скоро в школу (Ваш ребенок ученик)
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

 «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

                                                                               /Венгер Леонид Абрамович/

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon skoro_v_shkolu.pdf879.95 КБ
Файл vash_rebenok_-_uchenik.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

 «Ваш ребенок – ученик»

Подготовила:

педагог – психолог

Шлык Екатерина Николаевна

г. Сухиничи

 «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

                                                                               /Венгер Леонид Абрамович/

Добрый вечер, уважаемые родители!

Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы. Но знаете ли вы, что для успешного обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе.

Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Ее составными компонентами являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

 «Понятие готовности к школе»

физическая готовность

Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребенка. Готовность организма тоже очень значимо. Для овладения письмом важно развитие мелкой моторики, поскольку ребенку предстоит учиться писать в тетрадях красиво и аккуратно. Слабое развитие мелких групп мышц повышает утомляемость, кроме того, у ребенка может появиться не желание научиться писать, потому что руки быстро устают, цифры и буквы написаны криво и грязно. Ребенку важно развитие и крупных групп мышц, так как основные двигательные навыки проявляются в беге, прыжках, лазании, метании и др. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания.  Все это помогает ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами. 

Упражнение  «Гимнастика мозга»

  «Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. От указательного пальца к мизинцу и обратно, сначала 1 рукой, затем другой.

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинить лучше с одного предмета, круглого, яблока). Можно и на бумаге. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

«Лягушка» - Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладошкой. Одновременно менять положение рук.

Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность.

Личностная готовность ребенка к школе.

Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать что привлекает их ребенка к школе. «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг...»! Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановка действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. Вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Такие первоклассники ведут, себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как, правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как! ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге.

Волевая готовность ребенка к школе.

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью вниманием, мышлением, памятью.

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.

Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают ее в палубу корабля. Как не стараться сыновьям-«матросам», как не выполнить требования мамы-«капитана»! И труд превращается в праздник для ребенка. В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, детским лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества (беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальник; лагеря, старшего вожатого и др.), получают возможность без угроз, насилия осуществлять руководство трудовым, физическим нравственным воспитанием своих детей.

Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Важно, чтобы ребенок был умственно развит.

Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы 6-летнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. «Пустая голова не рассуждает, - справедливо замечал психолог П. П. Блонский,   чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать».

Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребенку, что без знаний нельзя стать ни матросом, ни поваром, что все должны учиться и т. п. Стремление к знаниям от этого не появится. Другое дело - интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения.

Вы посадили в цветочный горшок семечко и день за днем наблюдаете, как увеличивается росток, как появляются первые листочки. Зачем они нужны растению? Они превращают воздух в еду и кормят весь росток. А как они это делают, ты узнаешь в школе.

Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок. Общение с родителями - огромная ценность для ребенка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители, вместо того чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов.

Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно - крайне важно в умственном воспитании первоклассника.

К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города или деревни, где он проживает, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают, и понимают, что их бабушка - чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т. е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей их жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.  У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта. Взрослые зачастую уверены, что специального обучения здесь и не требуется. Однако на самом деле это не так.

Порой бывает, что сведений об окружающем у ребенка как будто предостаточно, но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Такие сведения могут быть употреблены невпопад, а могут и не всплыть из памяти при необычной постановке вопроса. Они быстро забываются детьми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы узнать, как ребенок понял произведение, как он понял определенное явление природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Часто дети понимают смысл какого-то события, что называется, по-своему.

Прочитав с детьми рассказ или сказку, посмотрев фильм, послушайте их пересказ и проследите, насколько логично передано содержание. Если же ребенок посмотрел фильм или прочел книгу самостоятельно, наберитесь терпения и выслушайте его пересказ от начала до конца. Если вам не ясно, о чем идет речь, значит, ребенок и сам до конца не понял содержание увиденного или прочитанного. В частности, это можно обнаружить, когда дети смотрят фильмы для взрослых. Такие фильмы не развивают детей, а засоряют их головы ненужной информацией.

Соцuально-псuxoлогuческая готовность к школьному обучению.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Не забываем и про кризис 7 лет, который имеет такие проявления как: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест–бунт, обесценивание.

Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения. Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными.


     Адаптация (приспособление) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и психики. В первые дни обучения у многих первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям.

     Продолжительность адаптации – 5-6 недель; наиболее напряженные - первые 4 недели в школе. В этот  период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти, отмечаются головные боли, повышается заболеваемость. Поэтому в учебном плане 1 четверти предусмотрено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность занятий.

    Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья ребенка и уровня стартовой готовности первоклассника к обучению. При легкой адаптации функциональные нарушения слабо выражены и проходят к концу 1 четверти. При адаптации средней тяжести ухудшения самочувствия выражено ярче и наблюдается в течение 1 полугодия. У учащихся с тяжелой формой адаптации к школе отмечаются значительные нарушения здоровья и самочувствия, которые усугубляются к концу учебного года. Тяжелое протекание адаптации говорит о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма ребенка.

  В период адаптации маленький ученик особенно нуждается в поддержке и помощи своей семьи.

Большое значение для профилактики неврозов имеет правильный режим дня. Три основных правила:

  1. У ребенка должен быть полноценный сон 9-10 часов. В 21.00 ребенок несмотря ни на что должен быть в постели.
  2. Необходимы продолжительные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если ВЫ найдете возможность погулять с ребенком.
  3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть возле телевизора(1,5 часа в день с перерывами)  и часами играть в видеоигры(10-15 мин  за целый день 30 мин).

Рекомендации:

- Сходите с ребенком в школу, познакомьтесь с учителем.

- Расскажите ребенку о своих любимых учителях, покажите фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами.

- Организуйте семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.

- Поиграйте с ребенком в сюжетно - ролевую игру «Школа».

- Используйте в речи пословицы и поговорки, в которых прославляется ум, подчеркивается роль знаний в жизни человека.

- Сделайте семейное чтение художественной литературы традицией.

- Привлекайте детей к пользованию познавательной литературой в поисках решения возникших вопросов.

- Никогда не запугивайте ребенка школой! Неосторожное высказывание, строгое выражение лица и резкий жест могут вызвать у него негативную реакцию, страх, неуверенность в своих силах и, как следствие, нежелание идти в школу.

- Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви и ласки.

- Помните, что у ребенка есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить их вместе с вами. Выделяйте каждый день время для беседы с ребенком.

- Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать.

- Пересмотрите требования к ребенку, всегда ли они обоснованы. Полезно вспомнить себя в этом возрасте и пропустить требования к ребенку через свои детские переживания.

САМОЕ ГЛАВНОЕ: больше ЛЮБВИ, ДОБРОТЫ в общении с ребенком, больше ВЕРЫ в его силы, больше ТЕРПЕНИЯ и ВЫДЕРЖКИ!

 Заключение. Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах. Ваши такт и терпение помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях. Давайте пожелаем друг другу успеха!

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...

Родительское собрание «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?»

Задачи:1.Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе. 2.Определение, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе». 3.Обучение практическим навы...

Консультация для родителей "Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?"

middot;        Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.·        Определение, что вхо...

Консультация для родителей «Скоро в школу!» Когда можно считать ребенка готовым к школе?

Психологи отмечают, что не всегда возрастной фактор является решающим. Как на одном дереве не все яблоки созревают одновременно, так и наши дети - кому то не рано идти в школу и в 6 лет, а кому то...

Консультация для родителей «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

Познакомить родителей с подготовительным этапом к школе, проводимым в детском саду.Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе....

Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».

организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению....

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"

Консультация для родителей "Скоро в школу или психологическая подготовка ребенка к обучению в школе"...