Консультация для педагогов. Реализуем программу воспитания.«Деятельности и культурные практики как средства реализации задач воспитания»
методическая разработка

Коврижко Наталья Викторовна

Консультация поможет воспитателям более точно сореентироваться в построении своей работы и написанию планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx517.98 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ № 183

Консультация для педагогов

Реализуем программу воспитания

«Деятельности и культурные практики как средства реализации задач воспитания»

        Подготовили:

зам.зав. по ВОиМР О.А. Ляпина

                                                                                                    Воспитатель Н.В.Коврижко

«Скажи мне – и я забуду,  

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

 (Конфуций)

Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

В связи с этим, дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие.

Появилось понятие культурных практик. Что же можно считать культурной практикой? К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально - ориентированных, коммуникативных, художественных действий.

Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта».

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии  со  взрослым  и  самостоятельной  деятельности.  

Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.

Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность. (п. 24.18.ФОП ДО)

Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма.

А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Практика ребёнка становится культурной (а не социальной или учебной, или иной), когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика - накопленный личный опыт).

Организация культурных практик в ДОУ, является средством реализации воспитаельных задач. В том числе, как как средство патриотического воспитания детей. Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
         Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурная практика – это форма совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми, ориентированная на проявление самостоятельности, творчества детей в разные виды деятельности.

В ходе реализации культурной практики решаются одновременно различные задачи.

- Социально-коммуникативное развитие, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

- Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности.

- Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

- Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

- Физическое развитие: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Принципы

-        Творчества. Ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

-        Психологической комфортности. Предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.

-        Целостности. Этот принцип обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом. Различные аспекты жизнедеятельности дошкольника, сохраняя свою специфичность, взаимообогащают друг друга, раскрывают явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают формирование у детей целостной карты мира.

Деятельности. Заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку).

- Вариативности. Предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки.

Непрерывности. Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.

-    Минимакса. Предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного максимума.

Культурные практики охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Согласно ФОП ДО  (п. 24. ФОП ДО) Культурные практики педагог может  организовывать во  вторую половину  дня.  

К         культурным        практикам        относят        игровую,        продуктивную, познавательно – исследовательскую, коммуникативную, чтение художественной литературы. (п. 24.19. ФОП ДО)

Культурные  практики  предоставляют ребёнку  возможность  проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив (п. 24.20. ФОП ДО):

В        игровой         практике        ребёнок        проявляет        себя        как        творческий        субъект (творческая инициатива);

- В продуктивной – созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);

- В  познавательно-исследовательской  практике  - как  субъект  исследования

(познавательная инициатива);

- В коммуникативной практике - как партнер по взаимодействию и собеседник  (коммуникативная инициатива);

- Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно­ исследовательской, продуктивной деятельности).

Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. (п. 24.21. ФОП ДО)

В  процессе  культурных практик педагог  создает  атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей. (п. 24.22. ФОП ДО)

В МДОАУ № 183 реализуются следующие культурные практики:

Игровая практика:  Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Продуктивная практика Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов,

составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Коммуникативная практика Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно- вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.).

Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ  на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Познавательно-исследовательская практика Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно­ исследовательской, продуктивной деятельности).

Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе

Также, в педагогике различают другие виды культурных практик:

  1. Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Правовые практики способствуют:

1.знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

2.способствуют воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

3.Так же способствуют формированию чувства собственного достоинства; сознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

 4.воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;

5. вовлечению в деятельность, соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

2.Практики культурной идентификации в детской деятельности

 – это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Практики культурной идентификации способствуют:

-формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

-реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке или рассказе.

-интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей. 

3.Практики целостности телесно-душевно духовной (биопсихосоциальной) 

организации личности ребенка в детской деятельности - это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:

- физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности;

- овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

-эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

- духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

4.Практики свободы - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

- активности ребенка;

- принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе;

- умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому;

-способность управлять своим поведением;

-конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

-формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

5.Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.

Практики расширения возможностей ребенка способствуют:

- развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

- применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим;

-в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).

Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: культурные практики, инициируемые детьми, и культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

     

 Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.

     

Методические приемы, направленные на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности.

Например, к ним относятся:

  • объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь на общий результат при демонстрации способов совместно-раздельных и совместно-последовательных, совместно распределенных действий;
  • обучение детей взаимопомощи советом, показом, совместным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого - не означает помочь ему, а напротив, сделать хуже: не дать возможности научиться делать это самому;
  • напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов коллективного труда;
  • разъяснение воспитанникам моральных правил поведения, в которых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

При этом складывается своя культурная практика в группе ДОУ, отличающиеся от культурных игровых практик, в которые дети были вовлечены изначально.

Это связано с тем, что детская картина мира включает структурный и процессуальный компоненты, тесно связанные с ощущением и восприятием того, что и как чувствует и делает ребенок в той или иной ситуации соприкосновения с миром. Поэтому она всегда активна и мобильна, связана с «прощупыванием», поиском границ между собой и внешним миром, между своим и чужим, хорошим и плохим для себя, добром и злом.

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

«Примерные виды и формы культурных практик»

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра педагога с детьми

  • сюжетно-ролевая игра
  • режиссерская игра
  • игра-инсценировка
  • игра – драматизация
  • игра-экспериментирование

Творческая мастерская

  • проектная деятельность
  • мини-коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым названием (например, «Веселая ярмарка»)

Старший дошкольный возраст

Совместная игра педагога с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

  • игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно-ролевую игру.
  • театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Творческая мастерская

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

  • студийная, кружковая работа
  • творческие проекты
  • коллекционирование
  • образовательные ситуации с единым название (например, «Город мастеров»)
  • проведение ежемесячных проектов (например, «От ложки до матрешки», «Игрушечных дел мастера» и т.д.)
  • в подготовительных группах образовательная ситуация «Школа дизайна» серия дизайн проектов в форме арт-салонов «Друг детства» (дизайн игрушек), «Золотой ключик» (театральный дизайн), «Золушка» (дизайн одежды) и т.д.

Чтение художественной литературы

  • группировка произведений по темам
  • длительное чтение
  • циклы рассказов
  • чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами) и т.п.

Все возрастные группы

Досуги

  • «Песенные посиделки» - пение в кругу знакомых песен
  • театрализованное обыгрывание песен.
  • «Сам себе костюмер» (ряженье) - примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги.
  • «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!)
  • «Танцевальное «ассорти» -свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;

«Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам

  • «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам и т.д.

E:\ФОП ДО 2023\3\ФОП ДО - содержательный раздел 2 _page-0027.jpg

E:\ФОП ДО 2023\3\ФОП ДО - содержательный раздел 2 _page-0028.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные занятия» с детьми и родителями. (Консультация для педагогов, реализующих программу духовно - нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»)

В данном материале представлены методические рекомендации по реализации программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...

Консультация для педагогов по теме: «Реализация ФГОС ДО в практике работы ДОУ»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!  Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появи...

Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Одним из компонентов образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников.Понятие термина «Патриотизм» - в пер...

Консультация для педагогов «Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

Консультация для педагогов «Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках». Подготовила: Вахнина А.С...