Консультация для родителей "Готовность Вашего ребенка к школе".
консультация (подготовительная группа)

Попова Татьяна Сергеевна

В данной консультации даны критерии знаний и умений для детей шести-семи лет, т.е. будущих первоклассников. Автор статьи рассказывает о физиологических, психологических и познавательных составляющих готовности ребенка к школе. Также даются рекомендации - как подготовить руку ребенка к письму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность Вашего ребенка к школе.

Вот и пришла Весна, скоро Ваши дети отправятся в школу. Начинаем готовиться к школе уже сегодня. В детском саду заниматься с детьми мы, воспитатели, начинали уже с младшего дошкольного возраста. Для развития детей на протяжении четырех лет ежедневно проводились специальные занятия по 5 сферам образовательной деятельности. Не меньшую роль в их развитии играла и играет самостоятельная деятельность: игры, труд, общение со взрослыми и сверстниками.

В детских садах  дети регулярно получают навыки счета, осваивают основы грамоты (звуковой анализ слова, деление на слоги, определение состава предложения и пр.), развивается их мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети осваивают духовно-нравственные понятия, прививается их любовь к труду, способность помогать.

Ребята, которые не ходят в детский сад, сложнее адаптируются к роли школьника, им труднее входить в режим школьной жизни, как правило, и болеют они чаще и в детском коллективе им сложнее.

Готовность к школе условно можно разделить на:

  • физиологическую,
  • психологическую
  • познавательную.

Все это должно гармонично сочетаться в будущих учениках. Если что-то развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе.

В первую очередь ребенок должен быть готов к обучению в школе физически: состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движения. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка, важность мытья рук, соблюдения чистоты в помещении и т.д.  Ребенок должен хорошо знать, в какой руке и как нужно держать ручку.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект  включает в себя интеллектуальную готовность, личностно-социальную, а также эмоционально-волевую.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает, что:

- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;

– он доложен ориентироваться в пространстве, например, знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

– ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

– должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностно-социальная готовность подразумевает следующее:

– ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

– нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

– толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

– понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;

– наличие интереса к учению и получению новых знаний;

– способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

– усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Познавательная готовность ребенка к школе.

Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Вот ряд критериев знаний и умений ребенка подготовительной к школе группы:

  • Внимание.

Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

  • Математическое развитие

Цифры от 0 до 20.

Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 20 до 1.

Арифметические знаки: «+ », «-», «=», «больше», «меньше».

Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

  • Память.

Запоминание 10-12 картинок.

Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

Пересказ  текста из 4-5 предложений.

  • Мышление.

Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

Складывать пазлы без помощи взрослого.

Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

  • Мелкая моторика.

Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

Выполнять аппликации.

  • Речь.

Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

Понимать и объяснять смысл пословиц.

Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

Различать в словах буквы и звуки.

  • Знания об окружающем мире.

Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАТРЕНИРОВАТЬ РУКУ К ПИСЬМУ?

     Чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом у него должна быть развита мелкая моторика. Давайте детям чаще в руки ножницы, следите, чтобы они вырезали не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка. Учите вместе с ребенком пальчиковые гимнастики, делайте массаж ладошек и пальцев. Тренируйте руку дошкольника и с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

Очень важно – научить ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого ничего не должно его отвлекать, рабочее место должно быть хорошо подготовлено всем необходимым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни, постарайтесь сделать его радостным на протяжении дальнейших 9 или 11 лет. Ребенок в любом возрасте будет нуждаться в вашей поддержке. Станьте ему другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник превратится в человека, которым вы сможете гордиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Темперамент Вашего ребенка"

Темперамент ребенка - неотьемлемая часть его личности. Знание особенностей каждого типа темперамента позволит найти родителям общий язык со своим ребенком....

Консультации для родителей "Сон вашего ребенка"

Консультации в родительский уголок "Сон вашего ребенка"...

проверьте готовность вашего ребенка к школе

Советы родителям по подготовке детей к школе....

"Как вы можете определить готовность вашего ребенка к школе"

Дети растут быстро, порой кажется, еще вчера малыш сладко посапывал на маминых руках, а сегодня пришла пора собирать его в школу. Дети по-своему переживают это событие, но еще больше переживают их род...

консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"

консультация для родителей " Безопасность вашего ребенка - в ваших руках"...

Статья"Готовность вашего ребенка к школе"

Как быстро проходит дошкольное детсво,на горизонте новый этап для ребёнка,школьная жизнь.И вот пришло время собирать в школу будущего первоклассника.У многих родителей  поступление в школу вызыва...