Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Губаева Любовь Леонидовна

консультация для родителей, что должен знать и  уметь ребенок  к концу года в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_dolzhny_znpt.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Готовность ребенка к школе»

      Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. 

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то в школе это учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Слайд  № 1

                  Готовность к школе

1 Физическая готовность

2 Психологическая готовность:

  • Мотивационная готовность
  • Эмоционально-волевая готовность
  • Личностная и социальная готовность
  • Интеллектуальная готовность

3 Познавательная готовность

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения).

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов).

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее: - ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно                      выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Физкультура

  • Упражнения в ходьбе:  ходьба на носочках, на пятках, на наружных сторонах стоп, приставным шагом, высоко поднимая колени,  по прямой по кругу, по периметру комнаты, змейкой, обходя предметы
  • Упражнения в беге:   убегать, догонять, бег по прямой, по кругу, по по периметру комнаты, змейкой, между предметами
  • Упражнения в прыжках:  прыжки на месте на 2-х ногах, с продвижением вперед, с поворотом, на одной ноге, перепрыгивание предметов, прыжки в высоту 40 см
  •  Упражнения с элементами ползания и лазания: ползание                                                                           на четвереньках, подполазание под предметы и перелезание  через предметы, лазанье по гимнастической стенке
  • Упражнения с мячом: катание мяча, бросание и ловля мяча, перебрасывание мяча через препятствие, отбивание мяча о землю

Математика

  • уметь считать от 0 до 20 и обратно
  • уметь пересчитывать предметы  до 10
  • уметь соотносить количество предметов с цифрой
  • уметь сравнивать количество предметов используя слова   «больше-меньше-поровну»
  • уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
  • уметь делить предмет на две, три, четыре равные части....
  • уметь писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
  • уметь соотносить понятия один, много
  • уметь пользоваться количественными (один, два, три) и порядковыми (первый, второй..) числительными
  • уметь называть предыдущее и последующие числа ( соседи числа)
  • понимать значение математических знаков =, -, +, > , <
  • уметь решать примеры +1 (2), -1 (2)
  • уметь решать простейшие математические задачи
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, оперировать понятиями выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу и т.д.
  • различать геометрические фигуры: точка, угол, прямая, ломанная, луч, круг, овал,  треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и т.д.
  • различать цвета предметов
  • знать состав числа первого десятка

Память, логика, внимание

  • выполнять задание, не отвлекаясь в течение 25 – 30 минут
  • находить между предметами или картинками 10-15 отличий
  • находить одинаковые предметы из ряда подобных
  • решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
  • находить лишний предмет в группе и объяснять свой выбор;
  • добавлять в группу недостающие предметы; группировать предметы по признаку и называть его;
  • восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности....
  • складывать разрезные картинки
  • запоминать 8-10 картинок в течение 1 минуты
  • запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений
  • воспринимать и воспроизводить ритмы              
  • рассказывать  наизусть несколько стихотворений

Обучение грамоте, развитие речи

  • правильно произносить все звуки русского языка, внятно говорить
  • повторять за взрослыми звуки, слова, предложения
  • различать гласные и согласные звуки
  • понимать разницу между звуком и буквой
  • выделять первый звук в слове и уметь подбирать слова на заданную букву(звук)
  • уметь делить слова на слоги
  • определять на слух мягкость и твердость звука в словах
  • слышать звук  в начале, середине и конце слова
  • определять, на какой слог падает ударение.
  • определять количество звуков и букв в слове
  • понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спрашивать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения
  • понимать значение предлогов
  • уметь согласовать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице
  • уметь описывать предметы
  • уметь подбирать противоположности (утро – ночь)
  • уметь пересказывать сказки
  • уметь составлять рассказы по картинкам
  • определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.

Окружающий мир

  • называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, где работают, кем
  • название своего родного города, столицы, Родины, знать свой домашний адрес, телефон
  • последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев, сколько месяцев в году, дней в месяце, ориентироваться во времени
  • отличать животных, птиц, насекомых
  • отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников
  • знать и называть все явления природы
  • знать о сезонных изменениях в природе
  • знать основные виды деревьев, цветов, животных
  • различать домашних и диких животных
  • уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов
  • знать праздники
  • уметь рассказать, чем он любит заниматься
  • самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»...
  • знать понятия «право-лево»;
  • знать основные цвета;
  • названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки

Художественно-эстетическое воспиание

  • Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства произведений  искусства.  

В рисовании

  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
  • Использовать в рисовании разные материалы и способы создания произведения

В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, и движения
  •  создавать сюжетные композиции из 2-4 и более изображений
  • Выполнять декоративные композиции способам налепа и рельефа
  • Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства

В аппликации

  • Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания
  • Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Моторика

  • правильно держать ручку и карандаш в руке;
  • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
  • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
  • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного           рисунка;
  • копировать с образца геометрические фигуры;
  • уметь продолжить штриховку рисунка;
  • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры. ..
  • строить  из конструктора по образцу любую фигуру.
  • складывать из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т.д.)
  • вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
  • выполнять аппликации на бумаге как самостоятельно, так и по образцу.
  • складывать пазлы без посторонней помощи.
  • регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направления движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • располагать изображение на всем листе, на одной линии, на широкой полосе.