«Активные занятия» с детьми и родителями. (Консультация для педагогов, реализующих программу духовно - нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»)
методическая разработка на тему

Рекунова Наталья Леонидовна

В данном материале представлены методические рекомендации по реализации программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_zanyatiya_s_detmi_i_roditelyami.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Активные занятия» с детьми и родителями.

(Консультация для педагогов,

 реализующих программу духовно - нравственного воспитания

 «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»)

В течение года в каждой возрастной группе проводится по девять занятий с воспитанниками и   по пять занятий с родителями по программе «Социокультурные истоки». Все занятия направлены на освоение духовно- нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного пространства.

 Подготовка к активному итоговому занятию с воспитанниками по определенной теме осуществляется в течение месяца. В течение месяца воспитатели планомерно организуют работу с детьми и с родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно- оздоровительную деятельность. Большинство занятий носит интегрированный характер.

Содержание занятий и предполагаемые способы взаимодействия на занятии    выстраиваются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы и усложняются в соответствии с изменениями   основных психических процессов, свойств и функций личности.

Существенной особенностью работы по данной программе является организация участия родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют и родителям и педагогам  приобретать  новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

На занятии используются активные формы обучения: ресурсный круг; ресурсный круг с делигированием; работа в паре (воспитанник + воспитанник; воспитанник + родитель), работа в мини- группе (родители +воспитанники)

Основной формой является ресурсный круг. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети учатся, слушать друг друга, не перебивая, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. В ресурсном круге успешное выполнение действий (пение колыбельной песни или чтение потешки) позволяет ребенку узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и сверстникам.

Использование на занятии такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагает необходимость прийти к общему мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности.  В общении со взрослыми у детей 3-4 лет в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение в паре рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле.

Очередность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре способствует увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению.

Работа в микрогруппе предполагает выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими свои мнения и оценки, слаженности действий.

        Активные формы обучения способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают  возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.  

«Активные занятия» способствуют приобретению детьми таких важных качеств, как чувство собственной ценности; чувство защищённости, уверенности в поддержке; доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам); приобретению позитивного опыта бесконфликтных взаимодействий; способности к сопереживанию; способности к совершенствованию; опыта в различных эмоциональных состояниях; моральной установки на отзывчивость; способности к сотрудничеству, социальному взаимодействию.   Реализация системы активных форм обучения позволяет не только  освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта; но и освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха; научить управлять своей деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...

Пояснительная записка к программе "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Считаю необходимым сформировать у детей «нравственную шкалу отношений», с помощью которой каждый ребенок сможет самостоятельно «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла. ...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания.

Познавательно-речевого направленияПознаю мир«История России – моя история»...

Буклет "Реализуем программу духовно-нравственного развития "Истоковедение" А. В. Камкина, И. А. Кузьмина

Буклет содержит этапы по которым происходила адаптация УМК "Истоковедение"....

Методическая разработка: план мероприятий по реализации программы "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников"

Проблема духовно-нравственного оздоровления общества и восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только масштабными ...