Главные вкладки

    Статья на тему: «Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО»
    статья (младшая группа) на тему

    Говорова Наталья Викторовна

    Развитие детей раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему:

    «Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО»

    В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
    — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
    — экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
    — общение с взрослым;
    — совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
    — самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
    — восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
    — двигательная активность.

    Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста,организуемая деятельность должна быть:
    — событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
    — ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
    — процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

    Деятельность педагога по каждому направлению:
    1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
    К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
    К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
    В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом происходит усвоение способов действий.

    Задачи педагога:
    — развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
    — формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
    — формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

    2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

    Задачи педагога:
    — знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
    — поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
    — побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
    — обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

    3. Общение с взрослым. Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используются вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

    Задачи педагога:
    — способствовать обогащению словаря;
    — формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
    — развивать потребность в речевом общении.

    4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность.Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-ролевые, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

    Задачи педагога:
    — способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
    — обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
    — развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

    5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

    Задачи педагога:
    — формировать элементарные навыки самообслуживания;
    — формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
    — формировать предметные действия;
    — развивать самостоятельность в бытовом поведении.

    6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

    Задачи педагога:
    — формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
    — формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
    — развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

    7. Двигательная активность. Кроме организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

    Задачи педагога:
    — развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
    — содействовать развитию основных движений;
    — создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

    Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
    — включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
    — организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
    — обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация: Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности.

    В презентации кратко раскрываются значение, этапы сенсорного воспитания, ставятся задачи сенсорного развития, приводятся примеры игр на сенсорное развитие для детей раннего возраста....

    Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности.

    Сенсорное воспитание ребенка – это  развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т....

    Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

    Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

    Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

    Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

    Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО

    Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО...