"Правильное воспитание детей 2-3 лет по типу темпераментов"
консультация (младшая группа) по теме

Гатина Гузель Хаметхафизовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult_dlya_rodit_o_temperam.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация для родителей:

   

«Правильное воспитание детей

2-3 лет по типу темпераментов»

                   Подготовила:

                                        Гатина Г. Х.

г. Нижнекамск

2016 год

Темперамент - флегматик 

Одним из самых простых и, вместе с тем, самых сложных типов темперамента считается флегматический. Флегматики обычно сильные, немного медлительные люди со спокойным и уравновешенным характером. Они терпеливы, выдержаны, выносливы и хорошо владеют собой, поэтому настроение у них меняется медленно. Ребенок-флегматик не отличается общительностью, любит постоянство и плохо приспосабливается к переменам. Переход от одного занятия к другому дается ему с трудом и требует времени.

Медлительность и уравновешенность людей с этим типом темперамента проявляется еще в младенчестве. Такие малыши много спят, а если просыпаются, то обычно ведут себя спокойно, редко плачут или смеются. Флегматики легко засыпают вечером, но по утрам часто бывают вялыми, потому что вставать им трудно. Они не отличаются выразительной мимикой, редко проявляют эмоции, смеются или плачут. В движениях флегматика ощущаются плавность и медлительность, говорит он тоже не быстро, делая паузы между словами и предложениями. Из-за медленной реакции флегматичные люди часто кажутся туповатыми. К тому же, они обычно долго раздумывают, прежде чем приступить к какому-нибудь делу, зато могут хорошо выполнять однообразную работу, которая их не утомляет.

Человек с флегматическим темпераментом обычно ведет себя очень спокойно, крайне редко выходит из себя и разозлить его тоже трудно. На то, чтобы чему-нибудь научиться, ему может потребоваться много времени, но зато в результате вырабатываются очень устойчивые навыки и привычки, которые, однажды сформировавшись, могут оставаться неизменными всю жизнь.

В детском саду малыши-флегматики сначала чувствуют себя неуютно и не хотят участвовать в развлечениях. Им сложно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями. Вообще, флегматик сходится с людьми тяжело и заводит новые знакомства неохотно. Но, привыкнув к обстановке, ребенок тщательно соблюдает все правила поведения и слушается старших. Если ему поручено какое-то дело, можно быть уверенным, что флегматик доведет все до конца. Но вот торопить его при этом нельзя, а ведь такую ошибку нередко совершают родители, которых нервирует природная медлительность ребенка. Делать замечания и сердиться не стоит, от этого флегматик приходит в еще более заторможенное состояние и вообще перестает на что-либо реагировать. Бывает и так, что родители, желая помочь, начинают все делать за ребенка, который, по их мнению, слишком медленно одевается, умывается или убирает игрушки. Ни к чему хорошему это, конечно, не приведет, потому что тогда флегматик так и не научится самостоятельности, начнет сомневаться в собственных силах. Быстрота и спешка будут вызывать у него только неприязнь, и ребенок может стать еще менее активным. Но, понемногу упражняясь в разных видах деятельности, дети-флегматики со временем учатся действовать быстрее.

Родители должны побуждать ребенка участвовать в соревновательных играх, чтобы он учился преодолевать трудности и побеждать. По собственной воле флегматичный малыш никогда не проявит активности: он готов часами сидеть в углу, занимаясь с любимыми игрушками. Некоторым родителям нравится, что чадо их не беспокоит, но они забывают о том, что такое поведение в детском возрасте приведет к пассивности в будущем. Подвижные игры стимулируют быстроту реакции и поэтому необходимы. Считается, что дружбу флегматичного карапуза с активным и живым ребенком, нужно поощрять. Но родителям стоит присмотреться к отношениям между детьми, ведь иногда получается так, что более расторопный и сообразительный малыш постоянно командует флегматиком, а тот охотно подчиняется.

В уравновешенности и спокойствии флегматичных по темпераменту детей скрывается и еще один недостаток: они малоэмоциональны и реагируют на все как бы вполсилы. Эта постоянная умиротворенность может даже привести к тому, что ребенок вырастет ленивым и равнодушным ко всему, кроме самых элементарных потребностей. Родители должны с детства приучать флегматика к отзывчивости и чуткости по отношению к другим людям, пробуждать в нем активность и учить его помогать окружающим.

Темперамент - меланхолик 

Если ребенок растет чувствительным и ранимым, очень чутко и эмоционально реагирует на все, то можно сделать вывод, что в его характере больше всего черт меланхолика. Этот тип темперамента еще называют «слабым», и действительно, такие дети редко отличаются сильным и твердым характером. Они часто страдают от усталости и переутомления, а для восстановления сил требуется много времени, потому что процессы торможения преобладают над возбуждением. Меланхолики часто отличаются замкнутостью и нерешительностью, плохо приспосабливаются к переменам.

