Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Чепурова Мария Вячеславовна

Для вас родители!!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no8.docx554.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»

Комплекс консультаций для родителей

 по развитию речи детей раннего возраста

посредствам использования малых форм фольклора

разработчик: Чепурова М.В.

воспитатель

г. Качканар

.Консультация для родителей «Баю - баюшки-баю...» (Как укладывать ребенка спать.)

Пробуждение и засыпание - очень важные моменты в жизни детей. Проснуться - это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!

Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И - день начался.

Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.

Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут - будем укладываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться - и в постель.

Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает». Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение хотя бы месяца, и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.

Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания - ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.

На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.

Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!

Информация в родительский уголок

Код «Баюн»

Колыбельные песни являются не только кодом, призванным донести до младенца жизненно важный объем информации, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы N 2 города Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта «Школа материнства и отцовства», в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Вот какие показатели были выявлены. Если в 2001 году пневмония была зарегистрирована у 17,6 % детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, то в 2003м - у 12,9 %, диарея - соответственно у 5,7% и 2,8%, анемия - у 107,1% и 69,4% процента.

Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с перинатальной энцефалопатией (нарушения функции или структуры головного мозга), сопровождающейся синдромом общего угнетения, с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии (уменьшение частоты сердечных сокращений), с нарушениями моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, моторных стереотипов).

  • Данная музыкотерапия уникальна по своему воздействию, - рассказала "Итогам" автор исследования доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова. - Если для ребенка она проходит в рецептивной форме, то для матери - в активной и сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний. Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов. Например, педиатры отмечают увеличение лактации у кормящих матерей, регулярно напевающих что-то своим детям.

Специалисты рекомендуют: исполнять колыбельные нужно 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.

Поющие в темноте

Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны однозначно оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.

Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку, - рассказывает Ирина Карабулатова.

  • Чаще всего колыбельная песня имеет музыкальный размер 4/4, который восходит к звуковому порядку, самым естественным образом накладывающемуся на биение спокойного сердца (ритм 68-72 удара в минуту). Благодаря четкому, равномерному музыкальному рисунку происходит гармонизация биоритмов матери и ребенка".

Пение колыбельной преследует единственную цель - усыпить ребенка, поэтому мелодия используется однообразная, зачастую монотонная. При этом вовсе не обязательно обладать отменным голосом или безупречным слухом. Ребенок все равно реагирует, прежде всего, на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и по большому счету ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души. А для того чтобы выйти на необходимый тембр звучания, специалисты советуют представить и воспроизвести нежно-восторженный, ласкающий выдох ртом, так называемое шепотное дыхание. Для того чтобы ощутить его, попробуйте выдохнуть теплый воздух на ладонь и запомнить это ощущение. В принципе точно так же нужно поступать, читая детям сказки на ночь. Это та же музыка, только в словесной форме. "В основе восприятия человеческим организмом музыки лежит воздействие биологически активных веществ на определенные структуры мозга, - рассказывает кандидат филологических наук Елена Ермакова. - И, как отмечают педиатры, наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает именно исполнение колыбельных песен. Нанизывание вымышленных образов воздействует на маленького человека как психотерапевтическая метафора, погружающая развивающийся детский мозг в трансовое состояние.

Тюменские исследователи провели ряд ассоциативных экспериментов, которые должны были выявить фоносемантику текстов песен для малышей. Так, известно, например, что каждый звук соответствует определенному физическому колебанию. Когда все звуки сведены воедино, они вызывают определенные изменения в головном мозге слушающего. Таким образом, можно наблюдать, как текст той или иной песни влияет на ребенка. Данные с датчиков, прикрепленных к голове, снимаются и обрабатываются при помощи специальной программы «Словодел» на компьютере. Вся информация отображается в виде определенных цветовых спектров. Каждый цвет соответствует той или иной высоте и частоте звука. Ритмы альфа, бета, дельта и тета являются показателями того, на каких длинах волн на мозг воздействует данный текст. Например, ритмы альфа и бета - это состояние физической и умственной активности, дельта - глубокой расслабленности и сна, а тета - это измененное состояние сознания, то есть активность головного мозга.

