Рекомендации родителям будущих первоклассников на тему "Готов ли ваш ребенок в школу"
консультация (подготовительная группа) на тему

Струкова Леся Ивановна

В каком возрасте оптимально отдавать ребенка в первый класс? Какие критерии оценки готовности ребенка к школе? И самое главное-критерии оценки психологической готовности к школе. Возможно на все эти вопросы вы найдете ответ в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditelyam_budushchih_pervrklassnikov.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-хлетнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

•        выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

•        рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);

•        рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости - с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);.

Каковы критерии готовности ребенка к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

•        состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

•        как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

•        цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

•        знаки +, -, =, >, <;

•        название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

•        называть числа в прямом и обратном порядке;

•        соотносить цифру и число предметов;

•        составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

•        пользоваться знаками арифметических действий;

•        измерять длину предметов с помощью условной меры;

•        составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

•        делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

•        ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

К началу обучения в школе в области развития речи дети должны уметь:

•        строить сложные предложения разных видов;

•        составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

•        находить слова с определенным звуком;

•        определять место звука в слове;

•        составлять предложения из 3-4 слов;

•        разбирать простые предложения на слова;

•        разбивать слова на слоги (части);

•        различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

•        самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

В области представлений об окружающем мире:

•        уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

•        иметь представление о сезонных явлениях природы;

•        знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1. Социально-психологическая готовность к школе:

•        учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

•        умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

•        умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

•        развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

•        пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

•        координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

•        развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

•        развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

•        развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

Умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;

Умение употреблять разные части речи точно по смыслу;

Умение использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

Умение отвечать на вопросы и задавать их;

Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов;

Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок);

Кругозор (представление ребенка о мире достаточно  развернуто, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам санпин 2.42.1178-02 "гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?

В книгах Л.Ф. Тихомировой, А.В.. Басова "Развитие логического мышления детей". Ярославль, 1996, Л.А.Венгер, А.Л. Венгер "Готов ли ваш ребенок к школе". Москва, 1994 представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.

Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей.  С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "ШКОЛА УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ"

Перед тем как отправить ребенка в первый класс, родители, как правило, стараются подготовить его к школе: учат читать, считать, рисовать, помогают разнообразные пособия, помогающие развивать способнос...