Дети с меланхолическим темпераментом чутко реагируют даже на самые незначительные события, хотя внешне могут проявлять это слабо. Вместо крика у младенца выходит какое-то попискивание, а вместо смеха - лишь робкая улыбка. Часто такие дети вместо того, чтобы попросить или потребовать чего-то, лишь жалобно и нерешительно смотрят на желанную вещь. И в детстве, и во взрослом возрасте меланхолики предпочитают активным занятиям более спокойные, которые не требуют усиленного движения. Люди такого темперамента плохо переносят трудности и неудачи, расстраиваются из-за них, часто увязают в повседневных мелочах и не могут от них отвлечься. Меланхоликам не хватает уверенности в себе, и из-за этого они легко обижаются и тревожатся по пустякам. Выступать перед публикой не любят, легко поддаются внушению, а их взгляд на мир скорее пессимистический. Неуверенность и нерешительность детей-меланхоликов порой вводит в заблуждение окружающих, потому что ребенок часто отвечает на вопросы сбивчиво и медленно, словно чего-то не знает, хотя на самом деле это не так.

Несмотря на то, что внешне меланхолики редко проявляют чувства, они переживают любую мелочь глубоко и подолгу. Например, в ответ на резкость со стороны родителей, ребенок ничего не скажет, но не нужно принимать отсутствие реакции за безразличие. Неправы родители, считающие, что говорить что-либо таким детям бесполезно - все равно ничего не поймут. Чувствуя такое отношение к себе, меланхолик еще больше замкнется, а его и без того низкая самооценка ухудшится. Ребенок очень сильно переживает по поводу любого замечания в свой адрес, молчит и поэтому кажется заторможенным. Меланхолик долго не может забыть о каком-нибудь неприятном событии и будет в буквальном смысле «ночей не спать» из-за слов, сказанных кем-то в сердцах.

Ребенка с меланхолическим темпераментом утомляют новые впечатления и поток информации. Например, мама читает малышу книжку и через какое-то время замечает, что тот совсем ее не слушает, а отвлекается, вертит головой по сторонам. Если сделать ребенку замечание, тот, конечно, притворится, что внимателен, хотя на самом деле не воспринимает уже почти ничего, просто потому, что устал. Запомнить что-либо из услышанного ребенок тоже не в состоянии, и это дает родителям повод упрекнуть его в невнимательности, непонятливости, забывчивости.

Любые навыки у меланхолика формируются медленно и с трудом, но уж если он что-то усвоил, то привычка будет устойчивой, и дальнейший контроль не нужен. Правда, переучивать ребенка-меланхолика тоже трудно, и если он, например, неправильно привык держать ложку или вилку, то родителям придется потратить немало времени и сил, чтобы переучить его.

Дети-меланхолики не любят шум, но их нужно постепенно приучать к нему, уберегая, правда, от громких и резких звуков. То же касается и знакомства с новыми людьми. Дети с меланхолическим темпераментом предпочитают играть в одиночестве, реже - с товарищем, которого хорошо знают. Поэтому задача родителей - постепенно приучать маленького «отшельника» к коллективу. Занимаясь спортом и соревновательными играми, ребенок-меланхолик будет учиться не только быть подвижным и активным, но и преодолевать трудности, вырабатывать в себе стойкость и упорство. Чтобы ребенок стал более работоспособным, взрослые должны привлекать его к труду, но почаще давать возможность отдохнуть. Отзывчивые, деликатные и чуткие меланхолики склонны слишком углубляться в собственные переживания, копаться в воспоминаниях. С самого детства важно научить такого ребенка переключать внимание на внешний мир, помогать людям, быть активным, а не просто ворошить старые обиды, сидя где-нибудь в уголке. От приступов меланхолии часто спасают такие простые средства, как зарядка или душ, и не помешает приучить ребенка к ним уже в раннем возрасте.

Темперамент - холерик 

Легковозбудимый и неуравновешенный тип темперамента называют холерическим. Дети-холерики на все реагируют очень бурно и, впав в раздражение, долго не успокаиваются. У них вызывают недовольство любые мелочи вроде мокрой пеленки или крошки, попавшей на простыню. Протестовать с криком и плачем против того, что им не нравится, такие дети могут часами.

Холерик обладает выразительной мимикой, двигается резко и порывисто, а говорит обычно быстро и громко. Все эмоции он выражает очень бурно и активно. Люди с таким типом темперамента энергичны, но страдают от недостатка самообладания и легко могут вспылить из-за пустяка. Из-за агрессивности и прямолинейности холериков общаться с ними иногда бывает трудно. Такие люди довольно несдержанны, хотят добиваться желаемого сразу и не любят ждать. Легко увлекшись каким-либо делом, холерик может быстро охладеть к нему, потому что не выносит однообразности и крайне неусидчив. Обладатели этого темперамента часто перетруждаются, истощают себя работой и потом страдают от переутомления.

В детском возрасте холерик обычно очень подвижен, любит шумные, активные игры и всегда стремится к лидерству. Но спокойные занятия, требующие терпения и усидчивости, ему совсем не по душе. Детям-холерикам часто бывает трудно заснуть вечером, и спят они беспокойно, но утром просыпаются как ни в чем не бывало и снова полны энергии.

Холерики очень активны, и хорошо, если их бьющая через край энергия направлена в полезное русло. Поэтому очень важно с детства приучать детей с таким темпераментом к занятиям спортом, подвижным играм, поощрять их увлечение техникой или искусством. Родители ребенка-холерика должны помнить о том, что запретами и нравоучениями они ничего не добьются. Их чадо не позволит контролировать себя и свое поведение. Если, образно говоря, все время водить ребенка за руку, он либо станет пассивным, превратившись в послушное орудие других людей, либо, наоборот, начнет борьбу за свои права и свободу, протестуя против любых, даже справедливых и обоснованных, требований взрослых. Со временем у такого ребенка может развиться стойкий негативизм - полное отрицание и неприятие чужого мнения.

Процессы торможения у холериков слабые, поэтому дети с этим типом темперамента возбудимы и с трудом успокаиваются. Уложить спать такого ребенка, когда он переполнен впечатлениями, бывает очень нелегко: даже если он устал, то часто отказывается ложиться в кровать и начинает капризничать. Детям-холерикам необходим щадящий режим, поэтому вечером родители должны ограничивать все возбуждающие занятия - кино, телевизор, музыку. За несколько часов до сна лучше избегать подвижных и шумных игр, и стараться переключить ребенка на что-то более спокойное. Наказания и насильное укладывание в кровать не помогут. Кричать и угрожать тоже нельзя, ведь от этого ребенок-холерик возбудится и занервничает еще больше.

Детей этого темперамента полезно с раннего возраста приучать к занятиям, требующим внимания и усидчивости, например настольным играм, рисованию или лепке. Ребенок-холерик очень азартен и любит соревноваться, стремясь всегда быть первым, поэтому лучше, если он будет участвовать в таких играх, где нужно не руководить, а выполнять требования других - с этим у холерика обычно возникают проблемы. С самого раннего возраста его нужно приучать делать что-то по дому, например, выносить мусор, убирать у себя в комнате или мыть посуду. Родители должны обязательно следить за тем, чтобы ребенок выполнял эти трудовые обязанности систематически и не отлынивал. Еще очень важно с детства прививать холерику элементарные правила общения: не перебивать других, просить только вежливо, извиняться за грубость. Правда, если делать это в форме нравоучений, пользы не будет. Даже когда ребенок совершил какой-то проступок, нужно дождаться, пока он успокоится, а потом объяснить, почему так поступать нельзя. Холерики страдают от несдержанности, и умение владеть собой приходит к ним только с возрастом. Об этом должны помнить родители, часто переживающие из-за вспыльчивости ребенка.

Гуманность и терпение - вот главные средства воспитания ребенка с холерическим темпераментом, а наказания и запреты ни к чему хорошему не приведут: ребенок будет противиться и может даже возненавидеть тех, кто пытается воспитывать его таким образом.

Темперамент - сангвиник 

Если ребенок активен, энергичен, отличается подвижностью и умеет хорошо приспосабливаться к различным жизненным ситуациям, значит, у него преобладает сангвинический тип темперамента. Обычно сангвиники - это сильные и достаточно уравновешенные люди, которые легко загораются какой-нибудь идеей, но так же быстро успокаиваются, они довольно возбудимы и впечатлительны. Общительность, жизнерадостность, предприимчивость и остроумие - основные качества сангвиника.

Дети с таким темпераментом отличаются активностью уже в раннем возрасте, но двигаются плавно, а не резко. У них живая и одновременно спокойная мимика. Речь сангвиника обычно быстрая и громкая. Он отличается довольно уравновешенным и ровным характером, не страдает от резких смен настроения. Люди с сангвиническим темпераментом быстро засыпают, но могут и легко проснуться. Ребенок-сангвиник часто меняет занятия: то он бегал и играл, а то притих и сидит в уголке. И подвижные, и спокойные игры доставляют таким детям большое удовольствие, и они способны легко переходить от одних - к другим. Сангвиники хорошо сходятся с людьми и быстро находят друзей в любой компании. Люди с таким темпераментом могут быть и хорошими начальниками, и исполнительными подчиненными. Они обычно не принимают обиды всерьез, совсем не злопамятны, не станут долго расстраиваться из-за неудач или слишком сильно переживать по поводу жизненных неприятностей.

Податливость нервной системы сангвиника позволяет ему легко переходить от одного занятия к другому, но это достоинство оборачивается и недостатком, потому что такие дети часто меняют привязанности, им быстро надоедают старые игрушки. Интересуясь всем и сразу, сангвиник часто не доводит начатое дело до конца, порой довольно легкомысленно относится к своим обязанностям и переоценивает собственные возможности. Бывает, что у человека с таким темпераментом много знакомых и товарищей, но настоящих друзей нет. Родители ребенка-сангвиника должны в первую очередь стремиться к тому, чтобы сформировать у него устойчивость, приучить к постоянству и целеустремленности.

