Ребенок идет в школу
статья (старшая группа) на тему

Алексеенко Анна Александровна

Первый раз в первый класс!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod.sob_.1kl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок идет в школу

Итак, первый раз в первый класс! Что ж, он умеет читать, считать и даже немного пишет значит, за него можно быть спокойным, он вполне готов к школе. Так обычно думают многие родители. А психолог говорит – нет, умение читать – это, конечно, хорошо, но это далеко не всё и, мало того, даже не главное.

Главное же, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это:
• умение слушать и слушаться;
• готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила, регулируя свою деятельность;
• развитость волевых качеств, проявляющаяся, в частности, в умении удерживать собственное внимание;
• общая осведомленность как показатель любознательности;
• мотивационная готовность к учебе в школе, как к общественно значимой деятельности;
• наконец, достаточная развитость мелкой моторики рук.
   Всё это звучит очень серьезно и, тем не менее, вполне соответствует возрастным способностям первоклассника. Но, конечно, приступать к выработке этих качеств и способностей надо не за месяц и даже не за три месяца до первого сентября. Так что все наши последующие советы адресованы, скорее, к тем родителям, чьи дети пойдут в школу на будущий год.
   Если ребёнок непослушен, если он не научился слушаться ни родителей, ни воспитателей в детсаду, он наверняка будет «трудным» учеником. Умение слушаться – это не что иное, как умение следовать правилам, а оно проще всего вырабатывается в процессе общих игр, даже таких простых, как «дочки-матери», «да и нет». В общей игре маленький человек постепенно научится действовать «как положено», сдерживая иногда свои порывы, иначе другие дети просто не станут принимать его в игру. И если вы услышали адресованные вашему ребенку укоризненные фразы: «Так не играют!», «Сейчас не твой ход!» и т. п., это должно вас насторожить, поскольку неумение следовать правилам сулит в дальнейшем сложности в общении не только с детьми, но и с учителем. Групповые игры со сверстниками помогают ребенку выстроить систему отношений, определить границы своего психологического пространства, освоить навыки взаимодействия в коллективе, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций.
Не только развить внимание, но и научиться удерживать его ребенку помогут различные задания типа: «Найди десять отличий между картинками», «Что здесь лишнее», «Посмотри на эти предметы, закрой глаза, а теперь открой их и скажи, что я отсюда убрал». Но имейте в виду, что слишком простые задания быстро станут скучными, а слишком сложные приведут к тому, что ребенок откажется играть.
   Общая осведомленность – это показатель того, что ребёнок достаточно любознателен. В 3-5 лет все дети задают множество вопросов: «А что это?», «А откуда оно берется?», «А как оно устроено?». Но нам некогда, нам лень, мы устали – и вопросы остаются без ответа. А ведь наши ответы для ребенка – один из основных источников познания мира. Чем подробнее и доступнее вы будете отвечать на эти бесконечные вопросы, чем больше и внимательнее будете беседовать с малышом, тем лучше подготовите его к восприятию учебного материала. Если же вопросов мало, то это означает, что уровень любопытства малыша невысок. А это плохо: в школе такому ребенку будет трудно среди более осведомленных сверстников, ему будет сложнее понять новый материал, и постепенно он начнет отставать в развитии. Очень непростой аспект подготовки ребенка к школе – это мотивационная готовность, то есть те мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь как нечто желаемое. Мотивы эти зависят в первую очередь от того, как относятся к школе и к учебе родители.

Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что «так надо» или для того, чтобы «не болтался без дела», и совсем другое дело – считать школу важнейшим элементом жизни малыша, а его успехи или неуспехи – областью интересов всей семьи. Мотивы самого ребенка тоже могут быть разными: встречаться с приятелями, чтобы играть или получать пятерки, чтобы быть лучше всех и чтобы мама хвалила; любознательность и желание узнавать новое или страх наказания за непосещаемость. Иногда родители выставляют и такой мотив: «Чтобы была хорошая работа, когда вырастешь». Но – это мотив слишком отдаленный. В 6-7 лет дети слабо регулируют свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний в данный конкретный момент. Работа – это еще очень нескоро, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гулять и играть…
   Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, если причиной ваших постоянных тревог будут именно оценки как таковые, то в его отношении к школе на первое место выйдут страх и ощущение непосильной ответственности за ваши несбывшиеся ожидания. Оценки в дневнике для него станут важнее реальных знаний, они подменят живой интерес к новому и желание искать ответы на разнообразные «детские вопросы». Правильная мотивационная готовность ребенка к школе начинается с его веры в себя, с его стремления становиться умнее и вообще лучше во всем. И именно в этом направлении он должен ощущать любовь и поддержку родителей, это придаст ему уверенность в своих силах.
   Наконец, очень важно развитие у ребенка так называемой мелкой моторики – тонких, хорошо координируемых движений кисти руки. Во-первых, это придает ему уверенность в себе, а во-вторых, есть такая прямая зависимость: чем точнее движения рук, тем лучше развиваются полушария головного мозга. Терпеливо учить ребенка делать точные движения карандашом при письме и рисовании непросто, поскольку это занятие обязательно должно быть увлекательным, а не становиться неприятной обязанностью. Попробуйте и здесь ввести элементы игры. Например, можно давать малышу дорисовывать ваш рисунок или обводить точечное изображение. Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание мозаики или «Лего».
   А теперь вернемся к началу нашего разговора. Ваш ребенок неплохо читает, считает и даже пишет? Само по себе это хорошо, особенно если он будет поступать в такую школу, где подобные требования предъявляются ко всем. В других же случаях нередко происходит следующее. Если ребенок уже умеет всё то, чему другие только учатся, то ему становится неинтересно, скучно, он отвлекается, становится невнимательным, а главное – не привыкает работать на уроке. В результате класс уходит вперед, к новым, незнакомым ему темам и заданиям, а ваш ребенок начинает отставать. К 3-4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных».
   Этого не произойдет в том случае, если основой подготовки к школе станет правильная мотивация, о чем мы с вами уже говорили. Давно известно, что самые большие трудности и для детей, и для их родителей связаны именно с нежеланием учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Развитое любопытство, познавательный интерес к окружающему миру, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «хочу в школу», а также ваше спокойное, оптимистичное и радостное отношение к началу школьной жизни вашего ребенка, отсутствие завышенных требований к его будущим успехам и, как следствие, отсутствие страха у ребенка перед возможными неудачами – все это создаст хорошие предпосылки к вступлению маленького человека в этот важный для него этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок идет в школу. Презентация

Презентация предназначена для родителей и педагогов подготовительной к школе группы....

Сообщение к родительскому собранию"Ваш ребенок идет в школу"

В сообщении говорится о критериях готовности ребенка к школе....

проект "Взаимодействие педагога и родителя" по теме: "Ваш ребенок идет в школу"

данный материал будет интересен как психологам, так и педагогам по вопросу подготовки детей к обучению  в школе...

Ваш ребенок идет в школу

Презентация для родителей...

Ваш ребенок идет в школу

Готовность детей к обучению в школе...

Ваш ребенок идет в школу .

Вопросы и ответы по теме "Школа"....

Родителям на заметку! "Ребенок идет в школу!"

Что должны знать родители, когда ребенок идет в школу, чтобы при необходимости помочь ему?...