Психологическая подготовка детей к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Молодницкая Альфия Закариевна

Подготовка ребенка к школе в условиях семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_shkole_1.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ

И ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ    

СЕМЬИ

 СОСТАВИТЕЛЬ: педагог-психолог Молодницкая А.З.

 

 ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЛЮБИЛ ЧИТАТЬ

  • Чтение должно с самого начала соединяться только с удовольствием!

Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

  • Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
  • Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
  • Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет,

за которым интересно следить.

     А теперь о маневрах – их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами.

                           

Метод Кассиля

     Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически «нет времени» на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему, убили все-таки главного героя или нет. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе – строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

       

   

Метод Искры Даунис

          Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона,

где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с

ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном

месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод неграмотной татарской женщины

     У одной татарской женщины достаточно смышленый сын в четыре  года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой негра-

мотной  мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка- баба Катя. И мальчик решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать - плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика: «Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались». Что тут стало с матерью! «Зачем ты обижаешь моего ребенка? Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь». Дальше – больше. Мать зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда чистит картошку, что-нибудь почитать ей «Тогда – объясняла она сыну - ручки меньше болят». Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку  и читает. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал хорошим математиком и работает за границей.

Советы родителям будущих первоклассников

     Так как же должны вести себя взрослые, чтобы ребенок хорошо учился и ходил в школу с желанием? Прежде всего, маленький ученик должен  чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень интересно знать, что происходило в школе, что нового узнал он сегодня. Поддерживайте  интерес  к учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь (использовать навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения - чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

Усидчивость, которой нет

      Усидчивость можно воспитать только через игру. Сейчас много всяких раскрасок с заданиями: садитесь вместе с ребенком и занимайтесь. Подойдет старый детсадовский метод: к нам в гости пришел Незнайка, Лиса Алиса и так далее.., давай его научим, давай ей покажем, как ты умеешь…И обязательно хвалить: ребенка  7-10 лет надо учить «на успехе». В этом возрасте дети особенно ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми. Поэтому для пап мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для повышения интереса к школе  и обучению.

           Помогите обрести чувство уверенности в себе

     Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как

дома. Научите ребенка внимательно относительно к своим нуждам, своевременно и естественно  сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить.   Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

                            Приучайте к самостоятельности   

       Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать  пуговицы и молнии. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

Первые месяцы могут быть очень сложными. К сентябрю запаситесь витаминами, отпуском (чтобы  забирать ребенка домой пораньше), постарайтесь первое время не нагружать его музыкальной школой, иностранными языками и прочим дополнительным образованием. А вот любая физическая нагрузка будет только на пользу. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Многим детям с началом учебы впервые придется превратится  в «ранних пта- шек»,то есть каждое утро вставать по будильнику. По мнению психологов, ранний подъем может вызвать стресс. А представьте, что сыну или дочке, кроме того, чтобы встать, умыться, позавтракать, придется полчаса просовывать пуговицы в петли нового жилета? Отсюда совет: одежда для первоклашки должна быть максимально удобной.

     Например, рубашки с пуговицами можно заменить кофтами на молниях. Удобными должны быть и школьные  принадлежности. Посмотрите заранее, чтобы ручка не была ни слишком тонкой, ни слишком толстой для пальцев ребенка, чтобы тетрадка не скользила по столу, а у карандаша не ломался каждые две минуты стержень. Думая об удобстве, не забывайте о безопасности «обмундирования» и снаряжения маленького школьника.

       Например, выбирая сумку, лучше купить рюкзак или ранец, а не мешок через плечо или портфель. С рюкзаком  у ребенка останутся свободными руки - значит, он спокойно сможет подержаться за какое-нибудь перильце, переходя лужу или пробираясь по гололеду.

       Конечно, грызть гранит науки не такое веселое дело. Особенно для новичка.

Поэтому постарайтесь связать выполнение уроков с каким-нибудь увлекательным занятием. Допустим, ребенок ходит в танцевальный кружок или занимается фигурным катанием. Если просто говорить: «Пока математику не сделаешь, на кружок не пойдешь!»- это может просто заставить отпрыска делать домашние задания тяп-ляп. Лучше объясните, что математика, к примеру, поможет ребенку легче рассчитать движения в танце, а умение читать позволит прочесть очень интересную книгу про знаменитых фигуристов.

     Важно, чтобы малыш твердо уяснил: одно знание тянет за собой другое знание, а одна недоделка тянет за собой новую недоделку.

 

      Как известно, заботливые родители стремятся засунуть в портфель своему

малышу что-нибудь вкусненькое, чтобы пожевал на переменке. Но школа - среда, где наряду с разными «заморочками» правит дух коллективизма.

     И ребенку сложно отказаться поделиться своим бутербродом с товарищем. Поэтому, во-первых, первоклассника надо приучить, что если он кого-то угощает, то ни в коем случае нельзя давать откусывать от своего «продукта».

      Пусть лучше отломит половинку, а еще удобнее, если вы заранее порежете, например, яблоко на дольки и положите в таком виде в пакетик. И главное - направляя на путь истинного маленького человечка, не отчаивайтесь и не опускайте руки! Тогда, в конце концов, у вас и вашего ребенка обязательно все получится.         

        У многих первоклашек уже есть собственный компьютер. Однако экспертыпредупреждают, всем кто долго сидит за компьютером, грозят опасные заболевания. Недаром такое серьезное внимание на правила пользования компьютером обращает Министерство здравоохранения. Первоклашка может «дружить с компьютером» максимум час в день.

                                 

Не покупайте синтетику!

  1. Внимательно изучите маркировку одежды (это такой ярлычок с дан-

     ными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке

     и стирке изделия). И еще: сам этот ярлычок должен быть вшит в шов.

     Это гарантия того, что перед вами изделие, выполненное добросовест-

     ным производителем. Не стоит покупать костюм, если маркировка

     закреплена булавкой или просто оторвана.

  1. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть

уход за изделием. Например, на значке «глажка» должно стоять

две точки. Если отмечена только одна или вообще запрещено гла-

               дить и стирать ткань, отказывайтесь от этой одежды – она синтети-

ческая.

  1. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину сос-

тоять из шерсти, вискозы, то есть натуральных материалов.

  1. Проверьте подкладку. Она должна быть из натуральной ткани.

Никакой жесткой, «стеклянной» (хотя и более практичной) синте-

тики не допускается!

  1. Внимательно рассмотрите форму, надетую на плечики. На изделии,

в котором, к примеру, много полиэфира (синтетического материала),

образуются катышки.

