                 

    Работа с детьми:

     Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

    Завершающий этап.

    Совместная деятельность с родителями с использованием нетрадиционных техник изо творчества  «Солнечная система»

    Ресурсы:

    1. Информационные:

    - Фото - и видеоматериалы;

    - библиотечный фонд.

    2. Научно - методические:

    - консультативная работа с родителями.

    3. Дидактическое обеспечение:

    - подбор произведений о космосе ;

    - подбор картинок по данной теме.

    4. Кадровые:

    - воспитатель;

    - музыкальный руководитель.

    5. ТСО:

    - ноутбук;

    - фотоаппарат;

    - телевизор.

    Разработка плана мероприятий:

    Решение поставленных задач с детьми:

    План реализации проекта

    ИТОГ. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

    Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: 

    • Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
    • Кто летает в Космос?
    • Кто первый полетел в космос?
    • Как звали первого космонавта?
    • На чем летают в космос?
    • Зачем люди летают в Космос?

    Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали  15 детей (90,6%), средний уровень -  4 ребенка (9,4%). Заключительным итоговым мероприятием был мастер – класс совместно с родителями с использованием нетрадиционных техник ИЗО творчества «Солнечная система».

    Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

    Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

    Литература:

    1. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
    2. Калашников В. О звездах и планетах.
    3. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
    4. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
    5. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
    6. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
    7. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Деревья смотрят в воду»

    Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки)....

    Педагогический краткосрочный проект детей старшего возраста по теме «9 мая… Мы помним, мы гордимся! »

    Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”И действительно, как не велика н...

    Педагогический краткосрочный проект детей старшего возраста по теме «9 мая… Мы помним, мы гордимся! »

    АКТУАЛЬНОСТЬ : Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”И действительно, ...

    Педагогический краткосрочный проект детей старшего возраста по теме «9 мая… Мы помним, мы гордимся! »

    АКТУАЛЬНОСТЬ : Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”И действительно, ...

    Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС

    Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Какие тайны хранит космос?» в условиях реализации ФГОС...

    Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Космос"

    Логопедическое занятие детей старшего дошкольного возраста(Обучение грамоте. Знакомство с буквой Э э)Тема: КосмосЦель занятия: Закрепление знаний о космосе. Знакомство с новой буквой Э.Коррекционно ...