Статья на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
статья на тему

Наталья Игоревна Шишкина

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста.

         Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

         Сенсорное развитие ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирования восприятия предметов – чувственного познания отдельных свойств как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий – хватания и манипулирования. Сенсорное развитие в раннем возрасте - заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой. Наиболее оптимальный путь овладения правильным выполнением действий – от практических проб к выполнению действий при помощи зрительного соотнесения. Специально организованные занятия с различными дидактическими материалами, игрушками, строительным материалом является основной формой работы по сенсорному развитию детей в раннем возрасте. Так же сенсорное развитие можно включить во все стороны детской деятельности, такие как развитие движения, игровая деятельность, речевое развитие, изобразительную деятельность, музыкальное воспитание и служит их дальнейшему развитию.

           Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движения руки, а также такие психические функции, как внимание, память, мышление.

           Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

           Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, желтый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь не цвет, форму, величину, звуки и т.п.

         Современные программно – методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания. Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному развитию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей среды ребенка (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному развитию. В дальнейшем проводят занятия с использованием дидактических игр и упражнений со специально разработанными пособиями (дидактические столики, цветные палочка, втулки, решётки,  вкладыши и другие материалы).

           При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и желтый, зеленый и другие цвета. В противном случае ребенок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.

           В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия.

  • Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнения ряда практических действий.
  • Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2лет 3 месяцев и старше.
  • Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из четырех разновидностей.
  • Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава и т.п.), в пятнах разной величины кошку и котенка, медведя и медвежонка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).
  • Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья и т.п.
  • Активно используют «определённые» слова – названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар крыша и др.), цвета (трава, апельсин, помидор и др.). (с 2лет 3месяцев – 2 лет 6 месяцев).
  • Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды и др.).
  • Начинают активно пользоваться общепринятыми словами – названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть желтый, и зеленый предмет) (с 2 лет 9 месяцев – 3 лет).

        Так же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребенка. Нельзя проводить обучение, принуждая ребенка к занятиям. Наилучшим способом заинтересовать ребенка получить информацию об окружающем мире – это игра, так как это основной вид деятельности в детском саду.

        Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с детьми и приобщая их к сенсорной культуре, вы открываете перед ними неограниченные возможности для проявления талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Также надо отметить, что ранняя сенсорика является основой для закрепления у детей навыков поведения в обществе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и пр...

Статья (младший возраст) на тему: "Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста."

Произведения русского  фольклора  начиная с колыбельных песенок, потешек  и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь:...

Статья "Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ"

В статье раскрываются составляющие элементы среды, которые оказывают влияние на эмоциональную атмосферу в детском коллективе....

Статья "Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста"

Эмоции и чувства играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоциональный мир ребенка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Р...

Статья "Особенности познавательного развития детей раннего возраста "

Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа жизни. Педагогам, рабо...