        

  1. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школь-

ной одежды – к одному пиджаку  три блузки  или рубашки, две

юбочки  (сарафан +юбка или двое брюк). Так одежда будет не

очень быстро изнашиваться, а школьник – всегда будет выглядеть опрятным.

                       

                      Выбирайте не программу, а учителя

           

     Есть и такой совет: не выбирайте программу – выбирайте учителя, потому то в начальной школе все зависит не от программы, а от педагога. Сегодня

многие говорят, что некогда популярная система Зонкова не оправдывает себя, а новый комплект учебников по традиционной программе, напротив, очень удачный. А вообще по объему знаний к средним классам предусматривается единый для всех программ результат, который просто достигается несколько разными путями.

            Надо ли учить читать, писать и считать?

     Если ребенок хочет читать и считать – пусть читает и считает. Главное, следите, чтобы он делал это правильно. Читал, например, по звукам, а не по буквам. И еще важнее, чтобы он не столько умел, сколько любил читать. Не хочет – не надо, в школе научат. А вот писать не учите совсем (разве что печатными буквами!).     Правила писания букв, соединения достаточно  сложные, и переучивать неправильно пишущего ребенка потом очень трудно.

      Главная «писательская» проблема – цифры. Их пишут неведомыми зигзагами, снизу, сбоку.… И переучивать детей приходиться до окончания  начальной школы. В общем, главное не научить, а научить правильно.  И еще: как единодушно считают педагоги, намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы учителя, логически мыслил, хорошо пересказывал и «воображал».

      Чтобы был достаточно самостоятельным: мог обслужить себя в быту (аккуратно одеться – раздеться, беречь и содержать в порядке свои вещи), без помощи взрослых выполнять простейшие задания. Бросьте все силы на пополнение словарного запаса (беды нашего времени), обеспечив ребенка не только детским (в саду), но взрослым уровнем общения.

     Также в начальной школе потребуется развитая рука (для письма): подарите ребенку конструктор и раскраску, пусть он рвет и стрижет, что угодно, лепит из пластилина. Научите правильно держать ручку.

               

                   Предварительные собеседования

        

     Их проводят психологи детсадов, школ, учителя чаще всего в весенние кани-

кулы. Главная цель таких собеседований – выявить «пробелы» вашего ребенка, над которыми надо поработать до 1 сентября. А потом психолог посоветует, в какой класс лучше направить малыша. Окончательное слово в этом вопросе остается за родителями, но к советам лучше прислушаться. Ведь вы не хотите, чтобы ребенок унижался и мучился, ощущая себя в сильном классе белой вороной.

 

Логопедический ребенок

    Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое

место рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте

про классы с ранним изучением иностранного языка.

А н г л и й с к и й

                

     Нынче это совершенное помешательство. Лучше учить английский в школе, когда ребенок уже знает русские буквы. А еще лучше, когда он уже хорошо

по-русски пишет. Ранний дошкольный иностранный почти всегда приводит

к путанице в правописании: буква русская, буква английская. В начальной школе есть классы с изучением иностранного языка (в старших классах  такиедети изучают второй иностранный язык). Учиться в них сложно, идти туда нужно сильным детям. Если ребенок болезненный (часто пропускает занятия), логопедический (язычок «сломается»), изучение иностранного языка лучше отложить. И потом, его всегда можно «нагнать».

                

Элитная или простая школа

        В элитных школах (гимназиях) требования выше, выше и степень материального участия родителей в проблемах школы. Если в дошкольном возрасте никаких сверхспособностей и талантов ваш малыш не обнаружил (или вы не заметили), и тем более вы сомневаетесь в посильности элитных школы и класса, отдавайте ребенка в обычную школу. Если там он проявит недюжинные математические способности или склонность к языкам, потом переведите его в спецкласс, куда действительно способного ребенка всегда возьмут.

Кстати, спецклассы есть и в обычных школах. Например, гуманитарный и

математический сегодня не дефицит.

«Факторы риска», на которые следует обратить особое

внимание при подготовке ребенка к школе

Д е я т е л ь н о с т ь    и     о б щ е е    р а з в и т и е

  • Неспособность понять инструкцию (задание) и трудности выполнения за-

даний – даже с помощью взрослых.

  • Хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость

     постоянных указаний взрослых («не отвлекайся», «будь внимателен» и т.п.).

  • Трудность работы без отвлечений – даже в течении 5-7 минут.
  • Явно отрицательная реакция на неудачу (слезы, отказ от работы).
  • Низкий запас сведений, знаний.
  • Трудности вербально - логического и наглядно – образного мышления.
  • Низкий уровень развития памяти.
  • Особое внимание обратите на: способность ребенка правильно воспринимать обращенные к нему вопросы.
  • Умение четко и правильно отвечать на них.
  • Умение объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

     У р о в е н ь    р е ч е в о г о     р а з в и т и я   

    Факторы риска:

  • Бедный запас слов.
  • Плохое умение грамотно строить предложение.
  • Трудности артикуляции.
  • Нарушения звукопроизношения.

Как правило, эти факторы риска связаны с задержкой речевого развития в раннем детстве и заметны у детей, которые вовремя не получили необходимой логопедический помощи.

   Р а з в и т и е    к о о р д и н а ц и и     д в и ж е н и й     и     г р а ф и ч е с –

   к и х     у м е н и й

    Факторы риска:

  • Неловкость при выполнении задания.
  • Неспособность  выполнить задание.
  • Низкий уровень координации движений пальцев.
  • Неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии.
  • Неровность, нечеткость штрихов.
  • Тремор (дрожание рук).

 

       З р и т ел ь н о е    в о с п р и я т и е

 

     Факторы риска:

  • Затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний.
  • Неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размерности, наклона и т.п.).

Не огорчайтесь, если результаты не очень удовлетворили вас, и не показывайте своего огорчения ребенку, но не откладывайте « на завтра» работу с ним.

         

                            Дорос  ли  ребенок  до  школы?

 

      Когда речь идет о подготовке детей к школе, в первую очередь необходимо серьезно позаботиться о психологической готовности. Одной из наиболее распространенных  причин школьной неуспеваемости является то, что многие дети «малы» психологически, т.е. не готовы к школьному типу обучения. Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличается от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным  (не опаздывать  на уроки, выполнять домашние задания и т.п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т.п.), т.е. для того чтобы начало школьного обучения стало благополучным стартом  нового этапа развития, ребенок должен быть готов к иным новым формам сотрудничества с взрослым.

      Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптаци и неврозах, повышенной школьной тревожности. Следовательно, очень важно, чтобы вступая на порог школы, ребенок был готов к принятию новой единой социальной позиции – к положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, к новому образу жизни. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе.

Отношение  к  школе

 

  Во многом задачу по подготовке  ребенка к школе можно считать решенной, если воспитатель и родитель сформировали у него положительное отношение к ней, если школа привлекает старшего дошкольника главным образом новой интересной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых. Тяга ребенка учиться в школе очень велика и естественна. Однако нередко можно встретить и таких детей, которые боятся идти в школу.

       Чаще всего причиной подобного отношения является то, что детей запугивают сами взрослые: «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты в школу пойдешь?», «Снова ты ничего не знаешь. Как ты будешь учиться? Одни двойки и будешь получать», - а это очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. Если же ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при  наличии относительно высокого уровня интеллектуального развития он будет учиться очень неровно.

Отношения  с  окружающими

   Изменяются с поступлением в школу и отношения ребенка с окружающими.

Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы.

       И дома к нему уже  относятся по другому: как к человеку, у которого есть  своя «работа», обязанности и права, с которыми семья считается. В классе много незнакомых ребят, с ними он будет учиться, проводить свободное время. Все это требует от первоклассника умения устанавливать с взрослыми и сверстниками  соответствующие взаимоотношения. Учеными доказано, что возможность  принятия учебной задачи  зависит от характера отношения ребенка к взрослому, точнее, от того, как ребенок

воспринимает занимаемую взрослым позицию  и какой смысл вкладывает в слова и действия обращающегося к нему взрослого. Ребенок, прежде всего,

должен уметь правильно воспринимать учителя, его действия, и слова.

      Во многих случаях неуспеваемость учащихся объясняется односторонним восприятием учителем: дети либо относятся к нему примерно так же, как и к своей маме или воспитательнице детского сада, либо воспринимают его исключительно как учителя и не замечают у него общечеловеческих свойств и качеств. В этом случае дети просто не могут адекватно отнестись к тем задачам, которые он ставит перед ними.

   

                        Подготовка  ребенка  к  школе  и  игра

    Жизнь в современной семье характеризуется тем, что не только у взрослых, но и у детей мало свободного времени, а если оно и есть, то они не умеют организовать его, т.к. их не научили играть. Чего хотим мы взрослые? Конечно, подготовить ребенка к школе, да так, чтобы был не глупее других.

      Нам приходится нанимать репетиторов, водить детей в разнообразные студии, кружки, где изучают иностранный язык, осваивают компьютеры, логику, риторику и прочее, прочее…

    Интерес ребенка – жизнь, бытие, игра, познание. На них  как раз и не хватает

времени. Рук не хватит, чтобы сосчитать, сколько за последнее время открылось так называемых «школ развития», удовлетворяющих потребность родителей (а не детей) в интеллектуальной подготовке ребенка к школе. И в противовес им – ни одной «школы игры». Впоследствии ранняя интеллектуализация ребенка оборачивается множеством конфликтов, с которыми и он, и его родители непременно сталкиваются в период школьного обучения. Чрезмерное увлечение насыщением операциональной подготовки ребенка к школе блокирует развитие других сфер, вне которых невозможно обеспечение целостной и полноценной готовности к освоению нового и довольно  сложного вида деятельности – учебной, предпосылки которой формируются именно в игре.

      Именно в игре преимущественно осуществляется и интеллектуальное, и эмоциональное, и личностное развитие ребенка. Так, развитие мышления и воображения ребенка  в игре происходит оттого, что в ней существуют условные действия, которые, усложняясь, постепенно переходят в умственный план. Кроме того, в игре происходит развитие личности ребенка. Принимая на себя различные роли, он учится  сочувствовать, сопереживать, понимать отношения между людьми. В игре он учится согласовывать свои действия с действиями сверстников, что и обеспечивает социализацию ребенка.

И г р ы   по   п р а в и л а м 

     

   Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладывается в играх. В данном случае решающее значение имеют игры по правилам. Они по-

являются к концу дошкольного детства и непосредственно предшествуют учеб-

ной деятельности. Именно в них ребенок учится сознательно подчиняться  пра-

вилам, причем эти правила довольно легко становятся для него внутренними, не

принудительными. В свою очередь, «овладеть правилом, значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной за

даче» (по А.Н. Леонтьеву).

       При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче, учебным целям. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Таким образом, игры по правилам естественно и закономерно вводят ребенка в деятельность, задача которой состоит в том, чтобы научиться той или иной игре, освоить ее принцип и правила, овладеть ее способом. Подготовка к предстоящей игре служит наилучшей мотивацией для деятельности  учебного типа у старших дошкольников.

                      Отношение к самому себе

     

     Изменения, происходящие в сфере отношений с другими людьми, не могу не отразиться  на отношении ребенка к самому себе. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов происходит качественный скачок в изменении самоотношения ребенка. Если самооценка дошкольника целостна,

т.е. он не различает себя как субъекта деятельности  и себя как личность, то самооценка  младших школьников уже более объективна, обоснована, рефлексивна и дифференцирована. Появление этого нового – опосредованного - отношения к себе как раз и  является необходимым фундаментом и особой психологической предпосылкой для формирования таких важнейших компонентов учебной деятельности, как контроль и оценка, и тесно связано с возникновением у ребенка позиции, которая совмещает различные точки зрения – позиции децентрации. В развитии самосознания,  самооценки ребенка одним из главных факторов служит оценка взрослого. Здесь следует отметить, что отрицательная оценка взрослого, вступающая в противовес с собственной оценкой ребенка, специфично воспринимается им и не способствует ни дальнейшим контактам с взрослым, ни продолжению деятельности.

           

                 Воображение  важнее, чем  знания

 

       Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально – этическую, волевую и мотивационную подготовленность  ребенка.

       Однако формирование у детей определенных, пусть даже весьма значимых для школьного обучения, знаний, умений, и навыков, в которых так заинтересованы современные родители и даже некоторые педагоги, еще не гарантируют успешности обучения в будущем. Конечно, определенный кругозор, многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику как фундамент, как основа того нового, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Но этого еще недостаточно, чтобы ребенок овладел программой современной школы. Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности.

      Быть готовым к обучению в школе – значит дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы (умозаключения), действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять  интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.

           Учить без принуждения

   Существует ложное мнение, что учить без принуждения просто невозможно.

