Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»
проект (старшая группа) на тему

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.  Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt.docx73.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского городского округа

Свердловской области

 

 

Педагогический краткосрочный проект

 Для детей старшего дошкольного возраста

по теме «Космос»

                                                                                                   Разработчик:

                                   

Ежова Евгения Юрьевна, воспитатель I КК

Коровина Анастасия Сергеевна, воспитатель I КК

 

2015г.

Оглавление

Актуальность3

Теоретическая часть4

Проектная часть8

Заключение 19

Список литературы20

Приложения21

Приложения  в Microsoft PowerPoint…………………………………..……............прилагаются

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко.  Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

ПРОБЛЕМА

Между потребностями детей и созданными условиями  для  развития познавательных способностей детей старшего  дошкольного возраста по теме «Космос

Педагогический проект разработан  в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом  от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
  • С учетом Основной образовательной программы МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» АГО.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

 учетом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Москва, «Мозаика – Синтез» 2010 год); 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 Теоретические основы развития и использования метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста, особенности проявления познавательной потребности у детей, возрастную специфику проявления детской любознательности, процесс появления и развития детских вопросов. В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте. Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Современный проект старшего дошкольника - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников. 4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов; 5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом. 6. Структурирование содержательной части проекта. 7. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы. Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
Цель проекта: развитие  познавательной  инициативы  детей, через проектную деятельность.

Объект проекта: проектная  деятельность.

Предмет проекта:  познавательно инициатива    детей.

Гипотеза: процесс развития познавательной деятельности  детей дошкольного возраста, которая способствует развитию познавательной инициативы дошкольников будет эффективным, если:

-обеспечивается готовность педагога регулярно в рамках НОД (программы) организовывать познавательной деятельность дошкольников с использованием разнообразных методов, приемов;

- используется потенциал содержания НОД для развития познавательного  умения  дошкольников;

- организуются различные виды деятельности  как детьми самостоятельно, так и совместно с родителями.

В соответствии с целью, предполагаемой гипотезой поставлены следующие задачи:

  1. Анализ литературы по теме;
  2. Раскрыть характеристику понятия «познавательной деятельности, инициативы детей»
  3. Выбор путей, способов решения поставленной цели
  4. Обобщение, систематизация полученной информации

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем того мира, который его окружает. Для него всё является новым, неизвестным, но интересным. Каждый день ребёнок узнаёт для себя что- то новое, что и рождает новые вопросы. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Но дошкольник не может самостоятельно найти ответы на все свои вопросы – ему в этом помогают педагоги и родители. 

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи.  Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное отличие - нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

Тип проекта: групповой, краткосрочный.

Срок реализации:  с 21.09.2015г. по 30.09.2015г.

Задачи:   

Познавательное развитие

 Формировать  у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства;

Обобщить и систематизировать представление детей о космосе. Расширить представления о строение солнечной системы, через познавательную деятельность.

Речевое развитие

Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин на тему «Солнечная система».

Социально - коммуникативное развитие;

Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Художественно эстетическое развитие;        

Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты космического пространства, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.

Научить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту; научить образовывать новые однокоренные слова и отвечать на вопросы простыми, распространёнными предложениями.

Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость

Физическое развитие;

Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая. 

Планируемый результат:

- создать базу по наглядному, дидактическому материалу по теме космос;

- приобрести  опыт продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

- повысить познавательную активность;

- закрепить знания по теме «Космос»;

- заинтересовать родителей в сотрудничестве как участников педагогического процесса.

Участники проекта: педагоги,  логопед,  дошкольники 5 – 6 лет  и их родители.

Условия проведения:

Место реализации проекта: АМБДОУ д/с  комбинированного вида № 53,  Асбестовского городского округа старшая группа № 12

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап (подготовительный)

  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе
  • Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
  • Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
  • Составление конспектов, картотек игр, пособий
  • Определение тем консультаций и мероприятий для родителей

2 этап (практическая часть)

Формы работы по проекту «Космос»

Образовательная деятельность в режимные моменты

Непосредственно-образовательная деятельность

21.10.2015 г.

(понедельник)

Беседа: «Наша солнечная система»

Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций книги Левитана; энциклопедий: «Чудесна планета земля»,  «Окружающий мир»,

1. Познавательно - исследовательская деятельность

Тема: Презентация  «Что мы знаем о космосе?»

Цель: Закрепить у детей понятия «космос», «космическое пространство, «звезды», «планеты

2.Физическая культура Подвижные игры: «Мы космонавты»».

Задачи: развить двигательную активность.

Дидактические игры: «Подбери правильную одежду для космонавта», «Что ближе, что дальше?»

 

Оформление космической стены

 Рассматривание иллюстраций о космосе, космических явлениях.

08.12.2015 г.

