Сценарий родительского собрания-встречи: "Речевой этикет дома или как отвечать на детские вопросы"
методическая разработка (старшая группа) на тему

В сценарии предусмотрено наличие медиапрезентации и видеозаписи, представлена деловая игра с родителями.  Перечисленные формы дают возможность  классифицировать  детские вопросы, обосновать важность своевременного грамотного реагирования на них со стороны взрослых на доступном для восприятия родителей уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_rod.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания-встречи  

Тема: «Речевой этикет дома или как отвечать на детские вопросы»

Цели:

-  создание условий для совершенствования родительской  культуры речевого общения с детьми;

-  содействие формированию у родителей представлений о сущности детских вопросов, их видах;

- побуждение родителей грамотно отвечать на детские вопросы, не подавляя проявления детской инициативы и любознательности:

- содействие формированию родительской потребности в тесном взаимодействии педагогами детского сада.

Предварительная работа: консультация на тему: «Единые требования к качеству речевого общения взрослых с ребенком», блиц опрос: «Как я общаюсь с моим ребенком».

Ход собрания-встречи (далее собрания).

Воспитатель:

- Общение – одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребенка с родителями преодолеваются его эмоциональные трудности. Родителям можно порекомендовать  серьезно, относиться к детским вопросам и высказываниям, не отмахиваться от них. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Тем не менее, не редки случаи, когда родители «гасят» детскую любознательность, руководствуясь сиюминутными порывами, не давая себе труда остановиться, прислушаться к ребенку, задуматься о сути его высказывания.

Демонстрация видеозаписи негативного примера (ситуация инсценируется взрослыми): ребенок играет с машинкой, мама занята беседой с приятельницей. Мама негативно и нехотя реагирует на эмоции мальчика,  сделавшего «открытие» о назначении машинки.

Родителям предлагается уточнить, что было неправильным в реакции мамы предложить иные примеры поведения в этой ситуации.

Воспитатель:

- Детские вопросы удивляют, ставят в тупик, порой даже утомляют родителей.

Медиапрезентация «Значение вопросов для развития ребенка»

  1. Слайд. 

Какое значение имеют вопросы для развития детей? нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать? – вот над чем задумываются родители.

          2.Слайд. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого – задает его.

          3.Слайд. О чем свидетельствуют детские вопросы?

 Они отражают:

-  круг интересов ребенка;

- какие у него представления об окружающем мире;

- как расширяется его кругозор;

- какие трудности при этом испытывает;

- какое влияние на развитие ребенка оказывают взрослые.

4.Слайд. Маленький ребенок чаще всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?». Ребенка интересует не только то, как называют предметы, но и для чего они нужны.

5.Слайд. Дошкольников волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения.

6. Слайд. Вопросы касаются труда взрослых: что делают взрослые, кто и как создает предметы.

7. Слайд. Огромное количество вопросов дети задают о природе, в том числе и «трудные» о мироздании:

- Почему солнце не падает?

- Почему воздух ночью темный?

Деловая игра:

Выбираются эксперты (3 человека), остальные родители делятся на 2 команды. Предлагается за определенный временной отрезок каждой из команд подготовить свой вариант ответа на первый, а затем на второй вопрос.

Воспитатель:

- Уважаемые эксперты, вы должны оценить,  насколько успешно каждая из команд справилась с заданием.

Вывод: детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример.

8. Слайд.

О чем нужно помнить, отвечая на детские вопросы:

- внимательно вслушиваться в детские вопросы, вдумываться в суть;

- стремиться понять, что движет ребенком в этот момент;

- разумно и правильно на них отвечать;

- отвечая, не  следует рассказывать о недоступных, сложных вещах;

Продолжение деловой игры:

дискуссия на тему: «Всегда ли нужно отвечать на детские вопросы?»

Обе команды приводят аргументы в пользу той или иной версии.

9 слайд. Вывод:

- не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять ребенку, что надо стремиться узнавать новое из книг,  наблюдений, познавательных передач, либо показать ребенку само явление, провести с ним игры и работы с разными предметами и т.д.;

- нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо побуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами вместе попытались ответить на волнующие нас, взрослых вопросы, о том, как выстраивать диалог с ребенком,  сформулировать несложные правила, которых надо придерживаться при этом. И в завершение нашей встречи мы предлагаем посмотреть,  как сами дети пытаются отвечать на вопросы, рассуждать.

Показ видеозаписи фрагмента обсуждения проблемной ситуации, где дети высказывают свои суждения, умозаключения, отвечают на вопросы.

 Методы и приемы.

- вступительная и сопроводительная беседа;

- обсуждение проблемных ситуаций: дискутирование на тему;

- медиапрезентация;

- демонстрация видеозаписей;

- деловая игра.

 Литература:

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ./ Методическое пособие./АЙРИС-пресс 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.

Умение ответить на  вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....

Как отвечать на детские вопросы

Общение — одна из социальных потребностей ребенка. Научно доказано, что в ходе познавательного общения ребен­ка с родителями будут преодолеваться и эмоциональные труд­ности. Родителям можно поре...

Как отвечать на детские вопросы?

Статья размещена в родительском уголке....

"Как отвечать на детские вопросы"

Выступление:" Как отвечать на детские вопросы"...

Памятка для родителей на тему "Как отвечать на детские вопросы".

Вооружить родителей умениями правильно отвечать на вопросы детей....

Родительское собрание “Как отвечать на детские вопросы?”

Родительское собрание “Как отвечать на детские вопросы?&rdquo...

Родительское собрание “Как отвечать на детские вопросы?”

Помощь родителям как отвечать на детские вопросы...