Консультации для родителей
консультация на тему

БУЛИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
  • Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика»
  •       Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Артикуляционная гимнастика»

Картинки по запросу артикуляционная гимнастика

Грамотная, чистая, четкая и ритмичная речь — это не дар природы, она  приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Грамотное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата, а выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

В распечатке рекомендаций, которые вложены каждому ребенку в его индивидуальную папку, представлены основные упражнения с четким описанием их выполнения. Именно овладев такой гимнастикой, можно помочь детям научиться  норме произношения звуков родного языка. Совершенно не случайно каждое упражнение  имеет свое название — на занятиях логопед читает короткий стих, показывает картинку или игрушку, соответствующие названию упражнения, а игровая форма преподношения этого материала наиболее близко приспособлена к психологическим возможностям дошкольников.

Опыт логопедов говорит о том, что без выполнения артикуляционных упражнений невозможна полноценная постановка звуков, тем более, что у подавляющего числа детей неврологом признано наличие дизартрии, о которой мы расскажем в следующий раз.

В детском саду артикуляционная гимнастика проводится учителем-логопедом на подгрупповых и индивидуальных занятиях в коррекционный час, во второй половине дня результат закрепляется воспитателем, а уже дома вечером — родителями, если они заинтересованы в скорейшем овладении ребенком правильного звукопроизношения.

При отборе материала соблюдается определенная последовательность — сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц, затем они постепенно заменяются теми упражнениями, которые являются базой для произношения того или иного звука. Далее отрабатываются  четкие артикуляционные уклады, и уже потом используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка).

Необходимо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций потребует длительной и систематической работы, одни упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, а другие за несколько месяцев, такие, например, как «Чашечка»,, «Гармошка», «Мостик» и др. Порой выработка определенного уклада языка требует сотни повторений, поэтому наивно рассчитывать, что гимнастические упражнения будут освоены ребенком за одно-два занятия, и поначалу ребенок может вовсе отказываться выполнять упражнения именно потому, что они у него плохо получаются. В этом случае не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что у него что-то не получается, а нужно его подбодрить, похвалить за успехи, может быть вернуться к более простому материалу, напомнить ребенку, что когда-то и оно не получалось.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к выполнению артикуляционных упражнений, как самая эффективная  ему предлагается игровая форма занятий, например сообщаем ему, что в гости пришла обезьянка, и мы просим ребенка изобразить как она вытягивает губы, набивает рот, когда ест банан, смеется, делает ужимки (гримасы) и т. д. Можно предложить ребенку изображать звуки игры на барабане, забивания гвоздиков, включения соковыжималки и т. п. Дома можете попросить ребенка поиграть с его любимыми игрушками в роли логопеда, который показывает им как нужно правильно выполнять артикуляционные упражнения.

Важно помнить:

˗ проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, только так вырабатываемые навыки будут закрепляться и становиться прочными.

˗ работа над развитием артикуляционной моторики проводятся не более 5-10 минут, каждое упражнение повторяется 5-10 раз с небольшими паузами.

˗ артикуляционную гимнастику начинайте выполнять перед зеркалом, а освоив упражнение от зеркала можно отказаться.

˗ выполняются упражнения сидя, спина прямая, ребенок расслаблен, руки и ноги в свободном положении.

˗ некоторые упражнения следует проводить под счет, например «Качели», «Часики», чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных и характерных положений губ и языка.

Упражнения можно выполнять каскадом, последовательно, например: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот. поднимает кончик языка за верхний ряд зубов, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук «т-т-т...», затем делает губами «окошечко», приоткрывает рот, превращая язычок в «чашечку», выдувает струю теплого воздуха на ладошку — звук «ш-ш-ш...»

Уважаемые родители! Вам будет полезно набраться терпения и выдержки, быть доброжелательными, помнить, что артикуляционная гимнастика — это трудная работа и для вас, и для вашего ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах, помогут быстрее овладеть тем или иным упражнением, а значит — быстрее овладеть грамотной, чистой, четкой и ритмичной речью.

Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

                                                              D:\Пользователь\Desktop\logopediya.jpg

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится первый период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?

Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

Существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

- задания должны быть прочитаны ребенку;

- все задания выполняются до конца.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

«Артикуляционная гимнастика».

Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование грамотной, выразительной речи;

- обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;

- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

- индивидуальный подход к ребенку;

- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...