Выяснилось, что в большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Измерение ритмов мозга в момент восприятия текстов колыбельных, проведенное тюменскими исследователями, показало синхронную реакцию биопотенциалов в разных отделах мозга, преобладание работы правого полушария и высокую частоту в диапазоне дельта - ритма. Казалось бы, такие незатейливые строки:

«Баю – баю – баю - бай,

Поскорее засыпай,

В лес по ягодки пойдем.

Софья ягод набери,

Папу, маму накорми,

На комодичек поставь,

Дедке, бабушке оставь».

Анализ ритмов мозга показывает, что этот текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность, внимание. Участники исследования проанализировали, таким образом свыше 100 колыбельных. Среди них, как правило, наиболее частотны тексты с преобладанием ассоциаций сиреневого, голубого, синего и зеленого цветов, имеющих, как уверяют специалисты, оздоровительный психотерапевтический эффект.

Магия детства

Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире прикладного назначения «усыпить, успокоить». «Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф», - утверждает кандидат искусствоведения Лилия Демина.

Казалось бы, все колыбельные песни одинаковы, однако это не так. Например, существуют песни, как для мальчиков, так и для девочек, несущие в себе колоссальную смысловую нагрузку и содержащие своеобразное руководство к действию. Так, по словам Ирины Карабулатовой, ненецкая колыбельная для девочки содержит такие слова: «Длинноногая моя, дитя мое, хорошее мое, будешь мне помощницей». Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины: «Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок. Он лисицу добудет, и зайца добудет, и песца добудет, и куропатку добудет. Он хозяин и оленевод». Чего только не поют детям! Вот только некоторые из образцов, собранные тюменскими филологами. Вариант для воспитания смелости:

«Кони сена не едят,

Все на Мишеньку глядят.

Не глядят да глядят,

Возьмут счамкают, съедят».

Или вот, например, для капризных детей:

«Бай татарин - басурман

Посадил девку в карман.

Девка голосом ревет,

Свои волосы дерет.

Свои волосы дерет,

Детям спать не дает»

Или такой образец - для будущего призывника:

«Спи, сыночек мой, усни,

Полно плакать, не тужи.

Не один пойдешь служить.

Служит Сидор, Федор, Влас –

Наберется много вас».

Вариант для интернациональной семьи:

«Баю – баюшки-баю,

Вот и матушку мою.

Ты по матушке - русенок,

А по бате – кыргызенок».

А эта колыбельная подойдет для семей, в которых отец часто мотается по командировкам:

«Ночь пришла на мягких лапах,

Тихо, как медведь,

Папа создан, чтобы плавать,

А мама - чтобы петь.

Корабли уходят плавать

И придут опять,

Папа создан, чтобы плавать,

А мама - чтобы ждать».

- Сегодня молодые мамы зачастую поют своим детям напевы, перечисляя какие-либо значимые качества, которые они хотели бы видеть в своем ребенке, - рассказывает Елена Ермакова. - Например, талант, артистизм, смелость. И вполне возможно, что таким образом происходит некое кодирование, программирование будущей личности. Исходя из того, что колыбельная песня кодирует на определенный тип поведения, можно вывести доминанты поведения того или иного этноса. Вот почему русский народ в большинстве своем так аморфен? Может быть, потому, что в русских детских песнях на сон грядущий повторяемая интонация передает тревожное состояние и часто чередуется со стонущими интонациями, характерными для причитания. Такое строение отражает жизненную философию счастья русского человека. В рамках этой системы представлений о счастье, как это ни парадоксально, важнейшее значение имеет компонент страдания.

Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. Кстати, проверка одного из древних заговоров от сглаза по программе «Словодел» выявила, что его прочтение вызывает у ребенка состояние сонливости, эйфории, глубокого покоя и наслаждения. То есть вызывает практически те же ассоциации, что и колыбельная. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: «Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым».

Консультация для родителей

«Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем - то магическим, утешающим и успокаивающим.

