Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ребенка
консультация (младшая группа) на тему

Лескина Ирина Николаевна

Как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у трёхлетнего малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Лескина И. Н.

ГБДОУ д/с. №74

комбинированного вида

 Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ребенка

Развитие мелкой моторики способствует не только общему развитию, но влияет на развитие речи, памяти и внимания. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии малыша. 

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), водить ладошками по мягкой ткани, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, рассказывать и показывать ребенку совершаемые действия, давать возможность принимать в них участие.  

Давно замечено, что чем быстрее работает малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.

Основной вид деятельности ребенка с 1 года до 3 лет-это предметно-манипулятивная деятельность и ролевая игра. В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие речевого общения. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов. В ролевой игре ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых.

Как известно, дети уже после первого года их жизни начинают интенсивно овладевать многими новыми действиями, ранее им не известными: такими, как застёгивание пуговиц одежды, нанизывание бусинок на нитки и т. д., что способствует развитию у них, так называемой, мелкой моторики. А это в свою очередь совершенствует его координацию движений, речь, внимание, мышление, воображение, зрительную память и т. д.

Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у трёхлетнего малыша?

Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры.

Попросите его, например, собрать матрёшки, пирамидку; завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок, нанизывать на нитки бусинки, застегивать пуговицы на верхней одежде. И при этом обратите внимание:
1. На темп выполнения задания;
2. На напряжение кистей и пальцев;
3. Правильность выполнения действий.

Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у него мелкая моторика сформирована хорошо.

Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это явный признак недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует обращать внимание.

Для того что бы Вашему ребенку нравились занятия, то все предложенные задания должны быть в игровой форме. Для начала насыпьте в коробку крупу (лучше горох или фасоль) и положите туда любимые игрушки ребенка, он с удовольствием будет их доставать и вместе с этим стараться удержать пальчиками мелкие горошины. Детям все интересно, а особенно если его действие сопровождается звуковым эффектом, то этим занятие он будет заниматься с удовольствием, предложите ему сделать шарики из фольги, почистить мандарин, развернуть мелкие предметы, завернутые в разноцветную фольгу. 

Очень полезно с ребенком играть в игры как: «Сорока - белобока», «Ладушки», чем эмоциональнее игра, тем быстрее ребенок осваивает новые навыки. Пример:

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.

Все это сопровождается мимикой и имитацией рук и ног, причем данное задание можно выполнять как стоя, так и сидя.

В магазинах появилось множество игр и пособий для развития мелкой моторики, но, на мой взгляд, они не могут заменить ребенку возможности познавать мир по средствам простых предметов, которые нас окружают. Ему будет намного интереснее одевать и снимать прищепки, просовывать макароны через дуршлаг, рвать салфетки и т.д. И самое главное, общайтесь с ребенком, не идите по пути наименьшего сопротивления, предоставив ему планшет или телевизор, ведь развитие тонких движений пальцев рук у малыша (мелкой моторики) положительно влияет не только на функциональное развитие речевой зоны коры головного мозга, а в дальнейшем это способствует более быстрому освоению техники письма.

Развивать мелкую моторику рук никогда не поздно, но чем раньше вы начнете работать с ребенком, тем быстрее он освоит навыки самообслуживания. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мелкой моторики как необходимое условие речевого развития ребенка

Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления реб...

Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ребенка.

Развитие мелкой моторики способствует не только общему развитию, но влияет на развитие речи, памяти и внимания....

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребёнка.

Полноценное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, а именно в 3-6 летнем возрасте, очень важно, поскольку от этого зависят речевые навыки, успехи в обучении и социализация. От прим...

Беседа с родителями на тему: «Влияние мелкой моторики на умственное развитие детей»

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формиро...

Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием

В консультации для родителей раскрыты нормы развития мелкой моторики, а также представлены примеры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста....

Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ребенка

Разнообразие мелкой моторики способствует не только общему развитию, но влияет на развитие речи, памяти и скорости на его общие интеллектуальные способности скорости реакции. Дело в том, что упражнени...