Особенности усвоения математических представлений у детей с ОНР
консультация на тему

В материале содержится краткая характеристика затруднений в усвоении математических представлений у детей с нарушением речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности усвоения математических представлений у детей с ОНР

Экспериментальные данные показывают, что  математические представления у детей с нарушениями  речи отличаются своеобразием. Дети с общим недоразвитием речи имеют практические  навыки счета, могут выполнять сравнение  численности групп предметов, действия сложения и вычитания.

Однако их знания о  множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщенный сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление  знаний о зависимостях между величинами. Отсутствие комментирования  математических операций  осложняет  переход к умственной форме выполнения действий. Дошкольники испытывают трудности  в  понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов, не могут включить  в речевое высказывание  известные им математические  фразы. 

Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются  на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное  задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти  вербальную (речевую) организацию практического задания.

Несмотря на то, что дети умеют создавать  сериационный ряд по величине, различают длину,  ширину и высоту  предмета, им тяжело использовать имеющиеся знания, включать их в более сложную  деятельность. Представления о величине предполагают  обозначение полученных результатов сравнения  по протяженности. Поскольку для этого необходимо использовать в речи разные формы имен прилагательных, что для дошкольников с нарушениями речи крайне трудно, они не могут назвать величину предметов.

 Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно  близко расположенные друг к другу предметы воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста  с нарушением речи часто пользуются приемом  бесконтактной близости, т.е. отражаемое пространство для них еще диффузно (рассеяно). Испытывают трудности  в определении местоположения предмета и его отношения к себе и другим предметам.

Характеризуя восприятие  времени дошкольниками этой категории, можно сказать, что в целом они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Однако, дети с ОНР не могут строить  связное высказывание о содержании деятельности в определенный отрезок времени, оценивать время с разных сторон. Они не объясняют причинно-следственные временные связи, не понимают смысла слов, обозначающих относительные временные отношения (вчера, сегодня, завтра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

Презентация для родительского собрания «Особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений начинают проводить в 3-4 года.Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у них характеризуетс...

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Основные принципы работы воспитателя при формировании математических представлений у детей ...

"Особенности развития математических представлений у детей раннего возраста».

особенности математических представлений у детей раннего возраста...

Особенности формирования математических представлений у детей с церебральным параличом.

Консультация для родителей "Особенности формирования математических представлений у детей с церебральным параличом."...