«Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»
консультация (младшая группа) на тему

Материал содержит консультацию для воспитателей и родителей по организации сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno_rolevaya_igra.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сюжетно-ролевая игра в младшем дошкольном возрасте»

Консультация для воспитателей.

Д.В. Менжеритская писала: «Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным; по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки, использовать разные предметы -заместители и даже преодолевать определенные трудности с сюжетом игры и ее правилами.»

Л.С. Выготский считал, что «игра ребенка не  есть простое воспоминание о пережитом, но есть творческая переработка впечатлений, комбинирование их и построение их них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Цель - это отправная точка, с которой начинается развитие игры.

 В младшем дошкольном возрасте игра должна преследовать следующие цели и задачи:

- развитие навыков общения;

- развитие интеллектуальных способностей;

- развитие умения действовать в коллективе;

- раскрывать и совершать индивидуальные качества малыша.

Не следует забывать, что игра имеет определенные компоненты, и  отсутствие одного из них может уничтожить  игру. Так игра предполагает:

-ограничение в пространстве;

-ограничение во времени;

-имеет определенные правила добровольно принятые, но обязательные для всех участников,

-имеет непредсказуемое развитие;

-деятельность в вымышленном мире;

- игра должна и делает играющих друзьями и доставляет удовольствие и радость.

Учитывая всё это, во 2 младшей группе дети могут играть в следующие сюжетно-ролевые игры:

•        «Профессии». Дети совершают путешествие в волшебный город. Там они превращаются волшебником во взрослых людей, и выбирают «кем быть?»

Перед игрой необходимо проделать, возможно, неоднодневную, предварительную работу: побеседовать о том, какие бывают профессии, узнать, знают ли дети, кто по профессии их родители и что они делают на своей работе. Хорошо, если есть альбом «Профессии», тогда дети увидят одежду или униформу представителей людей труда увидят серьезное выражение их лиц, мужественный характер пожарных, смелость летчиков, доброту продавца игрушек и т.д.

Таким образом, уже в младшем возрасте начинается развитие такого важного психического качества, как творческое восприятие.  Предварительная работа для игры «Профессии» включает также и экскурсии на кухню детского сада, в медицинский кабинет, детям можно загадывать загадки о труде, почитать  и выучить с ними  стихи или отрывки из них, прочитать с ними произведения:

«Как мы ездили в зоологический сад» (Житков)

«Петушок с семьёй» (Ушинский)

«Маша-растеряша» (Воронкова)

«Как Маша стала большой» (Пермяк)

 «Айболит» (Чуковский)

А также пальчиковые  игры, потешки, русские народные сказки.

Родители для более успешного проведения игры тоже могут включиться в изготовление атрибутов к игре, например, они могут взять на себя роль швеи – пошив постельного белья с ребенком, кукольной одежды, кухонных принадлежностей: фартучков, колпачков повара, полотенец ….

В младшем дошкольном возрасте дети, отвечая на вопрос, кем бы они хотели поработать в волшебном городе, выбирают профессии «Продавец» (магазин), «Парикмахер» (салон красоты), «Доктор» (больница), «Воспитатель».

Так именно игра создает «зону ближайшего развития» и поэтому особенно в младшем дошкольном возрасте должна быть ведущий деятельностью. В возрасте 3-4 лет ребенок начинает выходить за пределы семейного круга, и взрослый для него - это уже не только член семьи, но и источником определенной информации. Желание ребенка быть похожим на большого, сильного всезнающего взрослого и позволяет развить умение жить в социуме, управлять своим поведением, действовать коллективно.

Главное - помочь ребенку играть содержательно, ведь и мама не просто молча кормит свою дочку, но и объясняет ей, как правильно держать ложку, сидеть на стульчике, пользоваться салфеткой, беседует с ней на интересные темы…

Взрослый не должен быть главным распорядителем в игре, он включается в игру исподволь, случайно содействует тому, чтобы ребенок сам брал на себя роль. Однако не следует думать, что 2-3-4-летние дети сами могут затеять коллективную ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра повышает умственную активность ребенка и он, играя, может решить более трудную задачу, чем на занятии, что не говорит о том, что занятия должны проводиться только в форме игры. Полезны, конечно, и наблюдения, и беседы, и чтение, и рассматривание картин, и встречи с интересными людьми и другие методы.

Консультация для родителей: сюжетно-ролевые игры детей

Ребенок создает игру на основе эпизодов из жизни и собственной фантазии, поэтому в ней переплетаются реальность и вымысел. Ролевая игра, особенно если она разыгрывается несколькими детьми, полезна для социализации. В ней ребенок готовит себя к самым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период школьной жизни. В дошкольном возрасте у ребенка только одна возможность побыть взрослым - в ролевой игре.

