Консультация для родителей "Что прочитать детям о природе?"
консультация (старшая группа) на тему

Порткина Светлана Александровна

Рекомендации родителям по домашнему чтению книг о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigi_o_prirode.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Российский  книжный рынок пестрит красивыми детскими изданиями. Нарядные, с яркими иллюстрациями, они создают волшебный мир знаний, в том числе и знаний о природе. Книга, как и фильм, позволяет  ребенку увидеть и узнать то, что скрыто от него расстоянием и временем.

В детстве все начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью языка. Отображение реальности в художественной форме облегчает ребенку знакомство с действительностью, помогает уточнить и закрепить знания об окружающем мире. Многие интересные особенности поведения и образа жизни животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдений и здесь на помощь приходит художественная литература.

Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека.  Сказка занимает особое место в жизни малыша. Сказка способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, чуткость к чужому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости.

Поэтому большинство сказок составлено на основе образов животных и повествует о природе. Первые сказки для малышей должны быть небольшими по объему, а их содержание должно вызвать положительные эмоции. Действия сказочных персонажей будят воображение малыша. Он с интересом слушает, как катится по лесу веселый колобок, встречая по дороге волка, медведя, лису. В другой сказке звери встречаются возле маленькой рукавички. Ребенок без труда запоминает их первые характеристики:

- Кто- кто – кто, кто в рукавичке живет?

- Мышка – поскребушка, лягушка – попрыгушка, зайчик – побегайчик и т. п.

С волнением  следит малыш за приключениями девочки Маши из сказки «Три медведя». Глаза ребенка полны волнения за девочку, которая спит и не знает об опасности. А сколько искренней радости переживает малыш при благополучном окончании сказки!

Сказка должна иметь счастливый конец и не содержать сцен издевательства над живыми существами, уничтожения их. Малышу и даже ребенку старшего дошкольного возраста трудно понять объективную необходимость убивать животное с целью использования его в пищу, даже если это домашнее животное, специально для этого выращенное. Чрезвычайная чуткость нервной системы ребенка является благоприятной почвой для воспитания сопереживания любому живому существу.

Сцены издевательства над животными, хотя они и представлены в некоторых сказках как возмездие за жестокость самого животного, ранят малыша, а затем постепенно развивают в нем  ожесточенность, равнодушие к страданиям других.  Как же поступает в таких случаях взрослый? Чаще всего  он  старается убедить малыша, что животное заслуживает жестокое наказания и, в конце концов, ребенок произносит: «Так ему и надо, волк злой» (Сказка «Три поросенка»). Но как, же быть? В тех случаях, когда сказку рассказывают ребенку младшего и среднего дошкольного возраста, некоторые слова, а иногда и фразы, абзацы, желательно заменить. Сцену издевательства взрослый может заменить курьезной сценкой. Волк может упасть, промахнуться, оказаться в воде, но все это не должно причинять животному боль, а тем более лишать его жизни. Детям старшего дошкольного возраста можно читать сказку без изменений, ведь через некоторое время они сами научатся читать. Однако после прочтения сказки следует поговорить с ребенком о том, что в сказках много придуманного, нереального. Затем можно попробовать вместе с ребенком придумать другое, менее жесткое наказание животному. Следует рассказать ему об особенностях жизни животного в природных условиях, о том, как оно устраивает жилище, заботится о своих детенышах, добывает пищу, объяснить его значение в природе.

Формирование у детей реалистических представлений о жизни животных в природных условиях необходимо еще и потому, что многим народным сказкам присуще искажение реальности. Например, в сказках медведь, как правило, находясь в спячке, сосет лапу. Еж питается яблоками, которые накалывает на иголки и заготавливает на зиму. В действительности же медведи и ежи в своих зимних логовах не принимают пищи. Кроме того, еж – хищник и яблоками вовсе не питается.

Расширяя круг представлений ребенка о природе, взрослый должен умело подбирать литературу для чтения.

 Множество вопросов возникает у ребят о сути явлений, происходящих в неживой природе. Какими бывают  облака? Как зарождается снег? Что такое иней? Ответы на эти вопросы можно найти в книге  В. Архангельской «Путешествие капли воды».

А сколько удивительного в поведении животных!  Описание некоторых особенностей поведения домашних животных Вы найдете в книгах В.Иванова «Чиль», И.Акимушкина «Это все кошки», А.Бострома «Как кошки ловят рыбу?», Н.Раковский «Веселые чемпионы» и др.