Занимаясь тем, что ему интересно, сангвиник способен работать очень продуктивно, но становится вялым и скучает, если такой возможности нет. Обладатели этого темперамента быстро привязываются к людям, но так же быстро охладевают к ним, если общение перестает доставлять интерес. Сангвиник - увлекающаяся натура и обычно смотрит на мир с оптимизмом, но его настроение и чувства не остаются постоянными долго. Дети с сангвиническим характером, как правило, послушны, но иногда это полезное качество приносит и неприятности, потому что такого ребенка несложно подчинить себе, и он готов слушаться буквально кого угодно. Сангвинику часто не хватает критического взгляда на вещи. Он видит все в «розовых очках» и слишком легко сдает позиции, плохо умеет отстаивать свое мнение.

Склонность к истерике 

В возрасте от года до трех лет дети очень возбудимы и обидчивы, и даже ребенок со спокойным характером может иногда устроить истерику. С некоторыми малышами это случается часто, что, конечно, беспокоит родителей. Но специалисты считают склонность к истерике в этом возрасте вполне обычным явлением. Так ребенок дает выход нервному напряжению, с которым еще не умеет справляться. Разрядка просто необходима неокрепшей психике, чтобы освободиться от «отрицательной» энергии, которая постепенно накапливается, но для родителей это, конечно, неприятно. Поводы для истерики могут быть разными: мама не дала что-то вкусное или не купила понравившуюся вещь, кто-то отнял любимую игрушку или обидел.

Как же должны вести себя в таких случаях родители? Все зависит от того, насколько хорошо они разбираются в детской психологии и характере своего ребенка. Некоторые взрослые предпочитают просто не обращать внимания на маленького крикуна и продолжают заниматься своими делами или идут дальше, если дело происходит на улице. На детей с мягким характером это действует так: они сразу сдаются и уже больше ничего не требуют. Но ребенок с развитым самолюбием, привыкший, что ему уступают, продолжит настаивать на своем: будет кричать и даже топать ногами. Тогда ни в коем случае нельзя сразу идти на поводу у капризного малыша, ведь почувствовав в родителях слабину, он будет и дальше устраивать истерики по любому поводу. Лучше потянуть время, чтобы маленький скандалист накричался и натопался ногами, а потом осторожно пойти на компромисс, одновременно стараясь переключить внимание ребенка на что-то другое. Если карапуз уже устал возмущаться и понял, что вряд ли чего-то этим добьется, он через некоторое время согласится на предложенный вариант. Главное - не задевать самолюбие ребенка и оставлять ему возможность для «отступления». Если такое повторится несколько раз, в будущем капризный малыш, возможно, задумается, стоит ли устраивать истерику.

Добиваясь своего, родители не должны терять выдержку. Срываться и устраивать ответную истерику ни в коем случае нельзя, ведь тогда получается, что взрослые люди ведут себя ничуть не умнее ребенка. Конечно, иногда сохранить спокойствие бывает трудно, но, накричав на малыша или отшлепав его, родители ничего не добьются. Гораздо большее действие оказывают спокойный, но твердый голос, строгое и укоризненное выражение лица.

Ребенок может начать скандалить не только дома, но и во время прогулки, в транспорте или в магазине. Чтобы успокоить кричащего карапуза, нужно время, но если истерика случилась в общественном месте, на глазах у посторонних людей, и матери или отцу, конечно, будет неудобно перед ними. Окружающие начинают коситься на кричащего малыша, словно говоря: «Ах, какой невоспитанный ребенок!» - и от этого родители чувствуют себя еще хуже. Но давать волю агрессии ни в коем случае нельзя. Самый лучший выход из такой ситуации - как можно скорее покинуть людное место, чтобы уладить конфликт там, где нет посторонних. Например, если ребенок устроил истерику в транспорте, лучше всего выйти на ближайшей остановке, и, отойдя куда-нибудь сторону, успокоить малыша. Если такой возможности нет, нужно постараться отвлечь ребенка, и тут все зависит от того, насколько хорошо родители его знают. Некоторые дети во время истерики просто неуправляемы, не слушают никаких уговоров и могут кричать буквально до удушья. Мама, которая знает, что у ее ребенка есть такая проблема, обычно старается не доводить ситуацию до конфликта. Но проявлять излишнюю уступчивость, удовлетворяя любой каприз своего чада, тоже не нужно.

Вообще, если ребенок часто устраивает истерики, родителям стоит задуматься, как они воспитывали его раньше, как относились к его желаниям. Капризных от рождения малышей не бывает. Характер скандалиста складывается постепенно, в основном, если в младенческом возрасте родители потакали всем желаниям ребенка. Если мама или папа бросались к кроватке, стоило только малышу закричать, и ни в чем ему не отказывали, то неудивительно, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает устраивать истерики, привыкнув, что криком можно добиться всего.

