Речевые игры для психического развития детей
консультация по теме

Максимова (Верховых) Галина Александровна

Речевые игры для малышей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовили:

 воспитатель М.П. Вычугжанина

педагог-психолог Г.А.Верховых

Речевые игры, способствующие психическому развитию детей.

Игры-задания для детей раннего возраста  (2-3 г.)

Цель - развитие мышления, внимания, памяти, сообразительности, крупной и мелкой моторики.

Задание: ребенок повторяет за взрослым слова и выполняет движения.

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая(Приставляем к голове "рожки")
За малыми ребятами.
Ножками - топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками - хлоп-хлоп!
( Зажмуриваемся и открываем глазки)

 - Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет?(Грозим пальчиком)

Забодаю, забодаю! (Бодаемся)

Две веселые овечки

 Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
( Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
 (Встаем на ножки, тянемся вверх)
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки.
(Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(Кружимся)
И в речку свалились.
(Падаем)

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб - оп
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его - хлоп
(ладошкой до лба)
И к уху, зззз
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу) 

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок 

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки,
(показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка,
(показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!
(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки,
(показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки,
(царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять,
(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать !
(двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка 

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки
(идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
(грозим пальчиком)
Лапками гребите
(загребаем ручками),
Зёрнышки ищите
(клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

 Домик

Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе
( ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь
( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук!
( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

 Солнышко

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши)

Счёт

Один, два, три, четыре, пять -(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Тесто 

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп,
Шлёп, шлёп
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)



Предварительный просмотр:

Подготовили:

 воспитатель М.П. Вычугжанина

педагог-психолог Г.А.Верховых

Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду?

Адаптация это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые правила, новые люди.

Ребенок рос в определенных условиях, со стороны взрослых было много внимания, а в детском саду воспитатель один, а деток много и мамы нет рядом. В период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают  и  на пятые – седьмые сутки ребенок может заболеть.

Чтобы ребенок сформировался как полноправная личность, ему необходимо научиться получать удовольствие как от общения, так и от одиночества. Этот процесс идет с переменным успехом и растягивается на годы. Даже в старшей группе детского сада малыши каждый день заново переживают разлуку с родителями. Если вы вместе с малышом изобретете собственные ритуалы расставания, если он будет уверен в вашей любви, то постепенно поймет, что эта разлука вовсе не отнимает у него родителей, а помогает повзрослеть. Кроме того, оставляя малыша на попечение других взрослых, вы на деле демонстрируете, что доверяете ему, верите в его самостоятельность, в то, что ваше отсутствие не помешает ему чувствовать себя счастливым. Разлука с вами означает всего-навсего, что жизнь не стоит на месте. Девять месяцев вы носили под сердцем ребенка. Теперь пришел его черед хранить в своем сердце ваш образ: помнить о вас, с радостью ждать встречи. Когда мамы нет рядом, ребенок часто думает о ней, и, можете не сомневаться, так будет продолжаться еще долгие годы!

   Многие родители спешат оставить детей сразу в детском саду на долгий период времени, но мы рекомендуем этого не делать.

Привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Главная задача родителей – максимально приблизить условия жизни ребенка к порядкам дошкольного учреждения.

В первую очередь необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, одеваться, ходить на горшок и заниматься игрушками, гораздо мягче проходит адаптационный период.

Особое внимание также необходимо уделить рациону питания малыша, приучать его есть разнообразные овощные блюда, каши, творожные запеканки, рыбное суфле. Если, подаваемая в саду пища будет знакома ребенку, то это также в свою очередь облегчит процесс адаптации.

Режим ребенка также следует максимально приблизить к режиму детского сада: Большое значение имеет также эмоциональный настрой ребенка. Необходимо создать положительный образ воспитателя и сада, но не утрированный. Следует рассказывать ребенку как проходит день в детском саду, чем он будет там заниматься, играть с ним в детский сад.

 Найдите время попрощаться с малышом, но не уступайте его обычному плачу и не затягивайте момент расставания. Ничего не обещайте (вернуться в определенный час, позвонить). Если вы этого выполнить не сможете, то рискуете потерять доверие малыша и зародить в нем чувство ненадежности его существования. Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. При виде плачущего ребенка взрослый теряется: он знает по своему опыту, как трудно утешить горюющего человека, слезы ребенка затрагивают болезненные чувства и воспоминания взрослого, и он готов сделать все, лишь бы слезы прекратились. Ребенок же слезами "разговаривает" Ребенок хочет говорить именно о расставании, а то, что он плачет, показывает, как сильно он хочет об этом говорить. Об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему, маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч. Мама, которую плачущий малыш "вернул с порога", которая решила "не травмировать" ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась, тем самым просто "откладывает" разговор о расставаниях и встречах.
Такой разговор обязательно рано или поздно состоится.
Для ребенка умение прощаться и отпускать - вовсе не мелочь, а важный аспект истинно человеческих отношений. Может быть, первый в его жизни опыт отношений в социуме, где ты - важен, но ты - не один. Победить "сцены" помогут "ритуалы".

"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:

- на три минутки берет малыша на руки;  

- целует и говорит, куда уходит и когда придет;  

- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);

- говорит "спасибо" и "пока-пока";

- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;

- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;

- уходит.

Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.

Фразы, которые ухудшают ситуацию

Вот 5 фраз, которые мамы произносят, отчаявшись убедить ребенка в том, что им нужно уйти по делам:

-  "Ты же сам говорил (говорила), что здесь хорошо, почему ты теперь не хочешь оставаться?";

-  "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";

- "Ну пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";

-  "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";

-  "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".
Адаптационный период считается успешно законченным, если: ребенок с аппетитом ест; быстро засыпает и легко просыпается; активен в речи и играх как со взрослыми, так и с детьми.

  Длительность адаптации индивидуальна:

- если с ребенком систематически занимаются дома, ребенок растет общительным, самостоятельным, то период адаптации заканчивается за 10-12 дней;

- если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц или более.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательно-речевые игры в физическом развитии детей

Консультация для воспитателей и родителей в виде буклета. Может быть использован как раздаточный материал на родительском собрании и мастер-классе....

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности

Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение ...

Коррекция речевого и психического развития детей дошкольного возраста со смешанными специфическими растройствами психической сферы в экспериментальной деятельности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им  окружающего мира. До...

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет

Особенности речевого и психического развития детей 4-5 лет...

Игры с платочками с детьми раннего возраста, как средство речевого, физического и психического развития.

Платочки – самое, наверное, простое дидактическое пособие, которое есть в каждом детском саду, а тем более в доме.Их можно сшить, а можно и использовать обыкновенные носовые платочки.Чем же они ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с задержкой психического развития (дети с ЗПР) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии И.Д.Коненковой «Обследование реч...