Консультация для родителей "Детская агрессия"
консультация на тему

Белянина Ольга Александровна

Агрессивное поведение на сегодняшний день – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это воспринимается ими, как наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_1.docx12.56 КБ
Файл agressiya.docx26.69 КБ
Файл igry.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Причины возникновения агрессивности:


1.Отвержение(неприятие ребёнка).Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2.Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобенности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3.Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности, инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).
Что же делать?


• Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.
• Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.


Некоторые принципы общения.


1.Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.
2.Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.
3.Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.
4.Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.

5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).
7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.



Предварительный просмотр:

Агрессия у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение на сегодняшний день – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это воспринимается ими, как наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. 

  Можно с уверенностью утверждать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те, или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психолог выясняет в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессивности у ребенка, то почти наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера. О.Хухлаева выделяет следующие виды агрессии:

  • Защитная;
  • Деструктивная (разрушительная);
  • Демонстративная (привлечение к себе внимания).

  Часто на поведение детей влияют модели поведения, которые воспроизводят их родители:

1.   Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку, что приводит к появлению у ребенка защиты или подражания такого типа поведения. Такой ребенок часто конфликтует, дерется на занятиях.

2.   Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания. В этом случае уровень агрессивности у ребенка повышается, что допускает вероятность ответной агрессивности в  старшем возрасте.

3.   Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость. В результате акцентуация поведения, нежелательное поведение закрепляется.

  Так же неожиданные агрессивные реакции могут появляться в периоды возрастных кризисов. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и ребёнок нуждается в помощи.

 Одной из причин появления агрессивных реакций в поведении ребёнка может быть внутренняя неудовлетворенность статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

- широта кругозора;

- позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже – отвергают его, агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется оно тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная  потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничений естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Некоторые педагоги не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении. Они игнорируют то, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они (действия) часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, то есть ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого. 

      Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям.

 При коррекционной работе психолога с ребенком ведется параллельно работа со взрослыми, его окружающими. В зависимости от выявленных причин, со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

- изменение стиля взаимодействия с детьми;

- расширение поведенческого репертуара родителей через развитие их коммуникативных умений.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Причины возникновения агрессивности:


1.Отвержение(неприятие ребёнка).Ребёнок чувствует себя покинутым, незащищённым и поэтому не принимает родительского убеждения, не имеет положительного примера, как себя вести.
2.Сверхтребовательность (чрезмерная критика, наказание за малейшие провинности) – приводит к озлобенности, стремлению делать «исподтишка», формирует чувство неполноценности и ожидание неудач. Агрессия становится способом самоутверждения.
3.Гиперопека (сверхзаботливое отношение) – ребёнок лишается самостоятельности,инфантилен, не может противостоять стрессам, не может постоять за себя, может стать жертвой агрессии и вымещает агрессию на предметах (рвёт книги, ломает вещи, пишет на стенах или мебели).


Что же делать?


• Контролировать ребёнка и одновременно учить его контролировать свою агрессию и выражать свои эмоции приемлемыми способами, не нанося вреда другим.
• Замечать, когда ребёнок ведёт себя неагрессивно и поощрять его за это.


Некоторые принципы общения.


1.Работу по коррекции агрессивного поведения детей следует начинать с Вами, родители. Помните, что ребёнок не может измениться к лучшему, если не произойдут необходимые изменения в семье.


2.Пусть ребёнок в каждый момент чувствует, что Вы его любите, цените и принимаете, что он Вам нужен. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать и пожалеть.


3.Показывайте личный пример эффективного поведения, не допускайте вспышек гнева и нелестных высказываний о других людях.


4.Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения, можно надеяться на улучшение.

5. Формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.


6. Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить её на другие объекты (например, поколотить подушку).


7. Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребёнка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться.

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей

Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».
Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.
Агрессия — это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

 

Рекомендации родителям:

1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.

2. Исключите просмотр агрессивных импортных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.

3. Уделяйте время и внимание своему малышу! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).

Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).

4. Не злоупотребляйте замечаниями. Вместо того, чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.

5. Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими. Пусть это его качество станет вашей совместной работой. Это придаст ребенку чувство уверенности, защищенности, эмоциональной близости и доверия к вам.

6. Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.

7. Пресекайте агрессию, как со стороны своего ребенка, так и со стороны других детей, направленную на вашего малыша.

Если вы видите, что ваш малыш дерется, то наиболее эффективным будет замечание, состоящее из трех частей: приказания прекратить неподобающее поведение («Перестань драться!»), причины, по которой это нужно сделать («Детям больно, когда ты их бьешь»), и альтернативного варианта поведения. Само собой разумеется, что необходимо узнать, какова причина нападения вашего ребенка. Ведь может быть, что он справедливо защищал себя или свою собственность. В таком случае необходимо морально поддержать своего малыша, может быть помочь ему отстоять его интересы, а также объяснить, как можно это делать конструктивным способом.

8. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:

- учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется"

- выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;

- перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства). Здесь в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т.д.

Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

9. Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.

10. Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.

11. Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Там вы сможете освободиться от гнева способами, о которых не будете потом сожалеть. Например, проговорив свой гнев или продышав его.

Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

Психолог        Пушкова О.А



Предварительный просмотр:

Игры для снятия детской агрессии

http://www.mishka.by/sites/mishka.by/files/imagecache/post_images_250x250/aggchild.gif

     Что делать, если ваш ребенок агрессивен? Как быть, если все его игры со сверстниками заканчиваются тем, что он обижает других детей и те больше не хотят с ним играть? Очень просто! Научите своего ребенка выражать свой гнев в приемлемой форме. Разрешайте ему проявлять свою агрессию так, чтобы она не становилась причиной его изоляции. В этом вам помогут специальные игры, которые наверняка придутся по душе вашему маленькому задире и его друзьям.

Помните, что описанные ниже игры должны проводиться под вашим руководством и наблюдением.

Бумажные мячики – дети делятся на 2 команды. Каждый ребенок получает кусок газеты. Команды выстраиваются друг напротив друга, комнату разделяет условная линяя. По вашему сигналу дети начинают комкать газеты в плотные мячики, глядя на противников. По второму сигналу они начинают забрасывать получившиеся мячики на территорию друг друга. Через некоторое время вы даете команду «стоп» и малыши должны прекратить всякую активность. Побеждает та команда, на территории которой будет меньше мячиков. Следите, чтобы во время игры дети не толкались и не заходили на территорию чужой команды.

Если вы не хотите организовывать активные игры ребенка с его сверстниками, то можете поиграть с ним одним:

Упрямая подушка – эта игра хорошо подходит для маленьких каприз и вредин. Подготовьте подушку. Расскажите малышу, что в нее вселились капризы и детские упрямки. Это именно они заставляют его порой вести себя плохо. Предложите ребенку прогнать их. Малыш должен очень сильно бить кулаками в подушку. Ваша задача его подбадривать. Когда ребенок начнет уставать, остановите его и предложите послушать, все ли капризы и упрямки ушли. Если он скажет, что нет, то игра продолжается. Если да, то похвалите его за то, что он смог их прогнать.

 Брыкание - ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара. Чтобы малыш не стеснялся, лучше выполнять это упражнение вместе с ним.

Ураган – сядьте на ковер напротив своего ребенка. Он должен очень сильно на вас дуть. Вы делаете вид, что не можете справиться с потоками воздуха и падаете на пол. Затем он должен, наоборот, втягивать в себя воздух, а вы постепенно поднимаетесь. Эту игру очень любят маленькие дети, она их веселит и помогает ощутить свою значимость. Будет интересно, если в игре будут участвовать все члены семьи. Чем комичнее вы будете падать и подниматься, тем больше удовольствия получит малыш.

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. 
Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Дети постарше (1,5-3 года) с удовольствием переливают воду из одной емкости в другую. Обеспечьте им условие для этого занятия. 
Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. 
Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается, просто будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определенных правил лепки (на картонке, в одном месте и пр.) 
Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через 
направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку и т.п. Эти занятия 
снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку. 
Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности (подвижная игра), положите ребенка «поспать», «поплавать в надувном матрасе» и т.п. – обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего одну минуту.
Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние. 
Массаж. Перед сном, после купания, делайте малышу легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребенок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно, а, следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. 
Рисование красками, лучше пальцами. Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.         