Агрессивные дети 

Бывает, что родители, наблюдая за ребенком, видят, что он часто проявляет агрессивность и совсем не склонен к щедрости, например, не делится с другими детьми игрушками. Это совершенно нормально. Почти все малыши в 2-3 года - ярые собственники и по своей воле никогда не расстанутся с игрушкой. Часто, играя вместе, дети вырывают друг у друга понравившиеся вещи, что, конечно, дает повод для обид. Но в этом возрасте ребенок еще не умеет контролировать себя, поэтому запросто может ударить того, кто пытается отнять игрушку. Если отстоять свои права силой не получается, дети не на шутку обижаются и плачут. Многие чувствительные мамы беспокоятся, не вырастет ли их чадо хулиганом, когда видят, насколько бесцеремонно ребенок обращается с другими детьми. Но не стоит забывать, что в возрасте 1,5-3 лет малыши просто еще не привыкли обращать внимание на чувства окружающих. Дети эгоистичны и легко могут полезть в драку, если им кажется, что кто-то ущемляет их права.

Как же быть, если ребенок плохо ладит со сверстниками и постоянно конфликтует с ними? Каждый раз наказывать его, конечно, не стоит. Когда ребенок ведет себя агрессивно, лучше попытаться отвлечь его или отвести в сторону и спокойно сказать, что так поступать нельзя. Если это не помогло, и карапуз продолжает приставать к другим ребятишкам, мешая им играть, можно перевести его в компанию детей постарше. Те, во-первых, более уступчивы, во-вторых, уже могут постоять за себя. К тому же, они обычно охотно общаются с малышами и готовы отвечать на все их бесконечные «почему», ведь, объясняя что-то, дети чувствуют себя взрослее. Им приятно показывать свой авторитет.

Бывает, что агрессивный ребенок в компании выбирает себе другого малыша в качестве жертвы и начинает прямо-таки третировать его. В этом случае лучше позаботиться о том, чтобы эти дети какое-то время поиграли отдельно друг от друга, или вообще увести маленького забияку куда-нибудь в другое место.

В 2-3 года ребенок еще не может контролировать свои внезапные вспышки гнева, поэтому не стоит слишком сильно ругать или стыдить его за проявления агрессии. Малыш пока не понимает, что поступает плохо. Если мама или папа строго отчитали его, он может почувствовать себя одиноким и незаслуженно обиженным, а свое плохое настроение снова будет вымещать на других детях. Только повзрослев, ребенок научится щедрости и мягкости, ему станет нравиться общество сверстников и совместные игры. Обычно это приходит позже, в 3-4 года. Но если и в этом возрасте мальчик или девочка продолжают драться и обижать других детей, стоит сходить к психологу. Только он сможет отличить проявление естественной детской агрессивности от отклонений в психическом развитии.

Отдельно нужно сказать о «военных» играх и любви маленьких детей, особенно мальчиков, к игрушечному оружию. Обычно такой интерес появляется в трехлетнем возрасте. Большинство специалистов по детской психологии считают, что такие игры даже полезны, потому что они дают выход энергии и являются своего рода «громоотводом» для агрессивности. Но проблема в том, что дети часто не видят границы между игрой и реальностью, и то, что началось как безобидная забава, может превратиться в конфликт. Поэтому родители должны все же контролировать поведение детей и удерживать их, когда игра начинает становиться жестокой. Прямые запреты, конечно, вряд ли помогут, лучше постараться отвлечь ребенка на что-нибудь другое.

У детской агрессивности есть и еще одна плохая сторона: часто ребенок так возбуждается во время игр, что и дома не может успокоиться и засыпает с трудом. Лучше, конечно, если шумные и активные развлечения приходятся на утро или начало второй половины дня. Тогда обилие впечатлений не помешает ребенку заснуть вечером.

Общение с другими детьми 

Всегда интересно наблюдать за реакцией ребенка, когда в один прекрасный момент он обнаруживает, что в мире есть не только взрослые, но и другие дети. Когда малыш достаточно окреп для долгих прогулок, можно зайти с ним на детскую площадку или школьный двор. Пусть ребенок привыкает к «обществу». В играх детей постарше он еще, конечно, не сможет участвовать, но будет с большим интересом наблюдать за ними. Если поставить коляску рядом с горкой или песочницей, мама тоже сможет порадоваться, глядя, какое удовольствие малышу доставляет смотреть, как развлекаются другие дети. Потом ему будет гораздо легче войти в компанию сверстников и чувствовать себя в ней комфортно. Но если до 2-3 лет ребенок воспитывался в одиночестве, без контакта с другими детьми, то ему будет сложнее найти с ними общий язык. Иногда на это уходят месяцы.

Как же помочь малышу стать более общительным? Во-первых, нужно дождаться определенного возраста - после 2 лет дети становятся менее подвижными, зато начинают больше стремиться к общению. Во-вторых, родители должны готовить ребенка к контакту со сверстниками. Для этого можно водить малыша в детские парки, посещать праздники, дни рождения других детей. Коллектив просто необходим ребенку для того, чтобы он нормально развивался в психологическом отношении.