На вопрос, сколько времени играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры, любой психолог ответит: «столько, сколько ему необходимо». Не существует готовых положений о том, сколько, в какое время, до или после еды играть с ребенком. Однако, как правило, нетрудно понять в какой момент ребенок переиграл, а когда не доиграл.

Самое очевидное влияние взрослого на ролевую игру это старт самой игры, показать, как и во что можно играть. Играя, можно воспитывать малыша. Для того чтобы правильно организовать ролевую игру надо помнить три простых правила. Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребенка. Во-вторых, игра - это творческий процесс, не стоит загонять ребенка в какие бы то ни было жёсткие рамки. В-третьих, старайтесь, что бы игра менялась и имела свое развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребенок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык. Поощряйте это.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в больницу, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - плюшевый мишка получает слишком много лекарства - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить новых героев, например.

Постоянное присутствие взрослого. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Также вмешиваться взрослому разумно, если игра становится слишком жестокой и злой, герои превращаются в злодеев. Но не торопитесь бежать к своему «монстру» и останавливать игру! Вспомните, хорошо ли вы ему объяснили понятия добра и зла, хорошего и плохого. Ведь все эти понятия – не самое простое из того, что должен понимать дошкольник. Еще приглядитесь внимательней, в каких героев он превратился: может быть, это «чудище» вовсе не злое? В современных мультфильмах внешний образ и даже имена обманчивы. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он «прилип» к какому-нибудь сомнительному мультику, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев, будьте уверены, запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Может в ней плохие герои превратятся в хороших, а может, появятся хорошие герои, которые будут привлекательней плохих? Решать вам.

По тому, как и во что играет дошкольник можно поверхностно судить о его развитии, а также не требовать от него слишком многого в игре.

Взрослея, он может развертывать в игре разнообразные последовательные события, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2-3 партнеров, реализовать сюжетные события через ролевые взаимоотношения и предметные действия.

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Игра в «семью» уместна и для обычного семейного вечера, и для веселого времяпрепровождения с гостями. Для начала распределите роли между участниками. Причем папой может быть и 3-летний малыш, а настоящая мама может исполнять роль маленькой доченьки. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, ремонтирует мебель, мастерит. Мама - хозяйка в доме, готовит еду, стирает, убирает, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. А еще в семье могут быть дедушка, бабушка, тетя, собака, кошка и т. д.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в пожарных, врачей, милиционеров и прочее.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия). Для этого вам хватит … рук. Вспомните: большой и средний палец – это ноги, а указательный голова. Раз-два, и человечки готовы, придумайте им роли и вперед, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического контакта родителя с ребенком.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым тканью, из стульев – вариантов масса. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно чувствовать себя защищенным, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «свое», чего он ощутить не может, даже в собственной комнате.

Сюжетно-ролевые игры могут помочь справиться с разными детскими страхами или неприятием чего-либо. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой. А с тем, кто вечером с трудом засыпает, поиграть в игру «львенок хочет спать».

Если ребёнок не хочет ходить в садик, то в процессе игры «Детский сад» родители поймут, что именно не нравится их малышу. Стоит только внимательно понаблюдать за тем, как именно играет ребёнок: что он говорит от имени воспитательницы, няни, других детей. Таким образом вы обязательно узнаете, что же больше всего беспокоит малыша - тревожащая ситуация в игре обязательно проявится.

Организация ролевой игры

- старайтесь постепенно усложнять игры, чтобы ребенок развивался.

- создайте домашнюю систему игр с ребенком. В одни игры играет папа, в другие мама, в какие-то бабушки, дедушки, а в некоторые рекомендуется играть всей семьей.

- старайтесь даже в ролевую игру вносить элементы соперничества. Все дворовые ролевые игры – прятки, салки и другие – построены на своего рода борьбе. Дети, умеющие соревноваться, более дружелюбны

- оказывайте внимание и уважение ко всем детским играм

- проявляйте инициативу и желание участвовать в игре.

- сопереживайте чувствам ребенка

- папам необходимо минимум 20 минут в день играть с ребенком.

- место для ролевой игры принципиального значения не имеет.

- игры должны периодически повторяться, чтобы ребенок понял, чему он научился.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:

•        Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)

•        Эстетичной на вид

•        Соответствовать возрасту

•        Многофункциональной

Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Играйте со своими детьми , ведь от этого вы только выигрываете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста

В возрасте 3-4 лет дети охотно играют в ролевые игры, создавая сюжет.Просматривается в сюежете и гендерное воспитание детей. Девочки охотнее играют в дочки-матери, магазин, парикмахерскую. А мальчики ...

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Очень нужный и полезный материал для воспитателей детских садов....

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного  возраста"...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста....