Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
консультация на тему

Погорелая Виктория Борисовна

В данной рекомендациях рассмотрены основные задачи, особенности и преимущества нетрадиционной техники рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Погорелая Виктория Борисовна

воспитатель ВКК

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №132»

г. Воронеж

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Ученные установили, что уровень развития рук детей, находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Сухомлинский В.А. в свое время отметил, что «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». И действительно пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость. Формируется игровая и учебно–практическая деятельность, развиваются интеллектуальные способности. Нетрадиционные техники рисования является отражающим способом создания чего-либо нового, оригинального произведения искусства, где наиважнейшим моментом является собственная фантазия, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться. Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных ассоциаций». Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методические приемы такие как: гимнастика для пальчиков, игры, связанные с пальчиками, а также целая система игровых упражнений. Это используeтся в комплексе на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой, изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования и многое другое. Рассмотрим преимущества использования нетрадиционных техник рисования:

  • за счет использования нетрадиционной техники рисования, развивается мелкая моторика пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • в нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов;  
  • технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку;
  • нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей;
  • нестандартные способы рисования помогают взрослому развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.

Использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

В. Никитина в своей книге «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», отмечала, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Нетрадиционная техника рисования ставит перед собой ряд задач:

  • сформировать у детей технические навыки рисования;
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники;
  • развивать воображение и творческие способности детей;
  • обогащать и расширять художественный опыт детей;
  • побуждать ребенка экспериментировать;
  • поощрять и поддерживать творческие находки.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Так рисование пальчиками в младшей группе, дает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу необходимо начинать с одного цвета, но с использованием разные движения, оставить разные отпечатки, а затем постепенно увеличивать цвета. Далее можно перейти к технике рисования детей ладошкой (одна из любимых детьми), украшать эти ладошки. Например: с использованием скороговорки: «Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папа, Этот пальчик мама, Этот пальчик Я (мизинец)».

Детям очень нравится этот способ рисования. С удовольствием ребята осваивают технику рисования пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы. Кроме того, необходимо научить детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Эту технику в основном используют, если надо нарисовать что–нибудь пушистое или колючее. В возрасте четырех лет можно приучить детей к технике «тампонирование». В этой технике хорошо нарисовать что–нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Достаточно интересна техника «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Так же применить для нетрадиционной техники рисования можно различные предметы в виде мастер классов, например, в преддверия праздника Пасхи, можно раскрасить яйца, очень интересно на яйце смотрятся к примеру, набрызги, точечные рисунки, или техника рисования отпечатками листьев. а в Рождество украшая печенье применять свои художественные способности с помощью посыпок, кокосовой стружки, пищевых красителей и т.д. В новый год делать украшения для елки, применять технику нетрадиционного рисования с использованием елочных шаров. Много интересного можно придумать и в «Праздник Осени», «День Нептуна» и др. праздники, привлечь детей к процессу творчества. При развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через нетрадиционные техники рисования необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Список литературы:

1. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Литера, 2008. – 32с.

2. Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду М.: КАРО – 2010. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Данная презентация знакомит с некоторыми видами нетрадиционного рисования  для творчества детей в детском садуи   для рисования дома....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Развитие мелкой моторики – это естественный процесс, начинается он уже в младенческом возрасте. Сначала, ребенок учится простым хватательным жестам, потом осваивает перекладывание предметов из р...

"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования."

Мелкая моторика- это система разнообразных движений, в которых учавствуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребенка, особое внима...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования...

Консультация по теме саморазвития: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

Материал предполагает консультации по разным видам техник, рекомендовано для использования в работе с детьми и для работы с родителями...