Много интересного о поведении птиц ребят узнают из книг Г. Скребицкого «Лесной голосок», Д.Горлова «Про птиц и зверей», Е Суворовой «Птичьи заботы», Е.Чарушина «В лесу», В. Чаплиной «Случайные встречи», М. Зверева «Лесное бюро погоды», Н. Сладкова «В лесу и на реке», «Птица Чечевица», В. Бианки «Лесные домишки».

После чтения рассказов о птицах предложите ребенку понаблюдать за птицами во дворе дома или по дороге в детский сад. Наблюдая вместе с ребенком за передвижением по земле грачей или воробьев, спросите, почему среди них нет синичек и ласточек. Предложите малышу самостоятельно понаблюдать, куда садятся птицы, как передвигаются. Ощущение радости от первых самостоятельных открытий, несомненно, станет основой для развития познавательного интереса.

С помощью  художественной литературы можно познакомить детей с интересными повадками хорошо знакомых насекомых. О муравьях рассказывают книги Н. Розанова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник», «На зеленой иголке; о бабочках и стрекозах – книги Ф.Льва «Потому что они красивые», И. Стекольникова «Необыкновенный махаон», В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», А. Михайлова «Вот так куколка!», А Фета «Бабочка».

Каждый из нас хотя бы один раз был свидетелем того, когда  дети обрывают листья с деревьев, кустарников, а то и ломают целые ветки. Как показало обследование детей дошкольного возраста, чаще всего так поступают те ребята, которые не имеют четких представлений о значении листьев для жизни растений. В книге Ф. Льва «Для чего деревьям листья?» автор на убедительных  и хорошо иллюстрированных примерах знакомит читателей с разнообразными по строению листьями, их назначением.

Нелегко научиться  ориентироваться в многообразии мира травянистых растений. На страницах книги А.Онегова «На лесной поляне» ребята встретятся с перелеской, ветреницей, медуницей, хохлаткой, ландышем и другими лесными растениями. Небольшие по объему рассказы сопровождаются цветными иллюстрациями, которые дают возможность рассмотреть и запомнить растения.

В настоящее время – время большого потока информации – на книжном рынке появилось огромное количество разнообразных познавательных книг и энциклопедических изданий для дошкольников. Родители не могут быть компетентны во многих областях знания, поэтому справочные книги должны быть в каждом доме. Отвечая на вопросы ребенка, взрослый вместе с ним отыскивает ответы в той или иной книге, рассматривает рисунки схемы, карты.

Заслуживают внимания познавательные книги отечественных авторов: А.Э.Брем «Жизнь животных», В.В. Зотов «Лесная азбука». Интересны книги Т.А.Шарагиной, вышедшие в издательстве «Гном» под рубрикой «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»: «Какие звери живут в лесу?», «Деревья. Какие они?», «Насекомые. Какие они?». Эти книги – недорогие, но емкие по содержанию, ценные в познавательном отношении. Автор сопровождает их своими красивыми и легкими для восприятия стихотворениями.

Также можно рекомендовать серию познавательных книг А.И.Шапиро «Твоя первая научная лаборатория», выпущенную издательством «Мозаика – Синтез». Книги этой серии – настоящие путеводители в удивительный мир науки, в них включены описания занимательных опытов и экспериментов.

Используемая литература:

1.Николаева С.Н.  « Любовь к природе воспитываем с детства» - Москва/ Мозаика- синтез, 2004. С. 91


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Что прочитать детям о природе».

Существует огромное множество книг о природе. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести н...

"Что прочитать детям о природе" (консультация для воспитателей) - 2018 г.

 В детстве все начинается со сказки. Дети любят слушать сказки, рассказы, стихи. Они привлекают малышей интересным, занимательным сюжетом, яркостью образов, простотой и выразительностью яз...

Консультация Что необходимо прочитать ребенку

КНИГИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРОЧИТАТЬ РЕБЕНКУ 6-7 ЛЕТ...

Консультация для родителей "Прочитай мне сказку, мама, или с какими книгами дружить дошколятам"

Домашнее чтение способствует формированию в семье развивающей и доброжелательной среды. Читая вместе, вы стимулируете в ребенке интерес к жизни, даете ему возможность понять и оценить его значимо...

Консультация для родителей «Прочитайте детям о профессиях»

Уважаемые мамы и папы. Дети очень любят слушать выразительное чтениевзрослых. Привлеките детей к чтению и слушанию художественныхпроизведений через познание вашей профессии....