Сенсорное развитие ребенка. Игры с песком как естественная и доступная форма деятельности.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Инна Сергеевна Абалакина

Играя с песком, малыш освобождается от  накопившегося стресса, даёт волю фантазии и развивается комплексно и всесторонне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebenka._igry_s_peskom.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие ребенка.  Игры с песком как естественная и доступная форма деятельности».

«В одно мгновение видеть вечность,

огромный мир в зерне песка». Уильям Блейк.

В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно. Ведь игра с песком, как процесс развития самосознания ребенка и его «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом- эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Все дети любят играть в песочнице. При помощи игр в песок можно обучать и развивать детей. Игры с песком имеют огромное значение для физического и психического развития ребёнка. Играя с песком, малыш освобождается от  накопившегося стресса, даёт волю фантазии и развивается комплексно и всесторонне. Особое удобство в «домашней» песочнице- возможность играть с песком и в непогоду и зимой.

Самое простое, что можно делать- это просто пересыпать песок и наблюдать за его движением. Он очень интересно падает и струится между пальцами, как будто «живой», падает, а потом еще продолжает свое движение.

Теоретически играть с песочницей можно начать с 1 года (на пару с родителем).
Практически — не все дети готовы к этому.
Одни будут завороженно следить за мамиными действиями с песком и дисциплинированно действовать в рамках своих возможностей. Другие будут хватать и раскидывать песок, и убедить их играть по-другому невозможно. Значит, откладываем песочницу до поры :)))
Возможно и такое, что один и тот же ребенок в год — завороженно смотрит, а в 2,5 хватает и кидает.
с 3,5 лет большинство детей готовы к игре, а не к подготовке плацдарма для генеральной уборки.

Разумеется, мама в процессе игры должна быть рядом и контролировать происходящее. Для игры пригодятся и «инструменты»: большая ложка, шумовка, совочек, грабли, формочки, маленькие игрушки, палочки, машинки, детская посудка.

Как играть?

Для самых маленьких: просто пересыпать песок, пропускать его через пальцы, трогать ручкой. Сухой и влажный песок дает разные тактильные ощущения, поэтому воду тоже хорошо подключать к игре.
Рисовать пальчиком дорожки и следы.
Пересыпать песок из одной емкости в другую.
«Норки» — делаем норки для зверушек.
«Прятки» — закапываем предметы в песок, надо найти.

«Горка»- формируем из  песка гору, вдоль стен которой делаем неширокие «дорожки» для маленьких мячиков. После чего можно скатывать небольшие шарики по этим спускам.

Закапывание ручек-еще одно развлечение, которое может понравиться малышу и привести его в восторг.

Разыгрывать сказки на песке — «Посадил дед репку…».
Рисование палочками и пальчиками.
Лепим руками (это проще, чем делать куличики).

 Ближе к 2 годам дети уже могут играть в простейшие игры: покатать по проложенной  дорожке машинку, приготовить «еду» и накормить животных-обитателей «фермы», посадить игрушечные растения.

Ближе к трем годам лепим куличики.

Песочница и всё что к ней прилагается не должно находится в постоянном свободном доступе. Пусть ребенок играет сколь угодно часто и долго, но после игры всё всегда собирается и убирается.
Это важно, и дело тут не только в риске нечаянно рассыпать песок — так у ребенка сохранится особое отношение к этой игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,

Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...

«Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 1 до 3 лет».Консультация для воспитателей, автор: воспитатель Зуй З.И.

Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливая опыт – полученные с их...

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 1 до 3 лет»

Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливая опыт – пол...

"Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 1 до 3 лет"

quot;Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 1 до 3 лет"...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение с

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение сенсорного раз...