Консультация для родителей старшая группа "Как говорит ваш ребёнок"
консультация (старшая группа) на тему

Boeva 74

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_16.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«Как говорит ваш ребенок»

      Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.

К сожалению, случается, что родители обращают внимание на плохую речь ребенка слишком поздно. Хочется рассказать родителям,  как развивается речь ребенка.

    С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит:

1.Научиться правильно произносить все звуки родного языка.

2.Накопить многотысячный запас слов.

3.Усвоить грамматический строй речи, т.е. правильно объединять слова в предложения, овладеть связной речью.

Ребенок учится говорить на примере речи близких ему людей-родителей, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, товарищей.  

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:

  • родители не слышат недостатков речи своих детей;
  • взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

Ребенок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общения со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.

В течение года в нашем детском саду проводится «Дни открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия. В конце учебного года мы приглашаем взрослых на итоговое занятие-праздник, где дети демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные за это время.

Со старшими дошкольниками, помимо занятий по формированию лексико-грамматических категорий, мы проводим занятия и по обучению грамоте.

Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей, нам удается добиться самого главного — хороших результатов в развитии наших воспитанников.

                      Фонетический слух - основа правильной речи.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

  «Зоопарк».  Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

  «Цепочка». Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук <К>. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

                       Игры для развития слухового внимания.

 « Что за машина?» Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

 «Услышь шепот».   Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

   Речь же самих взрослых, окружающих ребенка, должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

   В настоящее время родители загружены на работе, заняты ежедневными домашними делами. Поэтому рекомендуем с детьми «играть на кухне».

           Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

   «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

   «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички( с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

                            «По дороге из детского сада ( в детский сад).

   «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку- она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

   «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). посмотри вокруг в волшебные очки, какого у тебя цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»

                           Игры на обогащение словаря ребенка.

                     

«Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона какает, а воробей…(чирикает). Сова летает, а заяц…(бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади…(жеребенок) и т. п.

   Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

«Приготовим сок». «Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. п.»

 «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло и все надели пальто и т. п.»

   Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях- ответах.

  «В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

   «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепугались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

   

   Если ребенок будет слышать правильную речь, то и сам он в конце концов будет говорить правильно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Как говорит ваш ребёнок»

Речь ребенка не возникает сама собой, она развивается постепенно....

Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"

Консультация для родителей старших дошкольников "Отдавать ли ребёнка в школу в 6 лет?"...

Консультация для родителей «О чём говорить с ребёнком в семье?»

Консультация для родителей «О чём говорить с ребёнком в семье?»...

Консультация для родителей "Правильно ли говорит Ваш ребёнок"

Статья содержит ряд рекомендаций, которые помогут не допустить возможные ошибки в развитии речи ребёнка. Раскрывает важность правильного речевого окружения....

Консультации для родителей по теме: "Говорите с ребёнком правильно".

Консультации для родителей  по теме: "Говорите с ребёнком правильно"....

Консультация для родителей Правильно ли говорит ваш ребёнок

От своевременного формирования правильного произношения зависит общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...