Но такой метод у любого ребенка вызывает только скуку и отвращение к обучению. Секрет интереса к учебе не столько в занимательности, - ведь редко кому  из педагогов удается каждый раз придумывать что – то необыкновенное, - сколько в успехах  детей, в их ощущении своего роста, движения вперед. Найти  возможность похвалить, поддержать ребенка – это первое условие обеспечения успеха. Только успех учит ребенка быть целеустремленным.

                     

Р е ц е п т ы   п о д о б н о г о  у ч е н и я:

  1. Поддерживайте каждый, даже самый маленький,  успех ребенка.
  2. Вдохновляйте его на новые достижения.
  3. Хвалите за конкретное дело, действие и не бойтесь  перехвалить.
  4. Есть множество причин отказа ребенка от деятельности, занятий. Постарайтесь сосредоточиться лишь на одной из них и подумайте, чем конкретно вы можете помочь ребенку.
  5. Принуждение порождает отвращение к учению, поэтому ни в коем случае не принуждайте.
  6. Точно определите, что нужно ребенку: строгость, похвала, или, может быть, его надо на некоторое время просто оставить в покое?
  7. Терпение и еще раз терпение! Любовь к учению иногда вспыхивает неожиданно.
  8. Помните, что отрицательная оценка (и отметка в том числе) – враг интереса

и творчества. Двойка, полученная ребенком, - это уже наказание для него.

Не ругайте за «плохие» отметки, иначе это будет повторным наказанием за один и тот же проступок.

  1. Верьте в ребенка. Только ваша вера способна вселить в ребенка уверен-

ность в собственные силы и возможности. Не оскорбляйте  ребенка недоверием. У него могут быть свои, непохожие  на ваши, интересы, мнения, тайны, желания

Учите   детей   удивляться.

     Не менее значительным показателем развития интеллектуальной сферы поступающего в школу ребенка служат сформированные у него уровень познавательного отношения к действительности и способности удивляться, искать причины замеченного. Стремление к познанию почти неисчерпаемо  у нормально развивающего дошкольника. Своими «Почему?», «Что?», «Зачем?» они постоянно атакуют взрослого. Именно детские вопросы являются важнейшим показателем познавательной активности ребенка, познавательного отношения к миру.

     Однако познавательный интерес не одинаково развит у детей. Необходимою

предпосылку развития любознательности составляют ориентировочно - исследовательские реакции, вызываемые новизной окружающих предметов. Характер же этой новизны не является постоянным, он изменяется. В младшем возрасте любопытство ребенка вызывает яркая игрушка или ее неожиданное исчезновение – это так называемая внешняя сенсорная новизна. Позднее свою любознательность малыш проявляет к новизне внутренней, интеллектуальной. Но такого перехода может не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего, если он постоянно слышит: «Не лезь!», «Не трогай!», «Не мешай!», «Не болтай лишнего!» и т.п.

В о л е в о е   у с и л и е

       Нельзя оставить без внимания и эмоционально – волевую готовность будущего  школьника. Ведь его ждет напряженный труд, ему придется спокойно сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, работать в едином темпе со всем классом и при этом аккуратно выполнять задания, что не так – то легко, когда на солнечном дворе другие ребята играют в мяч, а в портфеле у тебя новый подаренный отцом конструктор и хочется поделиться с соседом по парте последними важными новостями.

      И так нелегко порой бывает отказаться, отвлечься от них на время ради самого важного сейчас – учебы. Чтобы сделать это, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением. О формировании этих волевых качеств также следует позаботиться заранее – ведь не сразу, не вдруг появляются они у человека.

           Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

        Для полнокровной жизни ребенка в школе имеет огромное значение и то, с какими нравственными чувствами он придет в школу. При правильном воспитании этот нравственный багаж довольно ценен и не  мал у ребят. У старших дошкольников уже развиты  зачатки таких важных чувств, как чувство долга и ответственности, трудолюбия и т.п. Устойчивые чувства становятся мотивом  поведения в этом возрасте. Формированию эмоционально – волевых  черт способствует активное усвоение и дифференцирование в дошкольные годы понятий «хорошо» и «плохо», элементарных норм поведения, которыми они начинают пользоваться как своеобразными эталонами, мерками при оценке поступков окружающих, литературных персонажей и своих собственных.

Таким образом, чтобы обеспечить нормальный переход  ребенка в

школу, ему необходима продуманная психологическая  подготовка.

Важно, чтобы она была всесторонней и осуществлялась в единстве

всех граней воспитания.

                         Готовность ребенка к школе

Специальная

П С И Х О Л О Г И Ч Е С К А Я

Физическая

Личностная и

социально-

психологическая

Интеллектуальная

Эмоционально –

волевая

Умение

читать,

писать,

считать.

Принятие позиции школьника.

Отношение:

- к школе;

- к учебной

деятельности;

- к учителям;

- к себе.

Ориентирование

ребенка

в окружающем

мире, запас его

знаний, усвоенных

в системе.

Радость ожидания

обучения. Развитие высших чувств и эмоций.

Способность:

- соподчинять мотивы

- управлять своим

поведением.

Состояние

здоровья,

физическое

развитие.

Умение общаться:

- со взрослыми;

- со сверстниками.

Способность войти

в детское общество

Желание узнать

новое. Любозна-

тельность.

Сенсорное развитие.

Развитие образных

представлений.

Развитие речи

и мышления.

Умение организовать

рабочее место и

поддерживать поря-

док на нем.

Положительное отно-

шение к целям дея-

тельности,

принятие их.

Развитие

анализатор-

ных систем.

Развитие

мелких

групп мышц.

Стремление преодоле-

вать трудности.

Стремление к достижению результата

своей деятельности.

Развитие

основных

движений

( бег,

прыжки )

 

       П р е е м с т в е н н ос т ь

        

      - Учет детским садом требований школы к ученику;

      - учет школой достижений и возможностей детей.

                      Фазы кризиса у детей 6-7 лет

Докритическая

К р и т и ч е с к а я

Послекритическая

Признаки, характерные для первоклассников, рано поступившего в школу

- Ребенок очень

доволен игрой.

- Субъективное

стремление к школе

( результат подго-

товки) без объективных предпосылок.

- Ребенок приходит в 1 класс без сформированных предпосылок перехода от

игры к учебной деятельности.

- Получая первое замечание, переживая

неуспех в учебной деятельности, тянется

к игре.

- Ребенок переживает эмоционально –

личностный дискомфорт.

- В поведении ребенка негативная симп-

томатика, направленная на учителей и

родителей.

- Ребенок вынужден наравне

с учебой заниматься игрой.