Этапы разучивания игр:

  • взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  • взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации: 

  • используйте максимально выразительную мимику.
  • делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

     

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста»

Фольклор - это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка, песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.)

Небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей, называются малыми жанрами фольклора или детским фольклором, поскольку такие народные произведения входят в жизнь ребенка очень рано, задолго до овладения речью. Знакомство с ними обогащает чувства малыша, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, дает уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, учат малыша слушать.

Малые жанры фольклора включают в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки, считалки, скороговорки, заклички, загадки. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В этот период потешки становятся просто незаменимыми. С помощью них легче установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Вместе с потешками дети причесываются, одеваются на прогулку, умываются, кушают и играют.

Потешка — элемент педагогики, песенка - приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Примеры:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Ах, ты, совушка - сова,

Ты, большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела —

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из-за тучи,

Дам орехов кучу!

Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Баба сеяла горох,

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок,

Прыг-скок, прыг-скок!

И сказала деду: «Ох!»

Рассыпался горох —

На семьдесят дорог!

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки – числовки, считалки - заменки и заумные считалки.

Тише, мыши, кот на крыше,

а котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

а котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

а котята ха-ха-ха.

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Возле грядки - две лопатки,

Возле кадки - два ведра.

После утренней зарядки мы работали на грядке –

И посадкивсе в порядке,

Их теперь полить пора!

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

Знакомя детей с малыми жанрами фольклора, мы обогащаем их речь живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, потешками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

Нужны ли сказки ребенку?

Роль сказки в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям придется вспомнить главный язык детства, мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Читать детишкам сказки надо в правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лежа в теплой и уютной постели, вы сможете еще, и обсудить сказку с ребенком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесет малышу больше пользы и положительных эмоций.

Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.

Одну и ту же сказку можно, и даже нужно, перечитывать несколько раз. Так ребенок сможет понять смысл, заложенный в ней. Как правило, когда суть сказки становиться ясна малышам, они теряют к ней всякий интерес. К тому же, каждый ребенок находит в сказке то, что ему особенно интересно.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах. Сейчас стали популярны аудиосказки.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» (первая младшая группа)

Развитие мелкой моторики, помогает развивать речь

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы.

В чем причина задержки речи?

Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое.

Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так, показываем, как надо сделать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

При исследовании двигательной функции руки, ученые установили, что детям после трех лет доступны позы пальцев: гусь, коза, ножницы, кольцо. Дети после пяти лет могут изобразить: ладонь, кулак, ребро. Если ребенок затрудняется, то наблюдения нарушаются.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикулярной речью. Движения пальцев рук постоянно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести-семи месяцев. В этот период полезно делать массаж - поглаживание кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С 10 месяцев следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, а затем более мелкие для этой цели хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:

- мозаику мелкую и крупную, все возможные пирамидки, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков и т. д.

- наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти руки.

- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень.

- цветные клубочки ниток для перематывания.

- пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков.

- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков.

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия узнавания предметов на ощупь.

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков.

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» для - детей полутора лет. Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Методы и приемы развития мелкой моторики

  1. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают память, внимание, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающих фантазию и воображение.
  2. Массаж - это эффективный способ развития мелкой моторики, а значит и интеллектуальных способностей. Потому что, массируя пальчики вы воздействуете на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Проводить массаж надо ежедневно или через день. Продолжительность одного сеанса 3-5 минут.

Комплекс для детей старше года

  • поглаживание тыльной стороны кисти малыша от кончиков пальцев до середины предплечья (движения всей ладонью);
  • поглаживание каждого пальчика от кончика к основанию по всем поверхностям - тыльной, боковой и ладонной (движения несколькими пальцами);
  • растирание каждого пальчика по ладонной и боковым поверхностям от кончиков к основанию (спиралеобразные движения несколькими пальцами);
  • растирание тыльной и ладонной поверхностей кистей от основания пальчиков до запястья (прямолинейные и спиралеобразные движения костяшками пальцев);
  • повторное поглаживание;
  • вибрация - постукивание кистей ручек ребенка (движение кончиками пальцев);
  • повторное поглаживание;
  • завершите массаж пассивными и активными пальчиковыми упражнениями. Для усиления кровообращения в кистях рук полезны такие движения:
  • хлопки рук;
  • сжимание и разжимание мягких, а затем упругих предметов;
  • потирание одной ладони о другую;
  • перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью.