(вторник)

Инд беседа: «А ты бы хотел слетать на Луну, на Солнце

Просмотр мультфильма «Лунтик»

Отгадывание загадок

1. Познавательно - исследовательская деятельность

Тема: «Строительство космической станции»

Цель: расширять и закреплять представление детей о космосе, космонавтах; упражнять в составлении небольших описательных рассказов по картинке, расширить словарь по данной теме. 

Музыка

Разучивание песни

«Астронавт»

Сюжетно-ролевая  творческая игра

«Приготовление космического обеда»

«Центр управления космическим полетом»

Создание   «Солнечной системы» (работа пластилином на  потолочной плитке)

09.12.2015 г.

(среда)

Инд. рисование карты солнечной системы для  последующих сюжетно-ролевых игр.

Чтение с детьми произведений о космосе:

Т.А.Шорыгина «Маленькие путешествен

ницы»

Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине»

1.Познавательно - исследовательская деятельность(ФЕМП)

Тема: «Путешествие в космос»

Цель: закрепить знания геометрических фигур; упражнять в прямом счете до 10;

закреплять знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику.

Продуктивная деятельность 

Рисование

Тема: «Этот удивительный космос»

Цель: учить создаватьмногоплановую сюжетную композицию,выделять главное размером и цветом. Развивать воображение детей.

Конструирование

Тема: « Быстрые ракеты»

Цель: закреплять умение работать с бумагой, ножнецами.

Совместное  прослушивание

«Космические мелодии или песни про космос»

Настольные игры

«Покоряем пространство»

«12 месяцев»

«Расставь планеты по порядку»

10.12.2015 г.

(четверг)

1. Музыка

Прослушивание музыкальных записей: «На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина)

Познавательно - исследовательская деятельность

 Коммуникативная деятельность

Лепка

Тема: «Космонавты»

Цель: учить детей лепить фигурки космонавтов конструктивным способом. Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.

Складываний созвездий из мозаики.

11.12.2015 г. (пятница)

28.09.2015г.

(понедельник)

29.09.2015г.

(вторник)

Физкультминутка: «Земля и ее спутники» (дети бегают вокруг «земли», не убегая в сторону, держа расстояние»

Просмотр иллюстраций

«Звезды и созвездия»

Чтение с детьми произведений о космосе:

К.А.Порцевский «Моя первая книга о Космосе»

Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега»

Инд беседа: «Кто первый в космос слетал?

Просмотр мультфильма «Тайна картонной коробки»

Подбор картинок-иллюстраций для игры «Подбери правильную одежду для космонавтов

Беседа: «Наша солнечная система»

        

1.Продуктивная деятельность (аппликация)

Тема: «Планеты»

Цель: учить детей анализировать аппликативный образ: из каких форм и как он составлен. Формировать умение создавать изображение из деталей разной величины, дополняя его более мелкими деталями другого цвета.

2. Физкультура

тема: «Мы в космос полетим»

цель: закреплять двигательные умения, развивать ловкость, быстроту, координацию движений.

1.Познавательно - исследовательская деятельность

Тема: «Все о космосе»

Цель:Закрепить полученные знания по данной теме

Совместная деятельность с родителями с использованием нетрадиционных техник изо творчества  «Солнечная система»

Дидактические   игры

«Космос»

«Разрезные  картинки»

 

Режиссерская игра

«Космическое путешествие»

Выставка поделок «Мир космоса»

Конструктивные игры:

- из пластмассового конструктора «Космический корабль»

Поделка на основе гофрировки бумаги « Солнышко и месяц»

Выставка совместных работ родить-елей и детей «Планеты солнечной системы»

             

Работа с детьми:

 Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Завершающий этап.

Совместная деятельность с родителями с использованием нетрадиционных техник изо творчества  «Солнечная система»

Ресурсы:

1. Информационные:

- Фото - и видеоматериалы;

- библиотечный фонд.

2. Научно - методические:

- консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

- подбор произведений о космосе ;

- подбор картинок по данной теме.

4. Кадровые:

- воспитатель;

- музыкальный руководитель.

5. ТСО:

- ноутбук;

- фотоаппарат;

- телевизор.

Разработка плана мероприятий:

Решение поставленных задач с детьми:

План реализации проекта

ИТОГ. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: 

  • Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
  • Кто летает в Космос?
  • Кто первый полетел в космос?
  • Как звали первого космонавта?
  • На чем летают в космос?
  • Зачем люди летают в Космос?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе. Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.  Значительно расширился кругозор детей в процессе экскурсий, посещения музеев, планетария. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали  15 детей (90,6%), средний уровень -  4 ребенка (9,4%). Заключительным итоговым мероприятием был мастер – класс совместно с родителями с использованием нетрадиционных техник ИЗО творчества «Солнечная система».

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Литература:

  1. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
  2. Калашников В. О звездах и планетах.
  3. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
  4. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
  5. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  6. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
  7. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007