- Восстанавливается эмоцио-

нально – личностный ком-

форт, сглаживается негативная  симптоматика.

- Но отставание, начавшееся

в 1 классе, может накапливаться.

- В результате общая неуспеваемость.

Признаки, характерные для дошкольника, запоздавшего с поступлением в школу

- Игра отходит на

второй план.

- Ребенок  тянется

к продуктивно –

значимой деятельности.

- Возникает желание стать школьником.

- Ребенок готов к учебной деятельности

( субъективно и объективно ).

- Но формально переход к учебе запаздывает.

- Негативная симптоматика ребенка

направлена на родителей.  

- С приходом в школу

восстанавливается

внутренний комфорт

ребенка, а негативные

симптомы исчезают.

познавательная мотивация

                         И м е е т с я

О т с у т с т в у е т

Любопытство ко всему

Пассивное поведение

Активность в поиске взаимосвязей

в предмете познания

Равнодушие

Ненасыщаемость в познании

Уход от умственного напряжения

Основные виды заболеваний и их влияние на

учебный процесс

З а б о л е в а н и е

П р о б л е м ы   в  о б у ч е н и и

      Нарушение осанки

Ошибки логопедического характера, утомляемость.

Паховая грыжа

Неровный почерк, поспешность в выполнении за-

дания.

Нарушение сердечной деятельности

Повышенная тревожность, отсутствует умение найти ошибки, быстрая утомляемость

Миндалины,

аденоиды

Неровный почерк, нарушение тормозных реакций, контрастное поведение

Бронхиальная астма

Неровный почерк, быстрая утомляемость,  забывчивость

Катаракта

Быстрая утомляемость, проблемы с памятью.

Миопия

Иллюзия зрения, пропуск, перестановка и

искажение букв, медленное чтение.

У р о в н и   а д а п т а ц и и

Высокий

Средний

Низкий

Положительное отношение к

школе. Внимательность.

Выполнение поручений учителя.

Посещение школы не вызывает отрицательных переживаний. Выполнение поручений при контроле учителя.

Отрицательное отношение к школе. Частые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье.

Учебный материал усваиава-

ся  легко.

Учебный материал понимается при хорошем изложении

учителя.

Учебный материал  усваивается фрагментарно. Требуется помощь учителя.

Занимает благоприятное положение в классе.

Дружит со многими одно-

классниками.

Близких друзей нет.

 

Факторы, влияющие на адаптацию

        

П о з и т и в н о

Н е г а т и в н о

Адекватность самооценки своего положения.

. Неправильные методы воспитания в семье

Своевременность перехода от игры к учению.

Функциональная неготовность к обучение в

школе.

Правильные методы воспитания в семье.

Неудовлетворенность в общении со взрослыми.

Благоприятный статус в группе сверстников.

Неадекватное осознание своего положения

в группе сверстников.

Мотивация детей при поступлении в школу

Тип мотива

Характеристика

поведения ребенка

П р и м е р

С о ц и а л ь н ы й

Занимается потому, что понимает: это важно и нужно.

«Я хочу в школу, потому что все дети

должны учиться: это нужно и важно».

Учебно-

познавательный

Желание научиться чему-то

новому;  интерес к новым знаниям.

«В школе я узнаю много нового».

О ц е н о ч н ы й

Занимается потому, что за это хвалят взрослые.

«Я хочу в школу, потому, что там буду получать только пятерки».

П о з и ц и о н н ы й

Занимается тогда, когда много атрибутики.

«Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду маленькие;

мне купят тетради, пенал, портфель».

В н е ш н и й,

не связанный со школой

Занимается тогда, когда на этом настаивают.

«Пойду в школу потому, что так мама

сказала».

И г р о в о й

Хорошо занимается  лишь

тогда, когда занятие построено

в виде игры.

 

«Хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями.

Следствия помощи (или ее отсутствия) детям

при выполнении домашних заданий

Если родители помогают ребенку

Если ребенок предоставлен сам себе

Ребенок чувствует, что близкий человек пони-

мает его проблемы. Когда он вырастет, то,

скорее всего, тоже будет заботливым, понимающим и помогающим.

Ребенок учиться самостоятельно принимать

решения и ответственность за результаты

своей учебы.  Став взрослым, он, скорее всего,

Если родители помогают ребенку

Если ребенок предоставлен  сам себе

Ребенок получает опыт перекладывания ответ-

ственности на другого;

у него формируется  ожидание помощи и го-

товность ее принять.

У детей развивается  недоверие к другим,

из-за чего у них появляется убеждение:

надеяться можно только на самого себя.

Часто увеличивается дистанция между роди-

телями и детьми.

Возможно появление у ребенка неуверенности

в своих силах, чувство зависимости от взрослых и собственной неполноценности при чрезмерной помощи взрослых.

Ребенок учиться самостоятельно планировать

свое время и усилия. Если у него все будет

получаться, то может развиться  уверенность

в своих силах; если же будут неудачи, то про-

 явится чувство собственной неполноценнос-

ти.

Ситуация успеха и ее создание

               

Состояние

страха

Скрытая

инструкция

Авансирование

Персональная

исключительность

Усиление

мотивации

Высокая оценка

детали

    «Ничего страшного… Бывает, что

     люди боятся…»

   «Ты же помнишь, что…»

   « У тебя получиться…»

   « Только у тебя и может полу-

       читься…»          

         

   «Нам это так нужно для…»

    «Вот эта часть у тебя замечатель-

      на!»

         

                                   

Д  е  л  а  й  т  е!

  •  Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.
  •  Радуйтесь вашему сыну, дочке.
  •  Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  •  Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.
  •  Установите четкие и определенные требования к ребенке.
  •  В разговоре с ребенком называйте  как можно больше предметов, их приз-

   наков, сообщайте о возможных действиях с ними.

  •  Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  •  Говорите четко, ясно.
  •  Будьте терпеливы.
  •  Сначала спрашивайте «Что?», а потом – «Зачем?» и «Почему?».
  •  Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  •  Поощряйте любопытство, любознательность и воображение ребенка.
  •  Чаще хвалите ребенка.
  •  Поощряйте игры с другими детьми.
  •  Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог

      бы рассказать.

  •  Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами делал что-то по дому.
  •  Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок

   ребенка: пусть он чаще слушает их.

  •  Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекциони-

   ровать, рисовать и пр.).

  •  Регулярно водите ребенка в библиотеку.
  •  Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы полу-

   чаете от чтения, занятия любимым делом, помощи другим людям.