Родителям стоит понаблюдать за тем, как их малыш общается с другими детьми. Некоторые ребятишки очень застенчивы, и это может потом помешать им найти себя в жизни и самореализоваться. Причиной застенчивости могут быть и особенности воспитания, и наследственность. Сложно сказать, что играет большую роль. Стеснительными часто бывают дети, которые редко общаются с другими. Если ребенок до 1,5-2 лет воспитывался только дома, без контакта со сверстниками, он часто позволяет более активным детям «верховодить» и помыкать собой. Он безропотно отдает им свои игрушки, а если его кто-то обижает, то бежит искать защиты у мамы, громко плача. Такая мягкотелость, конечно, не может не беспокоить родителей. Но надо сказать, что малыш так беспомощен просто потому, что у него еще нет опыта общения с другими детьми. Ему предстоит научиться отстаивать свои права, а на это нужно время. Важно и поведение мамы. Если она слишком жалеет ребенка и открыто вступается за него, это вряд ли поможет малышу преодолеть стеснительность. Нужно, наоборот, поощрять самостоятельность. Например, если карапуз прибежал и жалуется на то, что кто-то отнял у него игрушку, не нужно вместе с ним идти к обидчику и наводить порядок. Будет гораздо лучше, если он сам пойдет и заберет свою игрушку. Все же, некоторым малышам бывает трудно преодолеть застенчивость, и если мама видит, что в компании играющих детей появился агрессивный ребенок, который обижает и запугивает остальных, лучше увести оттуда своего сына или дочку и пойти играть куда-нибудь в другое место. Если малыш и после 3 лет остается застенчивым, возможно, стоит посоветоваться с детским психологом.

Незнакомые взрослые 

Родителей не должно удивлять то, что в возрасте от года до трех лет дети очень недоверчиво относятся к незнакомым взрослым. С одной стороны, ребенка интересует неизвестное, но с другой - он не знает, чего можно ожидать от человека, которого он видит впервые. К маме, папе, дедушкам и бабушкам малыш уже, конечно, давно привык, но вот незнакомые люди его еще пугают. Потребуется время, чтобы малыш научился спокойно относиться к ним.

Человека, который приходит в гости в семью, где есть маленький ребенок, нужно заранее предупредить о том, как себя следует вести. Громкие восторженные возгласы и сюсюканье вроде «ух ты, мой маленький» одинаково могут напугать ребенка. Нельзя, войдя в комнату, сразу кидаться к нему и стараться взять на руки. Сначала малыш будет присматриваться к гостю и держаться от него на приличном расстоянии. Нужно дать ребенку возможность привыкнуть к новому человеку. Увидев, что бояться нечего, карапуз сам захочет познакомиться с гостем поближе.

Конечно, бывают впечатлительные, пугливые дети, которые и в три, и в четыре года продолжают бояться незнакомых взрослых, что порой сильно беспокоит родителей. Мамы и папы волнуются и спрашивают себя: «А не останется ли наш ребенок таким трусишкой на всю жизнь?» На самом деле, в большинстве случаев беспокоиться не о чем. Период недоверчивого отношения к незнакомцам обычно рано или поздно заканчивается. Многое зависит от характера ребенка, от обстановки в семье и от поведения самих родителей. Никогда нельзя силой подтаскивать малыша к человеку, которого он боится. Ругая или упрекая ребенка в трусости, родители тоже ничего не добьются. Лучше поступать по-другому. Нужно чаще гулять с ребенком по оживленным улицам: пусть он привыкает к тому, что вокруг много незнакомых людей. Конечно, первое время карапуз будет жаться к маме или папе, хвататься за них, но потом осмелеет и станет вести себя спокойнее. Родители должны всеми силами поощрять самостоятельность ребенка, радоваться тому, что он становится взрослее. Если друзья или знакомые старших членов семьи будут чаще приходить в гости, скоро малыш к ним привыкнет. Сложно сказать, в каком возрасте подозрительность и боязнь неизвестного исчезнут полностью. У одних детей этот период продолжается несколько лет, а у других проходит довольно быстро, и тогда возникает противоположная проблема. Родителям приходится объяснять ребенку, что не нужно слишком доверять незнакомым взрослым, особенно на улице.

Зеркало 

Становясь взрослее, ребенок проявляет все большую самостоятельность и все больше интересуется окружающей обстановкой. Если малышу уже исполнился год или полтора, и у него есть своя комната, то в ней не помешает повесить небольшое зеркало. Оно не должно находиться высоко от пола, чтобы малыш мог в любое время свободно подойти и посмотреть на себя. Маленькие дети постоянно сравнивают себя с взрослыми, ищут сходства и различия. Глядя на себя в зеркало, малыш сможет легче разобраться в этом. Очень важен и воспитательный аспект: малыш, возможно, будет опрятнее и станет более внимательно относиться к своему внешнему виду, например, если мама после еды подведет его к зеркалу и покажет, как он испачкался. Конечно, не нужно высмеивать ребенка за неаккуратность, лучше обратить все в шутку и как бы между делом рассказать ему о том, как важно соблюдать чистоту.

Нельзя не сказать и о важности зеркала с психологической точки зрения. Малыши далеко не сразу понимают, что видят там свое отражение. Это же, кстати, касается и фотографий: дети в возрасте до полутора-двух лет не узнают на них себя. Малыш долгое время не представляет, как он выглядит со стороны, и поэтому не узнает себя в зеркале. Для психического становления личности очень важен момент, когда ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, осознавать свое «Я». И зеркало помогает ему в этом.

