Консультация для родителей "Агрессия у детей.Причины.Особенности воспитания".
консультация по коррекционной педагогике

Фелькер Татьяна Юрьевна

В последнее время всё больше встречаются эмоционально неблагополучные дети, тревожные, агрессивные. Работать с такими детками без взаимодействия с родителями очень сложно. Поэтому об этом нужно говорить! И не только говорить, но и действовать! Только в тандеме всех участников образовательного процесса можно добиться результата и помочь таким деткам...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressiya_detey.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия у детей. Причины и особенности воспитания.

Приступы детской агрессивности часто загоняют родителей в угол. «Как же так? Мы же его так любим, пытаемся учить его только доброте», - разводят руки мама и папа.

Давайте рассмотрим проблему детской агрессивности со всех сторон.

Бывает так, что ребенок совсем не агрессивен. Он никогда не ударит взрослого или другого ребенка, не скажет грубого слова, не рассердится. Такое полное отсутствие агрессивности – скорее, большой недостаток, чем достоинство. Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы познавать окружающий мир, защищаться, конкурировать с другими людьми. Если родители строго запрещают ребенку проявлять необходимую агрессию (не бей, не отбирай игрушку, не кричи), то такое приглушивание агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды эта самая агрессия вырвется наружу с эффектом выпрямляющейся пружины.

Желая воспитать ребенка добрым и отзывчивым, некоторые родители стараются максимально ограничить агрессию, которую он проявляет. Как часто можно услышать: «Зачем ты ударил Вову? Совсем не обязательно драться, а можно договориться» Но, к примеру, если ребенку 2 – 4 года, он еще не очень хорошо разговаривает, в а значит и договариваться с ним еще сложно. Поэтому ребенку доступно два выхода из сложившейся ситуации: ударить Вову или отступить, быть побежденным.

А если ребенок проявляет агрессивность, причем довольно сильно?

Прежде всего, необходимо определить возможные причины такого поведения.

Часто агрессивное поведение является следствием тех отношений, которые ребенок наблюдает в семье.

Если родители каждый раз применяют физические наказания, то не следует удивляться, что ребенок не умеет  общаться по-другому. Ребенок знает, что мама или папа бьют его, чтобы он был послушным. Естественно, он привыкает к тому, что если нужно что то получить от человека, его нужно ударить. Бессмысленно убеждать ребенка не отнимать, а вежливо попросить понравившуюся игрушку у другого ребенка, если на него сами только что накричали, отбирая, например, грязную палку. Со временем, такие дети могут стать совсем не управляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры.

Ребенок может вести себя агрессивно вследствие попытки обратить на себя внимание окружающих. Например, ребенок не отличается от остальных детей умением рисовать или петь. А если разрушить снеговика, которого лепила вся группа во главе с воспитателем, ребенка сразу заметят, и будут обговаривать это происшествие целый день. Это вам не стихи на табуретке читать! «Рецепт» здесь только один: действия и слова по отношению к ребенку должны постоянно убеждать его в том, что его любят не за что то, а несмотря ни на что.

Еще одна причина детской агрессии – ревность.

Агрессия ребенка может быть направлена как на человека, расположение которого он пытается завоевать, так и на своего «конкурента». Например, мама при своей дочери похвалила другую девочку за хороший рисунок. Она могла это сделать просто так из педагогических соображений, чтобы дочери захотелось нарисовать так же. А дочь не спешит брать в руки карандаш: вместо этого она рвет шедевр на кусочки и отталкивает девочку, которая посмела украсть у нее внимание и похвалу мамы.

Иногда объектом агрессии становится тот человек, которому ребенок завидует, и которого он хочет унизить, «покарать» за преимущества. Если предметом зависти является игрушка, ребенок может отобрать ее, - но не для того, чтобы ей играться, а чтобы сломать ее или даже спрятать и, таким образом, как бы стереть разницу между собой и хозяином игрушки. Такое поведение свидетельствует о низкой самооценке ребенка: необходимо помочь ему понять, что он тоже хороший, рассказать, какие у него позитивные стороны.

Некоторые дети использую агрессию, как защиту от непредсказуемого и враждебного окружающего мира, понимая, что лучший способ защиты – это нападение. Такое поведение присуще детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по разному оценивать поступки своего ребенка в зависимости от настроения, присутствия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ждать чего угодно, поэтому ведет себя агрессивно «на всякий случай».

Часто родители замечают, что ребенок кусает, царапает или даже бьет сам себя. Это тоже проявление агрессии. Одна из причин такой агрессии – строгий запрет к проявлению агрессии к другим людям. Сложнее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, ребенок не хочет идти с прогулки. Мама берет его за руку, чтобы отвести домой. Ребенок вредничает и, разнервничавшись, кусает запястье мамы, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?», начинает кусать себя. Почему? Потому, что он «не остыл», и ему сложно сделать что то другое.

Не ждите, пока ребенок успокоится сам, помогите ему в этом. Переведите все в шутку: «Ой, ты что себя кушаешь? Ты, наверное, сладкий?» Пусть ребенок учится искать позитивный выход из конфликтных ситуаций. Иначе привычка использовать собственное тело для мести себе или окружающим приведет к формированию негативного отношения к себе.

Как же реагировать на всплески агрессивного поведения ребенка? Прежде всего, ребенок должен знать, что его любят независимо от того, как он себя ведет. Поэтому не нужно слишком активно защищать того, кого ребенок обидел, и подчеркивать разницу в отношении к обидчику и «жертве». Это не вызовет у ребенка жалость. Ребенок просто сделает вывод, что Вы против него. Лучше сделать акцент на то, что ребенок сделал плохой поступок, обидев другого ребенка.

Глупо добиваться, чтобы ребенок не вел себя агрессивно. Важно, чтобы ребенок учился сдерживаться или направлять агрессию в другое русло.

Маленький человек пока не способен анализировать свои переживания. Накопившиеся негативные эмоции причиняют ему самому большой психологический дискомфорт.

Что делать с агрессивными детьми?

  • Задуматься над причинами такого поведения.
  • Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы знаете, что нужно делать.
  • Не наказывайте ребенка телесно.
  • Не кричите, не обвиняйте ребенка в сделанном. Это не поможет.
  • Попробуйте успокоить и отвлечь детское внимание.
  • Поговорите с ребенком, расскажите, что Вы от него ожидаете.
  • Если вспышки агрессии наблюдаются очень часто, можно помочь ребенку направить ее в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, лучше – плаванием.
  • Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте.

Подготовила

 педагог-психолог Фелькер Т.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека".

В консультации изложена проблема "куда отдать ребёнка", в какой кружок его записать....

Консультация для воспитателей на педсовете по патриотическому воспитанию детей

Консультация для воспитателей на тему "Воспитание в детях старшего дошкольного возраста любви к Родине"...

консультация для воспитателей"слово-как метод экологического воспитания в разных формах работы"

Словесные методы-это рассказы воспитателей и детей , чтение художественных произведений о природе , беседы.Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе ...

«Активные занятия» с детьми и родителями. (Консультация для педагогов, реализующих программу духовно - нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»)

В данном материале представлены методические рекомендации по реализации программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...