  •  Не теряйте чувство юмора.
  •  Играйте с ребенком в разные игры.
  •  Чем-то занимайтесь вместе, всей семьей.
  •  Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес.
  •  Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по

    вопросам воспитания.

Задавайте себе вопросы.

 Какое впечатление я произвожу на ребенка?

  •  Веду ли я с ним достаточно непринужденно и свободно?
  •  Чувствует ли себя ребенок со мной свободно?
  •  Умею ли я расположить его к себе?
  •  Могу ли я говорить с ним на любые темы?
  •  Удается ли мне убедить ребенка или я чаще приказываю?
  •  Бывают ли ситуации, в которых ребенок неохотно общается со мно

Н  е       д  е  л  а  й  т  е

  • Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь,

   пока ребенок не закончил рассказывать. Другими словами, не давайте повода

   думать, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

  •  Не задавайте слишком много вопросов
  •  Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  •  Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.
  •  Не требуйте слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем ребенок          

   приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок

   свою комнату.

  •  Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, пере-

    делай».

  •  Не говорите : « Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».
  •  Не надо критиковать ребенка, тем более не следует этого делать в присутствии

   других людей.

  •  Не ограничивайте ребенка множеством правил: он перестанет обращать на них

    внимание.

  •  Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил, всех ваших

   чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.

  •  Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу изменения в ребенке

   как в положительную, так и в отрицательную сторону.

  •  Не сравнивайте ребенка с другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с со-

    седями, ни с его приятелями или родственниками.

  •  Не находитесь на глазах у ребенка без дела.
  •  При сомнении, как поступать, не торопитесь.

                                             

                                                    Скоро в школу.

 «Скоро в школу» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слы-

шат эту фразу. А если ребенок идет в школу первый раз, то тем более…

Родители начинают думать:

  • готов ли мой ребенок?
  • хватит ли ему усидчивости?
  • что делать, если ребенок не любит убирать за собой?
  • как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит караку-

     ли?

  • обучать ли ребенка чтению?
  • в какую школу его отдать?
  • какую учебную программу выбрать? 

     

Обнаружив, что ребенок чего – то не может, начинает искать:

  • экспресс – студии по подготовке к школе,
  • группы по подготовке,
  • курсы по … и т.п.

     Обычно родители обещают обучить ребенка чтению, письму, счету. Родители успокаиваются. Научат. Значит «наш» не хуже других будет. А у ребенка начинаются слезы, упрямство, нет желания идти в эту студию, где все – экс

пресс» и совсем нет игры и где для всех все одинаково и неинтересно. Родитель срывается  на ребенка- ребенок замыкается и «ненавидит» идти в школу.

Что же делать?

Прежде всего успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние».

  • Посмотрите на своего ребенка со стороны.
  • Почитайте умные книги.
  • Поиграйте в умные игры.
  • Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень ва-

шего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.

  •   Спокойно побеседуйте со своим ребенком:
  •   Расскажите о школе.
  •   Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками, учителя-

     ми.  

  • Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорче-

      ния).

  •   Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, первые по-

     ложительные оценки (где и за что)

  •   Постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить

     свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.

  • Расскажите, как приятно вам было идти в школу и чувствовать запах

     флоксов, георгинов, роз.

  • Постарайтесь дать понять ребенку следующее:

« ЕСЛИ ТЕБЕ ВДРУГ БУДЕТ ТРУДНО, Я ТЕБЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУ

И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙМУ, И МЫ ВМЕСТЕ СПРАВИМСЯ СО ВСЕМИ

ТРУДНОСТЯМИ».

  Для ребенка «первый раз - в школу», все что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут –

тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам?

Кто поможет нашему ребенку? Только мы, родные люди:

  • Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний

     в день)

  •   Расскажите сказку и через игру, музыкальные образы и т.д. постарайтесь на-

     строить его на  обучение.

                           Обратите внимание

  •   К школе ребенка нужно готовить с рождения (а может и раньше), тогда не бу-        

       дет паники перед школой.

  •   Лучше с самого начала запастись  полезной литературой и постепенно ее чи-

     тать.

  •   Желательно с рождения играть с ребенком в умные игры ,они универсальны и

     развивают умения и навыки, которые необходимы в школе.

  •   Если вы привыкли быть с книгой, ваш ребенок будет делать то же самое.
  •   Если вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза

     (только не делайте за него, делайте вместе).

  • Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (самыми раз-

     нами ), справочниками, это снимает многие проблемы в школе.

  • Если ребенок вместе с вами бывает в музеях, на выставках, на интересных

     спектаклях, то это еще один плюс.

  • Если, гуляя с ребенком ( в парке, в лесу), вы много ему рассказываете ему о

     растениях, птицах, животных, а также даете высказаться самому ребенку и

     внимательно его слушаете – это еще один «плюс». Развивается любознатель-

     ность, речь, умение слушать и пр.

  • Если вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете

     своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения, рек-

     ламных шаблонов в речи, плохого зрения и многого другого.

  • Если вы даете возможность ребенку высказаться по тому или иному вопросу

     и стараетесь дослушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его

     логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.

  • Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.
  • Если Вы стремитесь понять переживания и слезы Вашего ребенка, то способствуйте созданию более доверительных и добрых отношений между вами.
  • Если Ваш ребенок с удовольствием заботиться о Ваших родителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына и отца.
  • Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.
  • Если Ваш ребенок стремиться в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог...

Все это и многое- многое другое - слагаемые успешного обучения в школе.

Старайтесь:

  • обойтись без «не»: не трогай - разобьешь, не делай - не получиться, не беги - упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на отрицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края», «Беги осторожно», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и т.д.
  • обойтись без сравнения своего ребенка с другими. Сравнивайте своего ребенка с самим собой: «Вчера ты два слова прочел, а сегодня уже три. Молодец!»
  • не говорить о недостатках своего ребенка другим людям в его присутствии. Это только кажется, что он чем - то занят и ничего не слышит.
  • не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии
  • не принимать «в лоб» все то, что написано в тетрадях - «подготовишках»: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься.

ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     Известно, что из всего класса примерно 20% детей могут пропускать буквы в письменных работах. На начальном этапе обучения это обычное явление, имеющее несколько причин. Первая: ребенок неточно воспринимает звуковой облик слова. В этом случае вы можете повторить с ним тест на различение и выбор фонем, а потом еще раз проработать упражнения по развитию буквенно-звукового анализа.

