Речь ребёнка от 4 для 5 лет
статья (средняя группа) на тему

Рифаи Наталья Наиловна

Социальное и эмоциональное развитие детей от 4-х до 5-ти лет

      В возрасте от 4-х до 5-ти лет очень сильно обогащается эмоциональный мир ребенка.

  • Он учится понимать чувства и потребности других людей, может чувствовать симпатию к другим людям и могут поделиться своими игрушками.
  • Малыш иногда может проявлять ревность к родителям.
  • В какой-то момент малыш вдруг осознает, что мир это не сказочная страна, в которой он герой. Он начинает осознавать реальность и свое несовершенство, и ему становится страшно.  Ребенку нужно  разъяснять какие события происходят в жизни и как ему следует поступать в разных ситуациях.
  • Он также должен знать, что  родители установили пределы его поведения и следят за его безопасностью.
  • В этом возрасте ребенок заводит новых друзей.
  • Развивается чувство юмора ребенка и он может смеяться над смешными ситуациями.
  • У некоторых детей может появиться мнимый друг, которого они себе придумали. Это происходит обычно тогда,  когда у ребенка нет друзей или ему не с кем играть. Это не является признаком проблем в области развития.
  • Малыш уже сам может сходить в туалет, использовать туалетную бумагу по назначению и спустить воду.

Развитие мышления

В возрасте 4-х – 5-ти лет совершенствуется образное мышление ребенка. Он  задает много вопросов об окружающем его мире. Иногда взрослые не знают, как ответить на детские вопросы, например, вопросы о смерти или поле.

Попробуйте отвечать на вопросы ребенка настолько просто и честно, как это возможно,  не сообщая ему больше, чем он просит. Расскажите ребенку об убеждениях вашей семьи, помогите ему понять, что жизнь имеет различные стадии,  что люди живут по-разному и имеют различные ценности, и это нормально. В этом возрасте ребенок  как правило:

  • понимает указание, в котором его просят сделать два- три действия одновременно, например, «Возьми стакан воды, отнеси его к папе, а затем положи стакан обратно на стол»
  • может отсортировать объекты по размеру,  по цвету или форме.
  • может сравнить вес двух предметов и выбрать тот, который тяжелее.
  • понимает значение слов » выше», «меньше» и «короче».
  • иногда может скопировать свое имя.
  • может нарисовать человека с головой, туловищем, ногами и руками, на лице которого глаза , рот, а иногда и уши.
  • может рассказать разницу между утром и днем
  • может называть цифры до 20-ти и начинает считать  объекты, касаясь их
  • хорошо держит карандаш
  • вырезает по линии
  • называет и показывает цвета
  • если его научить, то к пяти годам ребенок знает свое имя, возраст и адрес
  • к пяти годам знает квадрат, прямоугольник и треугольник и может скопировать прямоугольник.

Физическое развитие

К 5-ти годам малыш становится ловким, гибким, его движения теперь намного совершеннее и эстетичнее. Он может:

  • легко подниматься и спускаться по ступенькам
  • бросать, ловить и пинать мяч
  • взбираться по лестницам и деревьям
  • стоять на цыпочках,  ходить и бегать на кончике ноги
  • достаточно быстро бегать
  • перепрыгивать небольшие объекты
  • очень хорошо кататься на трехколесном  велосипеде
  • стоять на одной ноге в течение нескольких секунд, и даже прыгать на ней
  • нанизывать на нить бисер
  • сам себя раскачивать на качелях
  • сам себя обслужить в туалете, но все еще не может быть сухим ночью.

Развитие речи

В возрасте 4-х – 5- ти лет  словарный запас ребенка превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Ребенок пытается понять, что значит счастье, справедливость, нежность и т.п. Он любит говорить и пытается понять, как устроен мир.

  • в целом он говорит ясно, хотя все еще произносит не все звуки.
  • задает вопросы  «почему», «когда», «как» и спрашивает значения непонятных слов
  • рассказывает длинные истории, которые могут быть частично правдивыми и частично придуманными
  • говорит о том, что может случиться или что он хотел бы, чтобы произошло

Что ему нравится

  • Шутки. Он будет смеяться и говорить глупости или глупые слова.
  • Книги и рассказы с интересными рифмами и словами.
  • Играть с другими детьми.
  • Физическая деятельность.

Что вы можете сделать

Основное, что ожидают дети играя с родителями, это весело провести с ними время.  Важно не превращать игру в «уроки».

  • Поговорите с ребенком о том, что они делает, и где он был.  Спросите его, что он сделал и что  видел. Слушайте с интересом, когда он говорит вам и вступайте в разговор.
  • Читайте  книги для своего ребенка. Поговорите о том, что изображено на картинке.
  • Играйте в лото.
  • Дайте возможность ребенку научиться ездить на трехколесном велосипеде.
  • Играйте в мяч, ходите в парк.
  • Дайте ребенку пластилин и краски
  • Хвалите и поощряйте малыша, когда он считается с  другими, помогите ему думать о том, что чувствуют другие люди.

Основной момент, когда одновременно с обогащением активного словарного запаса ребенок овладевает и грамматическим строем языка. Он уже может общаться на отвлеченные темы с окружающими его людьми. И хотя его рассказ еще далек до логичного и связного, однако он уже понятен по смыслу. Речь ситуативна, предложения в основном простые. Задача взрослых учить ребенка строить полные и красивые предложения, описывать содержание сюжетных картинок, пересказывать сказки и рассказы, учить стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки.

 Речь детей в данном возрасте заметно улучшается: дети начинают выговаривать звуки, которые до этого им с трудом давались. Дети правильно и осознанно называют предметы, явления. В их речи появляются слова различных частей речи, таких как прилагательные, предлоги и наречия. Однако имеющихся в запасе слов им обычно бывает мало, и они создают свои собственные слова – словоформы. У многих детей данное увлечение сохраняется и на первых порах обучения в школе. В этом нет ничего плохого, так как является очередным рывком в речевом развитии дошкольника. Благодаря этому, дети имеют возможность общаться на отвлеченные темы, рассказывать своими словами увиденное, услышанное, передавать свои эмоции и чувства. В их речи часто проскальзывает каламбур, то есть выражение, сказанное ребенком не поддается никакой логике, и тем более, нормам русского языка. Им трудно заметить ошибки в своем произношении, зато они слышат их у своих друзей. Это говорит о том, что фонетический слух развивается. В этот период происходит резкое деление детей на тех, кто хорошо произносит звуки и строит полные предложения, и тех, кто испытывает проблемы, как с произношением звуков, так и с грамматикой языка.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Пропедевтика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. Часть 1 Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие фонетической и фонематической сторон речи ребёнка.

Описание предпосылок, необходимых для формирования письменной речи. Коррекционная работа, направленная на исправление и развитие  фонетической и фонематичекой сторон речи ребёнка....

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Роль семьи в развитии речи ребёнка. Как помочь своему ребёнку?

Взаимодействие психического, физичекого и интеллектуального воспитания детей для успешного освоения речи в дошкольном возрасте...

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Статья «Как обследовать речь ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В сборнике материалов на семинаре-практикуме «Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса»  для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учре...