Позже, в 2-3 года, когда малыш будет учиться причесываться и умываться сам, в ванной комнате можно повесить отдельное зеркальце на небольшой высоте от пола, чтобы ребенку было удобно в него смотреться. Если места для этого не хватает, например, мешает раковина, то нужно сделать небольшую скамеечку, которая должна быть устойчивой и безопасной. Ребенок, встав на нее, сможет заглянуть в большое зеркало. Пусть привыкает приводить себя в порядок: умываться, чистить зубы и причесываться, глядя в зеркало. Приучившись к этому в раннем возрасте, дети и потом будут стремиться выглядеть чистыми и опрятными. Можно без преувеличения сказать, что зеркало помогает прививать навыки гигиены.

Кошмары 

Часто мамы и папы маленьких детей сталкиваются с такой ситуацией: малыш ложится вечером спать, но среди ночи вдруг просыпается с криком. Взволнованные родители подходят к детской кроватке и видят плачущего, испуганного ребенка, которому приснился кошмар.

Все дело в том, что для малыша еще не существует четкой границы между сном и явью. Кошмар кажется ему реальностью и сильно пугает. Страшные сны часто снятся детям во время болезни, когда у них высокая температура. После выздоровления кошмары обычно перестают мучить малышей. Но бывает, что страшные сны приходят и к здоровым детям. Психологи и врачи, считают, что в возрасте 2-3 лет, это вполне обычное явление. Причины появления кошмаров у детей еще мало изучены, но понятно, что это не болезнь и не отклонение в психическом развитии. Ученые говорят, что нечто страшное и пугающее начинает сниться при переходе от глубокого сна к «быстрому», а эти фазы сменяют друг друга несколько раз за ночь. Кошмар может продолжаться от 5 до 15 минут, после чего малыш с криком просыпается. Некоторые дети бывают настолько испуганы и возбуждены, что даже не позволяют родителям дотронуться до себя и долго не успокаиваются, несмотря на все уговоры. Кошмары могут случаться один-два раза в месяц, но несколько ночей подряд или несколько раз за ночь это бывает редко. Поэтому, если ребенка удается успокоить и снова уложить в кроватку, он обычно, не просыпаясь, спит до самого утра.

Если малютке часто снятся страшные сны, родителям стоит присмотреться к обстановке в семье. Может быть, мама и папа часто ссорятся. Может быть, малыш целыми днями предоставлен сам себе и смотрит по телевизору все подряд. Никогда не нужно рассказывать возбудимым и впечатлительным детям страшные истории на ночь или позволять смотреть передачи или фильмы, которые не подходят им по возрасту. Неправильно поступают и родители, по старинке запугивающие малыша, чтобы он лучше слушался. Ведь и Баба-Яга, и Бабай, и другие страшные сказочные персонажи для ребенка 2-3 лет вполне реальные существа. У детей живое воображение, и если им по несколько раз в день говорить, что непослушных ребят забирает, например, Баба-Яга, то малыши скоро начинают верить в нее и бояться. Нервные нагрузки и отрицательные впечатления дети переносят очень тяжело, и задача родителей - помочь ребенку справиться с ними, преодолеть их.

Когда малыш проснулся среди ночи и кричит от страха, нужно подойти к нему, приласкать и успокоить. Можно попросить ребенка рассказать, что ему приснилось. Выговорившись, дети часто освобождаются от страха и чувствуют себя лучше. Маме лучше сесть рядом с кроваткой и подождать, пока малыш заснет. Воспитать в ребенке уверенность и отучить его бояться кошмарных снов можно, если чаще читать или рассказывать ему сказки. Он будет стремиться стать похожим на смелых и добрых героев, слушая, как они преодолевают любые опасности и преграды.

Боязнь темноты

Часто маленькие дети испытывают страх перед темнотой. Они боятся входить в неосвещенную комнату, отказываются ложиться спать, даже если им этого хочется. Обычно это происходит, потому что в 2-3 года у ребенка все больше развивается воображение. Услышав страшную сказку или увидев что-то по телевизору, малыш тут же переносит все на реальный мир, и в темной комнате ему мерещатся чудовища, он вздрагивает от каждого шороха.

Как же научить ребенка не бояться темноты? Ведь если он уже спит один в комнате, то страх помешает ему вставать ночью на горшок. Малыш будет постоянно звать родителей и не давать им спать.

Бороться с боязнью темноты нужно не только словами, но и поступками. Родители должны не просто объяснить малышу, что его ночные страхи напрасны, но и наглядно показать, что в темноте нет ничего страшного. Можно вместе с малышом пройтись вечером по дому, держа его за руку и успокаивая. Надо показать ребенку, что пугающую тень отбрасывает самое обычное кресло или его любимый плюшевый мишка. Смеяться над страхами малыша ни в коем случае нельзя, нужно, наоборот, проявить внимание и терпение. Споры тоже вряд ли помогут. Если видно, что малышу хочется поговорить о том, чего он боится, нужно, конечно, дать ему высказаться и выразить свои страхи. Хорошо, если мама или папа, выслушав малыша, успокоят его и уверенно скажут, что ничего плохого в темноте случиться не может. Авторитет родителей, подкрепленный лаской, лучше всего поможет побороть страх.

