Игры на развитие мелкой моторики - как важный компонент образовательной деятельности дошкольников.
статья на тему

Гуменюк Анна Викторовна
“Источники способностей и
дарований детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли”
В.А. Сухомлинский
 
 
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Поэтому заниматься её развитием следует с самого раннего возраста. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:
 
1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
 
2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):
 
упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
 
4. Теневой, пальчиковый театр.
 
5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).
 
6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
 
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
 
8. Выкладывание фигур из четных палочек.
 
9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
 
10. Домашние дела:
 
-перемотка ниток;
-завязывание и развязывание 
-водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
-собирание разрезных картинок, ягод;
-разбор круп и т.д.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
 
– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
 
– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному. И начинать стоит с самого раннего возраста.
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики руки в разнообразных видах деятельности дошкольников"

В презентации кратко представлены теоретические и практические основы работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться для сост...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Развитие мелкой моторики, очень важно в дошкольном возрасте .Можно с помощью прищепок придумать много вариантов игры. вот некоторые из них.Для детей до 5 лет.Позже можно усложнить процесс игры.

Наши маленькие исследователи(дети) всегда играют,с тем, что казалось бы и не пригодно для детских игр.А оказалось как раз наоборот......

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...