Влияние сказки на становление личности ребенка.
статья по теме

Болотина Любовь Владимировна

Данная статья адресована как родителям, так и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_skazki_na_stanovlenie_lichnosti_rebenka.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние сказки на становление личности ребенка.

Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения, наилучшим способом морально-нравственного ориентирования является именно чтение сказок.

Чтение вслух родителем улучшает слуховое восприятие ребенка.  При этом звуковая информация преобразуется в наглядно-образную, тем самым улучшая умение ребенка фантазировать. Мир малыша довольно ограничен: он включает в себя небольшой круг родных людей и некоторые места, а благодаря сказкам ребенок узнает, что существуют и лешие, и Баба-Яга, и говорящие лесные звери. Таким образом, познавательный мир ребенка постепенно расширяется, а так как каждый герой в сказке имеет свой характер и совершает определенные действия, несущие в себе нравственный оттенок, ребенок постепенно научается ориентироваться в полюсах «хорошо-плохо».

Благодаря сказкам процесс становления личности становится контролируемым. Родитель должен серьезно подойти к выбору сказки: следует учитывать возраст и особенности характера ребенка. Для двухлетнего малыша «Мальчик с пальчик» может оказаться сложным для восприятия, а, например, сюжет о сестрице Аленушке и братце Иванушке, который ослушался и выпил воду из копытца, окажет воспитательное воздействие – нужно слушаться старших. Причем данное воздействие будет не прямым, а косвенным – ребенок сам поймет, что герой поступил плохо, и это повлекло за собой неприятные последствия.

Сюжеты и характеры сказок довольно разнообразны, и их воздействие на формирование личности нужно рассмотреть отдельно.

Бытовые сказки. Они несут в себе информацию о том, что весь мир вокруг нас – живой. Все предметы обладают характером, умеют говорить и совершать определенные действия. Это такие сказки, как «Мойдодыр», «Федорино горе» и т.д. В данных двух сказках предметы быта учат ребенка чистоплотности и уважению к, казалось бы, самым привычным и простым вещам. А если рассказать ребенку, что в его отсутствие или ночью игрушки оживают, он научится более бережно к ним относиться и убирать их по местам. Также бытовые сказки учат ребенка хитростям и умениям, которые могут пригодиться в повседневной жизни и преодолевать некоторые трудности («Три поросенка», а также «Была у зайца избушка лубяная, а у лисы – ледяная»).

Сказки о животных. Многие специалисты считают, что маленькие дети идентифицируют себя с животными, и поэтому сказки о зверях наилучшим образом передают жизненный опыт. Помимо этого, животные придают сказке более яркую эмоциональную окраску, и для ребенка они интересней. Поэтому, при выборе сказки очень важно учитывать, какой характер имеют животные и какую морально-нравственную направленность сказка имеет в целом.

Волшебные сказки обладают более сложным сюжетом, где судьбы героев переплетены и напрямую зависят от их действий. Каждый герой выполняет определенную задачу, зачастую имея при этом конкретную цель. В характерах героев ребенок видит разнообразие видов отношения к миру и другим субъектам. При этом он в состоянии оценить правильность-неправильность поведения героев. Безусловно, такие сказки предназначены для детей более старшего возраста. Примерами могут служить такие сказки как «Золушка», «Морозко».

Страшные сказки. Такие сказки имеют психотерапевтическое действие. Например, в их сюжете может быть сквозной мысль о том, что темнота не таит в себе опасности, а самые страшные звери дружелюбны. Однако зачастую в таких сказках герои не проявляют в достаточной мере свой характер. В них происходит столкновение добра и зла, и ребенок будет отождествлять себя с силами добра, принимая на себя часть переживаний.

Таким образом, влияние сказки на становление личности ребенка велико. Благодаря тому, что через психоэмоциональное восприятие ребенок учится давать оценку действиям героев, формируется морально-нравственная составляющая его характера. Так, через чтение правильно выбранных сказок родитель может мягко воздействовать на психику и характер ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями "Влияние семьи на становление личности ребенка"

«Каждой семье – педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющ...

Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Роль сказки в жизни ребенка очень значительна. В статье рассказывается о влиянии сказки на личность ребенка. ...

Консультация: " Влияние сказки на развитие личности ребенка."

Чтобы понять, как сказка действует на малыша, нужно разбираться в миханизме ее влияния....

Консультация для родителей «Особенности влияния семьи на становление личности ребенка»

Cемья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об ува...

Влияние семьи на становление личности ребенка

Статья "Влияние семьи на становление личности ребенка."...

Рекомендации для родителей на тему: "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания"

Консультация на тему "Особенности влияния семьи на становление личности ребенка. Стили семейного воспитания."...