Есть и другой вариант. Возможно, ребенок плохо умеет сосредоточиваться. Тогда стоит вернуться к упражнениям на концентрацию внимания; Может быть, он не очень четко контролирует свои действия. В этом случае советуем  упражнения на самоконтроль, графические диктанты «Узор». Если же эти ошибки постоянны и не преодолеваются, обратитесь за помощью к логопеду.

     Если вы заметили, что ребенок постоянно допускает орфографические ошибки, хотя при этом может назубок ответить любое правило, — это случай так называемой «неразвитой орфографической зоркости». В этом случае, во-первых, у ребенка могут быть проблемы с самоконтролем. Тогда вам поможет интенсивное повторение  графического диктанта и «Узор». Во-вторых, не исключено, что ребенок не умеет распределять свое внимание или его внимания не хватает для выполнения больших заданий, восприятие большого объема информации. В этом случае советуем повторить упражнения  на развитие объема и распределения внимания. Пользуйтесь каждой удобной минутой, чтобы поиграть с ребенком в «запоминание». Указанные упражнения можно варьировать. Эффективно также постоянное заучивание стихов наизусть. Но, возможно, ребенок допускает ошибки и потому, что не различает звуки. В этом случае вернитесь к упражнениям на внимание, развивающим фонематический слух.

     Ребенок может быть невнимательным и рассеянным.

Этим страдают около 17% класса, если не больше. Не огорчайтесь: это поправимо. Причин может быть несколько.

Первая : ребенку трудно следовать правилам и требованиям.

Вторая : ребенок пока не в состоянии запомнить и осмыслить лавину информации, которая на него обрушилась. Вместе с тем это не исключает и плохой концентрации внимания — значит, вам следует обратить внимание на упражнения  «Развитие концентрации внимания», «Развитие концентрации и устойчивости внимания».           

     Многие дети испытывают трудности при решении математических задач.

 Если это распространяется на вашего ребенка, возможно у него недостаточно хорошо развито логическое мышление. Может помочь консультация у школьного психолога и психоневролога. Существует вероятность того, что ребенок с трудом понимает грамматические конструкции, из которых состоят условия задач. Тогда стоит его потренировать в умении разбираться в грамматике.  Возможен  невысокий уровень развития образного мышления. Потренируйте его с помощью школьного психолога.

     Случается, что дети испытывают трудности при пересказывании текста. Возможны причины: ребенок не умеет планировать свои действия, в том числе и речь.  А может быть, ребенок не умеет запоминать логику текста? Поупражняетесь с ним в запоминании текста. Если дело в не очень высоком уровне развития образного мышления — снова поиграйте в игры, развивающие образное мышление. Если вам кажется, что у ребенка не очень развита речь, — используйте упражнения, в которых дополнительной целью является развитие связной речи.

     Неусидчивыми в той или иной степени бывают все дети. Чаще всего это вызвано тем, что ребенку трудно выполнять различные требования, в том числе и дисциплины. Займитесь с ребенком упражнениями, вырабатывающими умение следовать школьным правилам и требованиям. Причиной неусидчивости могут быть индивидуальные особенности ребенка,— понаблюдайте за ним, постарайтесь, чтобы дома он работал в щадящем режиме, а в школе эти его особенности учитывались учителем. Если вам кажется, что у ребенка плохо развита сила воли, помогут упражнения  «Развитие произвольного внимания», «Развитие концентрации и устойчивости внимания» — одним словом, все, что требует внимания в сочетании с терпением и аккуратностью.     

     Вам указывают на то, что ребенок с трудом понимает объяснение с первого раза. Явление распространенное. Он либо не привык следовать по правилам, либо (что вполне возможно) ребенок не умеет концентрироваться, плохо слушает. .Может быть, вашему ребенку мешает низкий уровень развития восприятия или даже, имеет место нарушение слуха — в этом случае обязательно обратитесь за помощью к врачу. Если плохо развито словесно-логическое мышление, обратитесь к психологу и психоневрологу.      

      Если вы часто слышите жалобы учителей на «Постоянную грязь в тетради», причина может таиться в слабом развитии тонкой моторики. Вспомните, часто ли ваш ребенок собирал конструктор из мелких деталей, играл в мозаику, что-нибудь плел или нанизывал бусы? Если — нет, постарайтесь этим заняться. Поможет также выполнение, и копирование мелких рисунков, детализированных раскрасок. Может быть, ребенок плохо ориентируется в тетради. Повторите с ним приведенные в книге диктанты. Если это связано с невнимательностью (когда ребенок часто исправляет уже написанное), повторите с ним упражнения на развитие концентрации, устойчивости внимания.

 

     Вы заметили (или узнали от учителя), что ребенок плохо знает таблицу сложения (умножения). Среди возможных причин — низкий уровень развития механической памяти. Следует,  как можно чаще сочинять сказки о разных словах, запоминать ряды разных слов. Возможно, причина и в недостаточно развитой долговременной памяти. Случается, что уровень развития логического мышления ниже возрастной нормы. Проконсультируйтесь у психолога о выборе упражнений на развитие логического мышления. Если ребенок плохо концентрируется, вернитесь к упражнениям на концентрацию внимания. Вполне вероятно, что и трудности с таблицей умножения берут начало в неумении следовать правилам.

   

  Дети часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Здесь, прежде всего, следует  приучить ребенка следовать правилам, работать по заданному образцу и т.д.               

Некоторым родителям приходится слышать жалобы на то, что ребенок постоянно забывает дома учебные принадлежности. Основная причина этого — высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность, Советуем наблюдать, за ребенком, учитывать его личные особенности. Но, возможно, дело в невнимательности, рассеянности ребенка, распространяющейся и на сугубо бытовые вещи. Повторите упражнения на переключение, распределение и концентрацию внимания.

     Если ребенок плохо списывает с доски, значит, он не научился работать по образцу (и тогда вам в помощь предлагаются упражнения) Не исключено, что у ребенка низкий уровень переключения внимания. В этом случае подойдут упражнения соответствующие. Если ребенок не может уделять внимание сразу многим вещам, лучше повторить упражнения на развитие объема внимания. Если он не может запомнить информацию даже на короткое время, — потренируйте его кратковременную память.

     Иногда родители обнаруживают, что домашнюю работу ребенок выполняет прекрасно, а с работой в классе справляется плохо. Основной причиной этого может быть то, что ребенок еще не привык заниматься ни в какой обстановке, кроме домашней. Советуем понаблюдать за ребенком. Учителя в этом случае должны учитывать его индивидуальные особенности.