Консультация для родителей

« Малые формы фольклора, как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду»

Серьёзную психологическую проблему для ребёнка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в дошкольное учреждение. Приход в детский сад всегда сопровождается для ребёнка определёнными трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Сгладить негативное влияние такого перехода признана народная мудрость. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мелкий юмор потешек, пестушек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку.

В результате уходит тревожность, появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. В младенчестве ребёнок слышит звуки колыбельных песенок, потешек, пестушек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать.

Фольклор является по сути дела естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна и ясна ему. Вот почему при поступлении ребёнка в детское учреждение и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям, важно продолжать формировать естественную эмоционально-благополучную среду, в которой ребёнок бы чувствовал себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.

Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум: «Коленька, хороший, Коленька пригожий»; «Это - конь богатырь для Алёши удальца»; «Маша черноброва» и другие. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений. Они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактическая игра, школа материнства. Ценность  фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их поступкам.

Младший возраст–это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, это время формирования ребёнка, как личности, становление характера. И здесь неоценимую помощь оказывает нам народная мудрость в виде потешек, пестушек, колыбельных песен и т.д. Взрослый /воспитатель/ через добрые, заботливые слова русского фольклора передают детям любовь, милосердие, заботу, внимание, ласку, умение радоваться окружающему миру. Именно в эти моменты в ребёнке закладываются начала нравственного развития, образуются зачатки первоначальных и духовных ценностей.

Вот некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные моменты:

Утренний приём

Доброе утро, зайка мой! Доброе утро, Алёшенька, дорогой!

Я Алёшеньку люблю, ему песенку пою!

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Коленька хороший, Коленька пригожий!

Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка,

Принесёт орешки, для маминой потешки!

Ой, люшеньки - люшки! Нашему Илюшке – доброе утро!

Доброе утро! С шутами, с прибаутками!

Умывание

В руки мыло мы возьмём, и водичкою польём.

Моем руки чисто, чисто,

А потом лицо умоем, носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались, на себя мы любовались!

Еда

Варись, варись, кашка, в голубенькой чашке,

Варись поскорее, булькай веселее.

Варись кашка сладка, из густого молока, да из мелкой крупки.

У того, кто кашку съест, вырастут все зубки!

Одевание

Настенька мала, на ней шубка аленька,

Опушка бобровая, Настя чернобровая.

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться.

Дверцу шкафа открывай, и одежду доставай!

Сон

Вот и люди спят. Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках, лисы - на горочках.

Зайцы спят на травушке, утки - на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят – поспят, всему миру спать велят!

Пробуждение

Детки просыпайтесь, с кроваток поднимайтесь.

Мы простынки поправляем: вот так, вот так,

Мы кроватку заправляем: вот так, вот так.

Одеялко мы поправим: вот так, вот так,

И постельку мы заправим: вот так, вот так!

РОЛЬ ПОТЕШЕК И СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Произведения устного народного творчества  имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок,  потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Потешки – первые художественные  произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

***

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га, га, га.

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко, ко – ко –  ко.

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

Сказки, потешки – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Знакомство  с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

***

Баю, баю, баю - бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру. Своеобразие восприятия у детей 2 – 4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий мини - спектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.

На первых порах дети, слушая потешки,  издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ИХ РОЛЬ, В ОБЩЕМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.

 Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем, которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.

Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью  событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

 «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. – Было бы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым».

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.

Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.

Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Из  данной консультации родители могут о  приемах  развития речи малышей в условиях семьи....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Одна из важнейших задач психического и личностного развития  ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Рекомендации по воспитанию ребёнка раннего возраста, способствующих своевременному становлению речи....