Главные вкладки

    "Использование народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
    консультация на тему

    Досжанова Татьяна Фёдоровна

    «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум. А между тем все детские потешки, сказки и большинство игр придуманы, возможно, не одну сотню лет назад. И не так просты, как кажется.

    Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания. Сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов. Чтение сказок вслух, пение колыбельных, загадывание загадок и потешные стишки способствуют развитию фонематического слуха у ребенка (правильно слышу – правильно говорю), пополняет его словарь, прививает культуру речи и обогащает знание грамматики родного языка. Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша.

    Раньше колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогали ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

    Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «ладушки» и «сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Существует огромное количество потешек на все случаи.

    Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости. Адресованные детям потешки, песенки, попевки, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

    Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

    Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

     

     

     

     

    Потешка для умывания:

    Зайка начал умываться

    Видно в гости он собрался

    Вымыл ротик

    Вымыл носик

    Вымыл ухо

    Вот и сухо

    От слез:

    Не плачь, не плачь,

    Куплю калач.

    Не хнычь, не ной,

    Куплю другой.

    Слезы утри,

    Дам тебе три.

     

    Хорошо успокаивают расшалившегося малыша игры с пальчиками:

    Этот пальчик – дедушка (показывает большой палец)
    Этот пальчик – бабушка, (показывает указательный палец)
    Этот пальчик – папочка, (показывает средний палец)
    Этот пальчик – мамочка, (показывает безымянный палец)

    Этот пальчик – наш малыш, (показывает мизинец)
    А зовут его ……

     

    Нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

    Расти коса до пояса,
    Не вырони ни волоса.
    Расти, коса, не путайся,
    Маму, дочка, слушайся.

    **

    Чешу, чешу волосоньки,
    Расчесываю косоньки!
    Что мы делаем расческой?
    Тане делаем прическу.

     

    ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

    Водичка серебристая

    Струится из-под крана.

    И мыло есть душистое,

    Совсем как в нашей ванной

    ***

    Чистая водичка

    Умоет Саше личико,

    Анечке - ладошки,

    А пальчики – Антошке

    ***

    Знаем, знаем, да-да-да,

    Где тут плещется вода.

    Выходи, водица,

    Мы пришли умыться!

    Лейся на ладошки,

    По-нем-нож-ку,

    Нет, не понемножку - посмелей,

    Будем умываться веселей.

    ***

    Водичка, водичка, умой мое личеко,

    Чтобы глазоньки блестели,

    Чтобы щечки алели,

    Чтоб кусался зубок,

    Чтоб смеялся роток.

     

     

     

     

    ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

    Посадим на ложку

    Капустку, картошку — и спрячем!

    Попробуй найди!

    Не видно на ложке

    Капустки, картошки.

    И нет на тарелке — гляди!

    ***

    Глубоко и мелко,

    Корабли в тарелке,

    Вот кораблик плывет,

    Заплывает прямо в рот.

    ***

    А у нас есть ложки

    Волшебные немножко.

    Вот — тарелка, вот — еда.

    Не осталось и следа.

    ***

    Каша вкусная дымится,
    Миша кашу есть садится.
    Очень каша хороша!
    Ели кашу не спеша,
    Ложку за ложкой
    Ели понемножку...

     

     

    ПРИ ОДЕВАНИИ  НА ПРОГУЛКУ

     

    Раз, два, три, четыре, пять —

    Собираемся гулять.

    Завязала Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    Наденем на ножки

    Валенки-сапожки

    И пойдем скорей гулять,

    Прыгать, бегать и скакать.

    ***

    Мы на пухлые ручонки

    Надеваем рубашонку

    Повторяй за мной слова:

    Ручка – раз, и ручка – два!

    Застегнем застёжки

    На твоей одёжке:

    Пуговки кнопочки,

    Разные заклёпочки.

    ***
    Тушки-тутушки,
    Где твои ушки?
    Ушки в шапке,
    Не достанут лапки.

     

    ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»

    Тишина у пруда,

    Не качается вода.

    Не шумят камыши,

    Засыпают малыши

    ***

    Байки-побайки,

    Прискакали зайки,

    Стали люльку качать,

    Сладку дрему навевать.

    Стали в дудки играть,

    Начал Миша засыпать

    ***

    Баю-баю, баю-бай.

    Поскорее засыпай.

    Баю-баю, спи-усни,

    Угомон тебя возьми.

    ***

    Лю-ли, лю-ли, люленьки,

    Прилетели гуленьки.

    Они сели ворковать,

    Стали  деточку кочать..

    ***

    Баю, баю, байки,

    Прилетели чайки,

    Стали крыльями махать,

    Наших деток усыплять.

     

    ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

    На кота потягушки,

    На дитя порастушки,

    А в ручки хватушки,

    А в ножки ходушки,

    А в роток говорунок,

    А в голову разумок!

    ***

    Вот проснулся петушок,

    Встала курочка.

    Подымайся, мой дружок,

    Встань, мой Юрочка.

    ***

    Мы спокойно отдыхали,

    сном волшебным засыпали.

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепко кулачки сжимаем,

    Их повыше поднимаем.

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать!

    ***

    Потягуни — потягушечки (Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

    Потягуни — потягушечки,

    От носочков до макушечки,

    Мы потянемся-потянемся,

    Маленькими не останемся.

    Вот уже растем, Растем! Растем.!

    ПОТЕШКИ ПРИ РСАЧЕСЫВАНИИ

     

    Чешу, чешу волосоньки,

    Расчесываю косоньки!

    Что мы делаем расческой?

    Тане делаем прическу.

    ***

    Уж я косу заплету,

    Уж я русу заплёту,

    Я плету, плету, плету,

    Приговариваю:

    «Ты расти, расти, коса —

    Всему городу краса».

     

    ***
    Чешу, чешу, волосыньки,
    Расчесываю косыньки.
    Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса.
    Расти, косонька, до пят -
    Все волосоньки в ряд.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon usnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_razvitii_rechi_detey.doc1.7 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

    Проект "Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

    Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к...

    Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

    Влияние русского  народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.Всеми признано, что развитие речи детей – это одна из основных задач дошкольной педагогики.Развитие речи невозможно б...

    «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, я...

    Родительское Собрание «Роль русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    Родительское Собрание«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»собрание в младшей группеЦель: Показать важность использования фольклора в разви...