Учитель отмечает, что ему приходится каждое задание повторять по несколько раз, прежде чем ребенок начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень концентрации, неустойчивость внимания. В этом случае обратитесь к тестам и упражнениям на развитие концентрации и устойчивости внимания. Возможно, ребенок еще не достаточно привык выполнять указания взрослых. Повторите с ним упражнения на развитие произвольного внимания и на развитие умения контролировать и планировать свои действия.

Могут быть жалобы и на то, что ребенок постоянно переспрашивает учителя. Если здесь дело в невнимательности, регулярно упражняйтесь в развитии умений концентрировать внимание, а также в развитии объема, устойчивости и переключения внимания.                                 

Далеко не сразу учителям удается добиться того, чтобы все дети освоили умение ориентироваться в тетради. У ребенка проблемы с «красной строкой», а фраза «Отступи две клетки туда и три сюда» для него сложнее любой задачки. Вероятно, виноват низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве. Как можно больше занимайтесь с ним графическими диктантами. Возможно, у ребенка слабо развита мелкая мускулатура кистей рук. Помогут рисование мелких узоров, детализированные раскраски и различные конструкторы из мелких деталей, мозаика, лепка, рукоделие.

Ребенок часто поднимает руку, а если его спросили, молчит. Наверное, он еще не воспринимает себя как школьника или у него заниженная самооценка. Скорректировать это поможет психолог.                 

Учитель обратил внимание на то, что ребенок испытывает страх перед опросом. Основной причиной обычно оказывается заниженная самооценка. Такое тревожное состояние можно снять терапевтическим воздействием. А может быть, ребенок просто реагирует на домашние неурядицы? Понаблюдайте за ним. Постарайтесь вселить в ребенка уверенность в том, что вы его любите и будете любить независимо от его школьных успехов или неудач. Это лучшая гарантия обретения им уверенности в своих силах.

Азы правильного письма

              Если ребенок пропускает буквы при письме

     Если   ребенок   старается   писать слишком быстро, он может пропускать

части букв, соединений. В этом случае поможет, если вы научите его писать

под счет.

      Часто встречаются пропуски букв и гласных, и согласных. Например:

«см» — вместо «сом» «лв» — вместо «лев» «кнга» — вместо «книга».

 Пропускают    и    согласные буквы:

«вешака» — вместо «вешалка»

«стек » — вместо «стекло» «гага» — вместо «книга».

     Попробуйте некоторое время диктовать ребенку слова так, чтобы он, не спеша, успевал писать за вами. Для этого вам нужно «петь», тянуть буквы: ко-о-о-з-зы бу-у-ук-к-кв-в-а,  д-о-о-м.

      В этом случае ребенок успевает хорошо услышать все буквы в словах. Когда ребенок начнет писать быстрее, «распевку» можно будет сократить.

     Научите ребенка самого диктовать себе слова во время письма, во время проверки. Так малышу будет легче правильно написать слово, а если ошибка сделана, то легче ее увидеть.

«Отзеркаливание»

     «Отзеркаливание» букв при письме у ребенка является следствием недоформирования пространственных представлений. Часто такие трудности возникают у детей, которые в свое время мало ползали или не ползали вообще, т. к. пространственные представления начинают формироваться именно в период ползанья.

      При недоформировании пространственных представлений дети путают также «право» и «лево», буквы «Б» и «Д», не могут изобразить на бумаге объемные фигуры, испытывают затруднения при определении времени на часах со стрелками, где не написаны соответствующие цифры.

     Решить эти трудности помогут детские головоломки, целью которых является конструирование на плоскости разнообразных предметных силуэтов, объемные пазлы, а также специальные пособия, развивающие пространственные представления. В более трудных случаях - занятия со школьным логопедом.

Ребенок один дома

     Кого можно впустить в дом? Тщательно проговорите, а лучше напишите список людей, которые могут прийти к вашему ребенку, когда он остается дома один.

     Как реагировать на звонок в дверь? Проинструктируйте ребенка, чтобы он игнорировал звонки и не вступал в переговоры с незнакомыми людьми за дверью, даже если это почтальоны, сантехники или кто бы то ни был еще.

     Как отвечать на телефонные звонки? Если ребенку позволено поднимать телефонную трубку (что разумно, ведь ему можете позвонить вы сами), то он должен научится отвечать, не вдаваясь в подробности: «Мама сейчас не может подойти, я передам ей - и она перезвонит вам позже.

     Чем можно заняться ребенку в ваше отсутствие? Можно ли пользоваться микроволновкой или плитой. Включать компьютер или телевизор? Заранее дайте исчерпывающие ответы на все эти вопросы, иначе вам придется обсуждать их в течение всего рабочего дня.

Мама, который час?

     Ребенок пошел в школу. Волей-неволей надо узнавать, который час. Для первоклассника это очень трудно. Как научить детей определять время?

     Сделайте циферблат из картона и отметьте только часы, а минуты оставляем на потом. Для начала разберемся с часами, а с минутами справимся позже.

     Итак, объясняем, что время делится на: час, больше часа, час с половиной, около двух часов, два, чуть больше двух... Это займет немного времени, пока ребенок не поймёт.

     Когда он уверенно начнет ориентироваться по часовой стрелке, только тогда переходите с минутной стрелкой в пределах 60 минут. Не надо торопиться совмещать стрелки. Работа же с часовой стрелкой может быть начата в 3, 4, 5 лет.

Характеристика готовности ребенка

к началу школьного обучения

А. ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

1.   Ребенок хочет идти в школу.

2.   Особого желания нет пока идти в школу.

3.   Идти в школу не хочет.

Б. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

1.   Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

2.   Собственные цели учения не осознаются, привлекательная только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т.д.).

3.   Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

В. УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ, АДЕКВАТНО ВЕСТИ СЕБЯ И РЕАГИРОВАТЬ НА СИТУАЦИЮ

1.   Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2.   Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3.   Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимание ситуации.

Г. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

1.   Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дошкольных внешних стимулах.

2.   Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

3.   Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Д. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Тематическое планирование занятий по психологической подготовке детей к школе

Тематическое планирование занятий с детьми подготовительных группы (Программа рассчитана 8 мес. - 1 занятие в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психологической подготовке детей к школе « Психологическая азбука»

Рабочая программа, учебно-тематическое планирование на год. Примерный конспект занятия....

«Психологическая подготовка детей к школе. Я — первоклассник»

План-конспекторганизации совместной непосредственной образовательной деятельности по подготовке детей к школе в рамках реализации ФГОС ДОО. Тема: «Психологическая подготовка детей к школе. Я...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе. «В школу с радостью!»

Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и  включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание»...

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...