Боязнь темноты, конечно, не пройдет за один день. Ребенку нужно помочь. Например, если он просит оставить открытой дверь в комнату, отказывать не стоит. Можно включить ночник и оставить его гореть на всю ночь. Это удобно еще и тем, что малышу будет легче найти горшок, если он понадобится. Но вот позволять ребенку спать в кровати родителей нельзя. Бывает, что, проснувшись ночью, малыши с плачем бегут в комнату, где спят мама и папа, и ищут у них защиты от ночных страхов. Не нужно приучать ребенка к тому, что родительская постель - это самое безопасное место в доме, ведь, привыкнув, карапуз будет залезать туда все чаще и станет еще более пугливым и нервным. Побороть чувство жалости бывает нелегко, но мама или папа все же должны успокоить малыша, вернуться с ним в его комнату и снова уложить его в кроватку. Лучше всего посидеть рядом до тех пор, пока ребенок не заснет.

Страхи малыша

Когда ребенок осваивает окружающий мир, он встречает много неизвестного и необычного. Непонятные вещи и явления, конечно, пугают малыша. В этом и кроется причина многих детских страхов, которые появляются у них в возрасте от года до трех лет.

Чего же может бояться малыш? Например, предметов, которые издают громкие звуки. Почти в каждом доме таких довольно много - пылесос, электрическая мясорубка или кофемолка, миксер, электробритва. Все они жужжат, гудят или стучат, и это часто пугает маленьких детей. Малыши не могут понять, зачем такие страшные вещи нужны и зачем мама или папа прикасаются к ним, берут их в руки. Как же быть, когда ребенок очень боится, например, пылесоса? Если есть возможность, лучше просто пользоваться этим прибором реже. Совсем отказаться от уборки с помощью пылесоса вряд ли получится, но это можно делать, например, когда малыш на прогулке. Есть еще выход: увести ребенка в другую комнату, дать ему игрушки, или пусть с ним посидит, например, папа, а в это время, закрыв дверь, включить пылесос. Находясь далеко от этого прибора, малыш вряд ли будет бояться, даже если услышит шум. Но вот чего ни в коем случае нельзя делать, так это силой подтаскивать ребенка к работающему, гудящему пылесосу, чтобы доказать, что ничего ужасного в нем нет. Искоренить страх таким образом не получится. Малыш будет плакать и бояться еще больше, а пережитая им психологическая травма, пусть даже не очень серьезная, может еще сказаться потом. Это же касается и других подобных страхов. Родители должны раз и навсегда запомнить, что нельзя заставить ребенка перестать бояться чего-то. Скорее всего, с возрастом страх исчезнет сам. Можно попытаться в спокойной обстановке объяснить малышу, что предмет, которого он боится, самый обычный, и ничего страшного в нем нет. Не факт, что объяснения помогут, но попробовать стоит.

Бывает, что в год или полтора у детей появляется страх перед купанием. Психологи связывают это с неприятными впечатлениями, которые появляются у ребенка, например, если ему щиплет глаза мыльная пена или попадает в рот вода. В таком случае нельзя заставлять малыша купаться и силой сажать его в ванночку. Можно попробовать уговорить испуганного карапуза, сказав, что неприятность больше не будет повторяться. Иногда помогает смена обстановки. Например, если раньше малыша обычно мыли в ванной комнате, то теперь можно поставить детскую ванночку в кухне, включить спокойную музыку. Если ребенок продолжает бояться, лучше наливать в ванночку меньше воды или вообще заменить купание обтиранием влажной губкой. Малыш ведет себя спокойнее, если во время мытья мама ласково разговаривает с ним или дает ему заняться какой-нибудь игрушкой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия правильного воспитания детей в семье

Семья- это возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга мораль...

Самое правильное воспитание детей

Вы знаете, как самка выбирает себе отца для своих орлят? Она делает такую интересную вещь. С дерева или куста она отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточ...

Цикл памяток и советов "О правильном воспитании детей"

Цикл памяток и советов "О правильном воспитании детей"...

Рекомендации для родителей и воспитателей, содержащие советы по подготовке детей к школе с учетом типа темперамента ребенка.

Рекомендации для родителей и воспитателей, содержащие советы по подготовке детей к школе с учетом типа темперамента ребенка....

Консультация «Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента»

Консультация для родителей: "Особенности огранизации обучения детей дошольного возраста с разными типами темперамента"....

Консультация для родителей "Балованные дети. Правильное воспитание детей"

Любовь к ребёнку — обязательное условие семейного счастья и полноценного воспитания малыша. Но иногда родители излишне балуют своё чадо подарками, вниманием и потаканием его капризам. Балованные...