Психокоррекционное занятие на снятие агрессии.

Цель: предупредить появление агрессии и снять эмоциональное напряжение. Задачи: 1. сбросить напряжение 2. преодоление упрямства 3. выразить агрессию 4. снятие общей агрессии 5. снятие эмоционального напряжения

Здравствуйте дети, сейчас мы с вами «немного поиграем и расслабимся», снимем напряжение.

I.Разминка (психическая разминка)

 1.«Минута шалости» Ведущий по сигналу удар в бубен и т. п. предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется прыгает, бегает и т. п. повторный сигнал ведущего через 1-3 мин. Объявляет конец шалости.

2. «Клеевой дождик» Дети встают друг за другом, держатся за плечи впереди стоящего человека. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. подняться и сойти со стула 2. проползти под столом 3. обогнуть широкое озеро 4. пробраться через дремучий лес 5. прятаться от диких животных. На протяжении всего упражнения дети не должны отцепиться от своего партнера (сплоченность)

3. Пальчиковая гимнастика. Прилетала к нам вчера (машут ладошками) Полосатая пчела. (название насекомого один пальчик) А за нею шмель-шмелёк И веселый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (делают кружочки их пальчиков подносят к глазам) Пожужжала, полетали, (машут ладошками) От усталости упали. (раняют ладони)

II. Мимические и пантомимические этюды. (игры)

1. «Упрямый капризный ребёнок» Дети, входящие в круг (в обруч, по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: сильнее, сильнее… Затем дети разбиваются на пары. Родитель и ребёнок: ребёнок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый ребёнок должен побывать в роли капризного ребёнка и уговаривающего родителя.

2. «На кого я похож» Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: на какое животное он похож? На какую птицу? На какой вопрос? И т. п. (при этом изображая животное телом и лицом) свои варианты может предлагать и сам ребёнок.

 Окончание занятия релаксация. «А теперь мы будем заканчивать наше занятие и немного отдохнем»

1. Формула общего покоя:

 Все умеют танцевать

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют (дети ложатся на ковёр, свободно раскинув руки и ноги) правильно отдыхать.

 Есть у нас игра такая -

Очень лёгкая простая

Замедляется движенье

Исчезает напряженье

И становится понятно

Расслабление приятно

Реснички опускаются

Глазки закрывается

Мы спокойно отдыхаем

2. «Волшебный сон» Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем, Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело

Будто мы лежим на травке

Греет солнышко сейчас

Руки теплые у нас

Дышится легко… ровно… глубоко…

Нам понятно, что такое Состояние покоя.

Хорошо нам отдыхать

Но пора уже вставать

Потянуться, улыбнуться.

Все открыть глаза и встать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Агрессия в дошкольном возрасте"

Цель: Познакомить родителей с видами агрессии и факторами, влияющими на нее. Методы и приемы, используемые в профилактике детской агрессии....

Консультация на тему: Агрессия у детей

Серия консультаций на тему: Ребенок. Трудности воспитания.Тема: Аргессия у детей....

Консультация для родителей "Агрессия и неприличные слова в жизни ребенка"

Вас беспокоит, когда ваш двухлетний ребенок тянет другого за волосы? Когда четырехлетний сорванец угрожает вам игрушечным пистолетом? Когда, смеясь, трехлетки награждают друг друга самыми неприличными...

Консультация для родителей "Агрессия"

Агрессия Еще одна большая неприятность — агрессивное поведение ребенка. Довольно неприятно, если он проявляет агрессию дома, но особенно трудно ми­риться с тем, что он нападает на других детей на...

Консультация "Что такое агрессия?"

Что такое детская агрессия и как с ней справиться....

Консультация для родителей "Агрессия детей"

Лучший способ избежать агрессивности в ребенке - проявлять к нему любовь. Взрослым нужно показывать ребенку личный пример доброжелательного поведения....